Консультативная беседа с педагогами школы на тему "Психологическое здоровье педагогов"
консультация

Несмачная Мария Сергеевна

Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом. (И.В. Дубровина).

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психологического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnaya_beseda_s_pedagogami_shkoly.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема консультативной беседы: " «Психологическое здоровье педагогов"

Разработала педагог-психолог

МБОУ СОШ№6 имени Л.Д. Телицына

Несмачная М.С.

Ст. Староминская 2021

Дата проведения: 23.11.2021 год в 14:00, в МБОУ СОШ №6 имени Л.Д. Телицына  станицы Староминской   в 21 кабинете.

1. Объект консультативной беседыпедагоги школы

2. Тема консультативной беседы: «Психологическое здоровье педагога»

3. Цель консультативной беседы: сформировать у педагогов представление о психологическом здоровье.

4. Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с педагогами;

б) обсудить с педагогами проблему психологического здоровья в коллективе;

г) обсудить с педагогами пути достижения психологического здоровья.

5. План консультативной беседы:

1)  Вводная часть;

2) Основная часть (выполнение нескольких упражнений);

3) Заключение (релаксация).

1. Вводная часть.

Здравствуйте! Меня зовут Несмачная Мария Сергеевна, я являюсь педагогом-психологом МБОУ СОШ №6 имени Л.Д. Телицына. Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Психологическое здоровье педагога».

В педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психологическому здоровью.

ВОПРОС К ПЕДАГОГАМ: Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т.е. то, что относится к личности в целом. (И.В. Дубровина).

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психологического здоровья.

2. Основная часть.

Предложить участникам некоторые психотехнические игры, которые не требуют специальных помещений и много времени. Выполнять их возможно в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой.

Указывает на то, что необходимо выработать привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Упражнение «Руки».

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение «Открытость»

Перед вами - собеседник (ученик, коллега по работе). Сделайте своё лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.

Упражнение «Резервуар».

В беседе с учеником, учителем, родителем трудного ребенка почувствуйте себя «пустой формой», резервуаром, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы - форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутреннее пространство, отбросьте все свои личные оценки, - как бы нет реальности, есть только пустая форма.

Когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

Ведущий говорит о том, что педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников. Такое интенсивное управление учебной ситуации вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей - головная боль.

Упражнение «Голова».

Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Саморасслабление под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей

Рекомендации педагогам  по профилактике синдрома эмоционального выгорания...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы

В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....