Консультация "Развитие слухового восприятия"
консультация
Следует отметить, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.
Для этого можно использовать следующие задания.
Угадай, на чем я играю?
Побренчать на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звука.
Угадай, кто кричит?
Дать малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трех- пяти). Подать голос, подражая крику одного из животных, попросите показать, кто из них кричит.
Громко - тихо.
Объяснить ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, если тихое- топать ножками.
Солнышко – дождик.
Объяснить ребенку, что вы будете бить в бубен, когда «идет дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.
Кто идет?
Объяснить ребенку, что, когда вы будете медленно бить в бубен, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро – двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения.
Угадай, близко или далеко поезд?
Дать ребенку картинки с изображением поезда. Крупное изображение – поезд близко, маленькое – далеко. Погудите тихо – ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко – ребенок должен указать на картинку, где поезд близко.
Что звучит?
Попросить ребенка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.)
Узнай по голосу.
Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребенок должен, не видя человека, определить, кто он , по голосу.
Где звучит?
Попросите ребенка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.
Кто это такой?
Произнесите ребенку известные ему выражения – слова героев сказок
(например, «Репки», «Теремка» и т.д.) и попросите определить, кто говорит или показать картинку с изображением персонажа.
Вставь слово.
Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.
Отгадывание загадок.
Хорошо, если у вас есть картинки, глядя на которые ребенок выбирает одну, на которой изображена отгадка.
Разучивание потешек, стихов, чистоговорок.
Это позволит малышу не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.
Очень скоро вы заметите, что ваш малыш уже достаточно хорошо ориентируется в распознавании источника звука, силы звука, качества звука, степени громкости при произнесении слов. Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Естественно, лучше подбирать слова, знакомые ребенку, значение которых он хорошо знает и которыми пользуется.
Дайте ребенку знакомую ему игрушку, например мяч, и предложите послушать, как вы будете называть эту игрушку. Ребенок должен в случае неправильного произнесения подать знак – топнуть ногой, хлопнуть в ладоши. Например: мяч – мяч – бяч – меч – мясь – мять – меч и т. д. Вначале можно использовать простые слова, затем более сложные по звуковому составу.
Рассматривая с ребенком картинки, предложите ему несколько вариантов названий изображенных предметов, из которых ребенок должен выбрать правильное. Например: дом, сом ком (глядя на изображение дома); кот, мот, пот(глядя на изображение кота); шишка, пышка, вышка(глядя на изображение шишки).
Различение слова по звуковому составу не должно вызывать у ребенка особых затруднений. Обычно дети легко справляются с такой работой, поэтому можно слегка усложнить задание. Предложите ребенку упражнения на различение слогов.
Назвать, какой слог лишний: на – на – ба, ни – не – ни.
Повторить: ра – ба – ра – ба.
Повторить последний слог: до – до – до – ду.
Повторить первый слог: ка – ки – ко – ко.
Малыша следует учить различать звуки во время игры.
Показывая на идущий поезд, спросить, как гудит поезд: «У – У – У». Ребенок повторит. Через некоторое время спросить его об этом. Как варианты используйте такие примеры: машина гудит «Ы – Ы – Ы»; малыш плачет: «А – А – А»; пылесос шумит: «О – О – О»; мышь пищит: «И – И – И» и т.д. Так можно учить ребенка различать согласные звуки: еж топает: «Т – Т – Т»; чайник пыхтит: «Ч – Ч – Ч»; курица кудахчет: «К – К – К».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie-sluhovogo-vospriyatiya_doc.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Развитие слухового восприятия»
Следует отметить, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.
Для этого можно использовать следующие задания.
Угадай, на чем я играю?
Побренчать на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звука.
Угадай, кто кричит?
Дать малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трех- пяти). Подать голос, подражая крику одного из животных, попросите показать, кто из них кричит.
Громко - тихо.
Объяснить ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, если тихое- топать ножками.
Солнышко – дождик.
Объяснить ребенку, что вы будете бить в бубен, когда «идет дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.
Кто идет?
Объяснить ребенку, что, когда вы будете медленно бить в бубен, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро – двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения.
Угадай, близко или далеко поезд?
Дать ребенку картинки с изображением поезда. Крупное изображение – поезд близко, маленькое – далеко. Погудите тихо – ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко – ребенок должен указать на картинку, где поезд близко.
Что звучит?
Попросить ребенка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.)
Узнай по голосу.
Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребенок должен, не видя человека, определить, кто он , по голосу.
Где звучит?
Попросите ребенка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.
Кто это такой?
Произнесите ребенку известные ему выражения – слова героев сказок
(например, «Репки», «Теремка» и т.д.) и попросите определить, кто говорит или показать картинку с изображением персонажа.
Вставь слово.
Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.
Отгадывание загадок.
Хорошо, если у вас есть картинки, глядя на которые ребенок выбирает одну, на которой изображена отгадка.
Разучивание потешек, стихов, чистоговорок.
Это позволит малышу не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.
Очень скоро вы заметите, что ваш малыш уже достаточно хорошо ориентируется в распознавании источника звука, силы звука, качества звука, степени громкости при произнесении слов. Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Естественно, лучше подбирать слова, знакомые ребенку, значение которых он хорошо знает и которыми пользуется.
Дайте ребенку знакомую ему игрушку, например мяч, и предложите послушать, как вы будете называть эту игрушку. Ребенок должен в случае неправильного произнесения подать знак – топнуть ногой, хлопнуть в ладоши. Например: мяч – мяч – бяч – меч – мясь – мять – меч и т. д. Вначале можно использовать простые слова, затем более сложные по звуковому составу.
Рассматривая с ребенком картинки, предложите ему несколько вариантов названий изображенных предметов, из которых ребенок должен выбрать правильное. Например: дом, сом ком (глядя на изображение дома); кот, мот, пот(глядя на изображение кота); шишка, пышка, вышка(глядя на изображение шишки).
Различение слова по звуковому составу не должно вызывать у ребенка особых затруднений. Обычно дети легко справляются с такой работой, поэтому можно слегка усложнить задание. Предложите ребенку упражнения на различение слогов.
Назвать, какой слог лишний: на – на – ба, ни – не – ни.
Повторить: ра – ба – ра – ба.
Повторить последний слог: до – до – до – ду.
Повторить первый слог: ка – ки – ко – ко.
Малыша следует учить различать звуки во время игры.
Показывая на идущий поезд, спросить, как гудит поезд: «У – У – У». Ребенок повторит. Через некоторое время спросить его об этом. Как варианты используйте такие примеры: машина гудит «Ы – Ы – Ы»; малыш плачет: «А – А – А»; пылесос шумит: «О – О – О»; мышь пищит: «И – И – И» и т.д. Так можно учить ребенка различать согласные звуки: еж топает: «Т – Т – Т»; чайник пыхтит: «Ч – Ч – Ч»; курица кудахчет: «К – К – К».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...
Развитие слухового восприятия с индивидуальным слуховым аппаратом
В статье представлены различные формы работы по развитию слухового восприятия с использованием ИСА...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...