Консультация "Развитие слухового восприятия"
консультация

Стрельцова Раиса Николаевна

 

         Следует отметить, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.

         Для этого можно использовать следующие задания.

        

Угадай, на чем я играю?

         Побренчать на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звука.

        

Угадай, кто кричит?

         Дать малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трех- пяти). Подать голос, подражая крику одного из животных, попросите показать, кто из них кричит.

        

Громко - тихо.

         Объяснить ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, если тихое- топать ножками.

        

Солнышко – дождик.

         Объяснить ребенку, что вы будете бить в бубен, когда «идет дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.

 

         Кто идет?

         Объяснить ребенку, что, когда вы будете медленно бить в бубен, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро – двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения.

 

         Угадай, близко или далеко поезд?

         Дать ребенку картинки с изображением поезда. Крупное изображение – поезд близко, маленькое – далеко. Погудите тихо – ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко – ребенок должен указать на картинку, где поезд близко.

 

         Что звучит?

         Попросить ребенка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.)

 

         Узнай по голосу.

         Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребенок должен, не видя человека, определить, кто он , по голосу.

 

         Где звучит?

         Попросите ребенка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.

 

         Кто это такой?

         Произнесите ребенку известные ему выражения – слова героев сказок

(например, «Репки», «Теремка» и т.д.) и попросите определить, кто говорит или показать картинку с изображением персонажа.

 

         Вставь слово.

         Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.

 

         Отгадывание загадок.

         Хорошо, если у вас есть картинки, глядя на которые ребенок выбирает одну, на которой изображена отгадка.

 

         Разучивание потешек, стихов, чистоговорок.

         Это позволит малышу не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.

 

         Очень скоро вы заметите, что ваш малыш уже достаточно хорошо ориентируется в распознавании источника звука, силы звука, качества звука, степени громкости при произнесении слов. Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Естественно, лучше подбирать слова, знакомые ребенку, значение которых он хорошо знает и которыми пользуется.

         Дайте ребенку знакомую ему игрушку, например мяч, и предложите послушать, как вы будете называть эту игрушку. Ребенок должен в случае неправильного произнесения подать знак – топнуть ногой, хлопнуть в ладоши. Например: мяч – мяч – бяч – меч – мясь – мять – меч и т. д. Вначале можно использовать простые слова, затем более сложные по звуковому составу.

         Рассматривая с ребенком картинки, предложите ему несколько вариантов названий изображенных предметов, из которых ребенок должен выбрать правильное. Например: дом, сом ком (глядя на изображение дома); кот, мот, пот(глядя на изображение кота); шишка, пышка, вышка(глядя на изображение шишки).

         Различение слова по звуковому составу не должно вызывать у ребенка особых затруднений. Обычно дети легко справляются с такой работой, поэтому можно слегка усложнить задание. Предложите ребенку упражнения на различение слогов.

 

         Назвать, какой слог лишний: на – на – ба, ни – не – ни.

 

         Повторить: ра – ба – ра – ба.

 

         Повторить последний слог: до – до – до – ду.

 

         Повторить первый слог: ка – ки – ко – ко.

 

         Малыша следует учить различать звуки во время игры.

         Показывая на идущий поезд, спросить, как гудит поезд: «У – У – У». Ребенок повторит. Через некоторое время спросить его об этом. Как варианты используйте такие примеры: машина гудит «Ы – Ы – Ы»; малыш плачет: «А – А – А»; пылесос шумит: «О – О – О»; мышь пищит: «И – И – И» и т.д. Так можно учить ребенка различать согласные звуки: еж топает: «Т – Т – Т»; чайник пыхтит: «Ч – Ч – Ч»; курица кудахчет: «К – К – К».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie-sluhovogo-vospriyatiya_doc.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие слухового восприятия»

        Следует отметить, что ребенок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать свое произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребенка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.

        Для этого можно использовать следующие задания.

        

Угадай, на чем я играю?

        Побренчать на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звука.

        

Угадай, кто кричит?

        Дать малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трех- пяти). Подать голос, подражая крику одного из животных, попросите показать, кто из них кричит.

        

Громко - тихо.

        Объяснить ребенку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, если тихое- топать ножками.

        

Солнышко – дождик.

        Объяснить ребенку, что вы будете бить в бубен, когда «идет дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например, залезть под стол.

        Кто идет?

        Объяснить ребенку, что, когда вы будете медленно бить в бубен, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро – двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения.

        Угадай, близко или далеко поезд?

        Дать ребенку картинки с изображением поезда. Крупное изображение – поезд близко, маленькое – далеко. Погудите тихо – ребенок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко – ребенок должен указать на картинку, где поезд близко.

        Что звучит?

        Попросить ребенка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.)

        Узнай по голосу.

        Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребенок должен, не видя человека, определить, кто он , по голосу.

        Где звучит?

        Попросите ребенка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.

        Кто это такой?

        Произнесите ребенку известные ему выражения – слова героев сказок

(например, «Репки», «Теремка» и т.д.) и попросите определить, кто говорит или показать картинку с изображением персонажа.

        Вставь слово.

        Читая ребенку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.

        Отгадывание загадок.

        Хорошо, если у вас есть картинки, глядя на которые ребенок выбирает одну, на которой изображена отгадка.

        Разучивание потешек, стихов, чистоговорок.

        Это позволит малышу не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.

        Очень скоро вы заметите, что ваш малыш уже достаточно хорошо ориентируется в распознавании источника звука, силы звука, качества звука, степени громкости при произнесении слов. Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Естественно, лучше подбирать слова, знакомые ребенку, значение которых он хорошо знает и которыми пользуется.

        Дайте ребенку знакомую ему игрушку, например мяч, и предложите послушать, как вы будете называть эту игрушку. Ребенок должен в случае неправильного произнесения подать знак – топнуть ногой, хлопнуть в ладоши. Например: мяч – мяч – бяч – меч – мясь – мять – меч и т. д. Вначале можно использовать простые слова, затем более сложные по звуковому составу.

        Рассматривая с ребенком картинки, предложите ему несколько вариантов названий изображенных предметов, из которых ребенок должен выбрать правильное. Например: дом, сом ком (глядя на изображение дома); кот, мот, пот(глядя на изображение кота); шишка, пышка, вышка(глядя на изображение шишки).

        Различение слова по звуковому составу не должно вызывать у ребенка особых затруднений. Обычно дети легко справляются с такой работой, поэтому можно слегка усложнить задание. Предложите ребенку упражнения на различение слогов.

        Назвать, какой слог лишний: на – на – ба, ни – не – ни.

        Повторить: ра – ба – ра – ба.

        Повторить последний слог: до – до – до – ду.

        Повторить первый слог: ка – ки – ко – ко.

        Малыша следует учить различать звуки во время игры.

        Показывая на идущий поезд, спросить, как гудит поезд: «У – У – У». Ребенок повторит. Через некоторое время спросить его об этом. Как варианты используйте такие примеры: машина гудит «Ы – Ы – Ы»; малыш плачет: «А – А – А»; пылесос шумит: «О – О – О»; мышь пищит: «И – И – И» и т.д. Так можно учить ребенка различать согласные звуки: еж топает: «Т – Т – Т»; чайник пыхтит: «Ч – Ч – Ч»; курица кудахчет: «К – К – К».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Развитие слухового восприятия с индивидуальным слуховым аппаратом

В статье представлены различные формы работы по развитию слухового восприятия с использованием ИСА...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...