Методы изучения учебной мотивации
учебно-методический материал
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_izucheniya_uchebnoy_motivatsii.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы изучения учебной мотивации
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно¬логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
недостаточное развитие мотивационной сферы.
Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся;
тестирование самооценки своих способностей.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
2-й этап – диагностика;
3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;
4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.
Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации (приложения 1, 2, 3).
Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
контроль используется как средство мотивации учащихся.
В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, рубежный, промежуточный и итоговый (выходной) контроль.
Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.
Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся.
Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:
объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
пробелов в подготовке;
трудностей усвоения;
уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
положительных моментов учения;
интереса к предмету;
развития мыслительной деятельности;
критического отношения к учебной деятельности.
Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).
К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.
Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:
овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;
формирование умений публичной защиты собственных идей.
В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения:
планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
использовать различные источники информации;
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
анализировать, сопоставлять факты;
аргументировать мнение;
устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;
представлять созданное перед учащимися;
оценивать себя и других.
Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.
Небольшой пока опыт выполнения проектов показывает их безусловную перспективность и высокую обучающую и развивающую эффективность.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
Предмет
Причина
Предмет
Причина
Ответы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считают значимым мои родители.
Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указвнный балл.
Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
Хочу закончить школу и учиться дальше
Понимаю, что знания мне нужны для будущего
Хочу быть культурным и развитым человеком
Хочу получать хорошие отметки
Хочу получать одобрение родителей
Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
Хочу быть лучшим учеником в классе
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
Хочу занять достойное место среди лучших в классе
Мне нравится учиться
Люблю узнавать новое
Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
Люблю уроки, на которых можно рассуждать
Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи.
Мотивы обучения:
мотив долга и ответственности – № 1;
мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
мотивы собственного благополучия – № 5–7;
мотивы престижности – № 8–10;
мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов.
Предмет
Информатика
Астрономия
Экология
Физкультура
ОБЖ
Черчение
Экономика
Обществознание
Математика
Мотивы:
Интересное содержание предмета
Интересное преподавание
Предмет имеет практическое значение
Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания
В.Н. Иванова,
учитель математики школы № 792, г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Методы изучения учебной мотивации
Анкеты для детей...
Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...
Сводная таблица изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации»)
Мотивация к предмету...
"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"
Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы....
Методы диагностики учебной мотивации школьников при изучении физики
О педагогической диагностике - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на совершенствование учебного процесса....
Методы изучения учебной мотивации в работе учителя и классного руководителя
Статья содержит теоретический материал о методах изучения учебной мотивации обучающихся, приведены конкретные примеры из опыта работы, которые помогают организовать работу с семьей и учеником дл...