Методы изучения учебной мотивации в работе учителя и классного руководителя
статья

Статья содержит теоретический  материал о методах изучения учебной мотивации обучающихся, приведены конкретные примеры из опыта работы, которые помогают организовать работу с семьей и учеником для преодоления проблем в учении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы изучения учебной мотивации в работе учителя и классного руководителя

Балдина Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,                                                                                         классный руководитель МБОУ «СОШ №1

имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина

г.Калининска Саратовской области»

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, основная цель – развитие личности учащегося. Уходит в прошлое традиционное представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Поэтому необходимо стимулирование учеников на интенсивное обучение, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. Если мотивация будет глубокой, то учение пойдет легче. Активизируются мыслительные процессы, эффективность восприятия материала повышается.

Конечно, над повышением мотивации работают учителя-предметники, но и классный руководитель может многое сделать для успешности детей в учебной деятельности. Он должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом. В этом могут помочь различные методики. Расскажу о тех, которые использую в своей работе.

Начинаю с изучения отношения учащихся к учебным предметам

В процессе работы учащимся необходимо заполнить таблицу, используя предложенные варианты ответов.

I

II

Необходимые предметы

Причина

Интересные предметы

причина

I.Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители.
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос «Необходимые предметы»

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 
  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают трудности, с чем они связаны. Вопросы I блока объединены событийностью, теоретической основой, нравственной проблематикой. А вопросы II блока объединены способами познавательной деятельности, характером отношений между учителем и учащимися, характером отношений внутри классного коллектива.

Важным считаю выяснение ранжирования учебных предметов детьми.

На источнике (доска, слайд, печатные материалы) указаны все учебные предметы, которые изучают учащиеся класса. Предлагается записать их по степени значимости для себя. Таким образом, можно определить,  какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-2-3 места по степени значимости.

Предметы

Место

Помогает в выяснении мотивации такой прием, как ассоциации

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Если предмет вызывает интерес, то ассоциации будут носить положительный характер. Если предмет неинтересен, ассоциации будут негативными.

Предметы

Ассоциации

Многое дает для работы с учащимися использование диагностики «Доминирующие мотивы».

Учащиеся выполняют задания на листочках: ставят напротив перечня мотива балл, указанный в таблице.

Перечень мотивов

Баллы

0

1

2

3

4

5

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

Понимаю свою ответственность  за учебу перед классом

Хочу закончить школу и учиться дальше

Понимаю, что знания нужны мне для будущего

Хочу быть культурным и развитым человеком

Хочу получать хорошие отметки

Хочу получать одобрение родителей

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

 Хочу. чтобы мои ответы на уроках были лучше всех

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

Хочу, чтобы ребятане не судили меня за плохую учебу

Хочу. чтобы не ругали родители и учителя

Не могу получать плохие отметки

Мне нравится учиться

Люблю узнавать новое и неизведанное

Нравятся необычные уроки учителей

Мне нравится преодолевать трудности в учебе

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои успехи

Анализ результатов

Мотивы 1-3 – мотивы долга и ответственности.

Мотивы 4-6 – мотивы самоопределения и самосовершенствования.

Мотивы 7-9 – мотивы собственного благополучия.

Мотивы 10-12 – мотивы престижности.

Мотивы 13-15 – мотивы избежания неприятностей.

Мотивы 16-18 – мотивы содержания учебной деятельности.

Мотивы 19-21 – мотивы отношения к процессу учения.

Данная методика поможет организовать работу с семьей и учеником для преодоления проблем в учении.

Изучение учебной мотивации школьников – кропотливый процесс, требующий много времени для обработки материалов, для составления индивидуального маршрута каждого обучающегося класса. Необходимо взаимодействие с учителями-предметниками, школьным психологом, с родителями.

Результат прежде всего будет выражаться не в увеличении среднего балла ученика или качества знаний класса, а в успехе каждого ребенка, его маленькой победе над своими трудностями, осознании того, что он может преодолевать проблемы в учебе и классный руководитель всегда готов помочь в этом.

Использованные источники:

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. 5-8-е классы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Сердце отдаю детям»)
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10-11 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/237857-diagnosticheskij-kompleks-metodik-dlja-oprede 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя...

Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"

Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Методы изучения учебной мотивации

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса...