Роль музыки в коррекции нарушенных функций у детей с нарушениями ОДА.
статья по музыке на тему

Гречко Антонина Леонидовна

Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит их к самостоятельной жизни, даёт возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки, педагог дополнительного образования

Гречко Антонина Леонидовна.

Роль музыки в коррекции нарушенных функций

у детей с нарушениями ОДА.

ГБСКОУ школа №584 «Озерки» (Санкт-Петербург)

Детский церебральный паралич – тяжёлое заболевание центральной нервной системы. При всём разнообразии врождённых и рано приобретённых заболеваниях и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей с ДЦП наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит их к самостоятельной жизни, даёт возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

        Учителя делают всё, чтобы дети научились радоваться первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с помощью учителя, пусть не совсем внятно, пусть движения под музыку ещё робки, нет чёткости, ритмичности, уверенности.

        Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия) и речевой деятельности.

Коррекционные задачи предусматривают:

- развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера;

- развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру;

- формирование чувства ритма, способности запоминания и воспроизведения мелодии;

- развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (танцы, пение с движением, игры);

- обогащение детских представлений об окружающем мире.

Эффективность осуществления общеобразовательных задач средствами музыки, в связи с выраженным у детей, страдающих церебральным параличом, нарушением ОДА, дыхания, голоса и слуха, обеспечивается за счёт ряда коррекционных упражнений. Специальные коррекционные упражнения направлены на развитие глубины дыхания и продолжительности речевого выдоха, интонационной выразительности, ритмичности и координации движений, пространственной ориентировки. Упражнения, выполняемые под музыку, способствуют также общей коррекции движения путём мышечного расслабления, ослабления непроизвольных движений, увеличения объёма произвольных движений.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. С помощью музыки у детей можно вызвать определённое эмоциональное состояние: бодрое, задорное, ласковое, спокойное, доброжелательное. Ребёнок начинает улавливать выразительную интонацию, дифференцирует части произведения: вступление, заключение, определяет динамику (громко-тихо), узнаёт знакомые песни и пьесы.

Музыка организует деятельность детей, заражает своим настроением. У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряжённость. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём.

Посредством музыки развиваются личностные качества, самостоятельность, познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. Музыка помогает организовать детей, привлечь к предлагаемым заданиям, научить преодолевать возникающие трудности.

К каждому упражнению и игре музыкальное сопровождение подбирается заблаговременно. При этом ставятся чёткие цели и задачи с учётом физических и психических возможностей каждого ребёнка. Это может быть плавная и спокойная мелодия с чётким выделением музыкальных фраз или, наоборот, ритмичная. Музыкальное произведение для сопровождения может иметь различные динамические оттенки. Реакция ребёнка в этом случае покажет уровень его понимания (внимания, реакции и т.д.).

В комплексе коррекционных занятий особое место уделяется речевому развитию. Развитие речи осуществляется посредством музыкального воспитания. Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развитие ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличение словарного запаса.

Из всех видов музыкальной деятельности для детей с нарушениями ОДА наиболее доступной является песенная. Её главная задача – развитие речи, формирование навыков пения, развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и диатонического слуха, стремление исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни.

Задача учителя – научить детей петь непринуждённо, более выразительно, помочь им добиться внятно произношения и пропевания слов, правильно передавать мелодию и слова песни. Для этого используются разнообразные методические приёмы. Дети не только поют, но и учатся узнавать песню по мелодии, вступлению, ритму, иллюстрации.

Пение для детей с нарушениями ОДА является большим помощником в преодолении дефектов и в развитии речи. Сочетание пения с различными мероприятиями по коррекции способствует раскрепощению речи ребёнка, вовлекая его в речевое общение. Все предлагаемые детям песни обогащают их словарный запас, формируют речевое дыхание, содействуют обучению плавности, слитности, чёткости речи. Пение развивает память, мышление, даёт возможность (с помощью различных наглядных пособий) активно включаться в ход игры всем детям без исключения.

Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, они учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему. Соединение пения с движением даёт положительные результаты в преодолении нарушенных двигательных и речевых функций.

Один из важных моментов в коррекционной работе с детьми с церебральным параличом – развитие мелкой моторики с помощью музыки. Подбор игр и упражнений под музыку направлен на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев рук, концентрации внимания. Игры  способствуют развитию точности глазомера, координации движений и соблюдению последовательности действий. Выработка этих навыков в обстановке игры является хорошей подготовкой к письму, тренирует усидчивость. В таких играх особое место отводится развитию творческих способностей каждого ребёнка.

Игры с музыкальным сопровождением помогают решать оздоровительные, воспитательные, образовательные и эстетические задачи. Они создают бодрое, радостное настроение, оказывают положительное влияние на нервную систему ребёнка. Согласно общему дидактическому принципу (сознательность, активность, систематичность и последовательность), при проведении игр и упражнений осуществляется и их главная задача – развитие мелкой моторики.

Отдельные задания по выполнению мелких операций, требующие от детей выдержки, умения доводить начатое дело до конца, также следует выполнять с музыкальным сопровождением. Музыка бодрит детей, помогает выдерживать общий ритм и темп, учит подчиняться единым требованиям.

У детей с церебральным параличом недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, замедлены мыслительные процессы. Для улучшения положения нужно применять коррекционные игры и упражнения на согласованность движений руки и глаза.

Правильно подобранная музыка помогает формированию предметно-практической деятельности, пространственных представлений и предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания, чтения и письма. Музыка помогает движениям глаз и рук.

Коррекционная работа по нормализации деятельности детей осуществляется постоянно на всех уроках музыки. Поэтому коррекционно-развивающие игры под музыку включают в себя следующие виды обучения: развитие речи, математических действий, развитие музыкальных способностей, логического мышления, двигательной активности и самостоятельности.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: воля, эмоциональность, сосредоточенность, -развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Они начинают петь, чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства. Внутренний мир. Это прекрасное средство для развития мышления, творческой инициативы, общительности.

Коррекционные упражнения с музыкальными инструментами способствуют развитию подвижности пальцев, умению ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыками письма. Игра на инструментах вызывает живой интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Список литературы:

  1. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии /А.А. Катаева, Е.А. Стребенева. – М., 2001.
  2. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей /Авт.-сост. О.В. Клезович. – Мн.: Аверсэв,2005. – 152 с.
  3. Кононова, Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога /Н.Г. Кононова. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 319 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

Буклет для родителей. Предлагаются  нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....

«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности

Игравой  метод  имеет большое  значение  для  процессов  воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...

"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

Дипломная работа. Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Содержание Профилактика и коррекция тревожности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии. Введение…………….………………………………………………………................3 I. Теоретические аспекты тревожности лично...