Сценарий классного часа в 5 классе «Люди науки – уроженцы Тамбовщины»
методическая разработка (5 класс)
Цель: устновление роли науки в жизни людей на примере выдающихся учёных-уроженцев Тамбовщины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
01.09.2021
Классный час «Урок науки и технологий» (5 «П» класс)
«Люди науки – уроженцы Тамбовщины»
Цель: показать роль науки в жизни людей.
Задачи:
- познакомить учащихся с личностями учёных – уроженцев Тамбовщины и их открытиями;
- показать важность изучения разных наук в школе для общего развития школьников и для начала научной карьеры.
Тип занятия: открытие нового знания.
Форма занятия: занятие-портрет.
Оборудование: классная доска, портреты деятелей науки, раздаточный материал.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию. Поздравление и напутственные слова в честь 1 сентября.
II. Актуализация.
1) Как вы считаете, что такое наука?
2) Для чего существует наука?
3) Какие науки вы знаете? Назовите их.
4) Имена каких известных вам учёных вы знаете? Назовите их.
III. Изучение нового материала.
Дорогие пятиклассники! Сегодня 1 сентября — День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! 2021 год в России — Год науки и технологий. И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше. Как вы думаете, почему на первом уроке нового учебного года мы будем говорить именно о науках? (ответы школьников)
Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России — это Год науки и технологий. Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Всё это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. И на сегодняшнем занятии мы поговорим с вами об учёных – наших земляках и их вкладе в отечественную науку.
Вернадский Владимир Иванович (28 февраля 1863 года – 6 января 1945 года). Блестящий учёный-ествествоиспытатель, минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками. На Тамбовских благодатных землях есть немало мест, связанных с жизнью учёного, его семьи и друзей. Это и его родовое имение Вернадовка, и город Моршанск, где Владимир Иванович работал в уездном земстве, и город Тамбов, где он был уездным гласным от Моршанского уезда. Именно здесь Вернадский на практике постигал устройство и быт российской глубинки, работу земского самоуправления, вопросы культуры и просвещения крестьянских масс. В течение 25 лет В. И. Вернадский был тесно связан с Тамбовщиной. Во время голода 1891 года, несмотря на занятость научной и преподавательской работой в Московском университете, он приезжал в Моршанск и организовывал столовые для голодающих крестьян. Благодаря его усилиям были открыты 121 столовая на 50-55 человек каждая, в них кормилось 6 256 человек, в том числе были организованы 11 особых столовых для самых маленьких детей. В селе Подъём он построил школу и до 1917 года отпускал средства на её содержание, снабжал пособиями, заботился о подготовке учителей. Свою мечту о том, чтобы в его уезде не было неграмотных, он воплощал в организации кружков грамотности, передвижных библиотек, проведении лекций. В честь него названа станция Вернадовка в Пичаевском районе, где располагалось его имение и на его собственные средства была построена железная дорога и ж/д вокзал.
Воскресенский Константин Петрович (1908-1994). Родился в г. Моршанске. Учёный-гидролог, один из основоположников инженерной гидрологии, доктор географических наук, профессор Государственного гидрологического института, лауреат Государственной премии СССР (1981), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, отличник Гидрометслужбы. Работал в Государственном гидрологическом институте с 1929 по 1986 годы, длительное время возглавлял отдел водного баланса и расчётов стока. Внёс большой вклад в изучение рек СССР и процессов формирования стока, обобщил основные характеристики водного режима рек и уточнил данные о водных ресурсах страны, создал нормативные пособия по расчётам водных ресурсов. Участник работ по исследованию ресурсов поверхностных вод районов освоения целинных земель.
Колмогоров Андрей Николаевич (12 (25) апреля 1903 года, Тамбов — 20 октября 1987 года). Советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века. Герой Социалистического Труда (1963). Профессор Московского государственного университет (с 1931), доктор физико-математических наук, академик Академии наук СССР (1939). Колмогоров — один из основоположников современной теории вероятностей, им получены основополагающие результаты в топологии, геометрии, математической логике, классической механике, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов, теории информации, теории функций, теории тригонометрических рядов, теории меры, теории приближения функций, теории множеств, теории дифференциальных уравнений, теории динамических систем, функциональном анализе и в ряде других областей математики и её приложений. Колмогоров также автор новаторских работ по философии, истории, методологии и преподаванию математики, известны его работы в статистической физике (в частности, уравнение Джонсона — Меля — Аврами — Колмогорова).
Лодыгин Александр Николаевич (18 октября 1847 года – 16 марта 1923 года). Родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области). Происходил из очень старой и знатной дворянской. Его родители — небогатые дворяне. По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступил в неранжированную роту («подготовительные классы») Воронежского кадетского корпуса, которая располагалась в Тамбове, затем был переведён в Воронеж с характеристикой: «добр, отзывчив, прилежен». В 1861 году в Тамбов переехала вся семья Лодыгиных. Является создателем лампы накаливания (1874), которая носит его имя – Лодыгинская лампа накаливания.
Макаров Николай Фёдорович (22 мая 1914 года – 13 мая 1988 года). Родился в селе Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии. Конструктор-оружейник, Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Государственных премий СССР (1952, 1967). Сконструировал пистолет ПМ-9 и авиационную пушку АМ-23 (совместно с Н. М. Афанасьевым).
Мичурин Иван Владимирович (15 октября 1855 года, небольшое поместье Вершина близ деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии – 7 июня 1935 года). Русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член Академии наук СССР. Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1913), Ленина (1931) и Трудового Красного Знамени. В 1872 году Мичурин перебрался в Козлов (впоследствии Мичуринск), окрестности которого он не покидал надолго практически до конца жизни. В 1875 году он взял в аренду за 3 рубля в месяц пустующую городскую усадьбу в окрестностях Козлова «с небольшой частью запущенного садика», где начал проводить опыты по селекции растений. Там он собрал коллекцию плодово-ягодных растений в 600 с лишним видов. «Скоро арендуемая мною усадьба, — писал он, — настолько переполнена была растениями, что дальше не было никакой возможности вести на ней дело». В начале осени Мичурин переходит на квартиру в доме Лебедевых, на Московской улице, с усадьбой и садом. На этой усадьбе Мичурин выл первые сорта: малина Коммерция, вишни Краса Севера (вишня Владимирская ранняя) и другие. В честь него назван город Мичуринск (бывший Козлов), улица Мичуринская в г. Тамбове.
Мосин Сергей Иванович (2 апреля 1849 года - 26 января 1902 года). Русский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор. В 1861-1862 годах учился в Тамбовском кадетском корпусе, а затем в Воронежском кадетском корпусе; затем в 1867-1870 годах обучался в Михайловском артиллерийском училище. После успешного окончания училища 21 июля 1870 года был произведён в чин подпоручика и отбыл к месту службы в Царское Село. В 1875 году закончил академию с золотой медалью и направлен на Тульский оружейный завод. Является создателем трёхлинейной винтовки («трёхлинейки Мосина»), которая долгое время была на вооружении русской армии.
Островитянов Константин Васильевич (30 мая 1892 года - 9 февраля 1969 года). Родился в селе Бычки Бондарского района Тамбовской области, окончил Тамбовское духовное училище (1906) и Тамбовскую духовную семинарию (1912). Экономист, академик АН СССР (1953), директор института экономики АН СССР, вице-президент АН СССР. Редактор журнала «Вопросы экономики». В честь него названа улица в г. Тамбове.
IV. Закрепление.
Задание. Сейчас вам предстоит соотнести портреты учёных – наших земляков с их изобретениями, достижениями.
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги подводит один из учеников.
Рефлексия (анализ занятия) проводится с помощью «дерева настроения».
VI. Д/З. Дома найти информацию о современных российских крупных учёных и их открытиях, изобретениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"
Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...
Сценарий классного часа (7 класс) на тему: "День Матери-казачки"
Классный час (7 класс): "День Матери-казачки"...
Сценарий классного часа (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"
Классный час (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"...

Презентация к сценарию классного часа "Люди мира, берегите мир!"
Презентация к сценарию классного часа "Люди мира, берегите мир!"...

Сценарий классного часа для 8 класса «Золотой век Российской науки»
Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые...К. ЦиолковскийУстный журнал, посвященный истокам российской науки. Журнал включает в себя 3 блока:...

Сценарий классного часа в 6 классе «Люблю тебя, моя Тамбовщина»
Цель: способствовать проявлению интереса к изучению истории своей страны, родных мест, прививать желание знать историю родного края....