Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"
классный час по экономике (11 класс) на тему
Классный руководитель: Бондаренко Н.Т. Противодействие коррупции и антикоррупционная политика Цели: Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. Развивающая: Способствовать развитию правового сознания, умению реализовывать, обобщать и делать выводы на основе полученных данных. Воспитательная: Воспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; позитивного отношения к антикоррупционным программам. Тип урока: Урок-тренинг Вид урока: Урок самостоятельной работы
3. Лекционный материал: 10 мин. Коррупция – это использование служебного положения в личных целях .Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики. Вятки могут давать не деньгами, а в иной форме. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.
7) восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений; 8) защита государством прав и законных интересов лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы или муниципальной службы, установление этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень Субъектами антикоррупционной политики являются: 1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики; 2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики; 3) органы местного самоуправления; 4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики; 5) средства массовой информации. Виды коррупционных правонарушений: 1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность; 2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность; 3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1настоящего Закона; 4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений. Правовое регулирование в сфере противодействия коррупции осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер: 1) разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов; 4) антикоррупционные образование и пропаганда; 5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции; 6) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики; 7) иные меры, предусмотренные законодательством. 4. Работа с раздаточным материалом 5 мин.
Наглядный пример задержания заведующей детского сада при получении взятки. 6. Тренинг (самостоятельная работа обучающихся): 20 мин. Из группы выбираются три человека – капитаны, которые по одному набирают себе команду, пока вся группа не будет поделена на три части. Каждой команде дается индивидуальное задание: Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике. I ситуация: Дающий взятку заранее сообщил в правоохранительные органы о вымогательстве: II ситуация: Руководящий работник, услышав о предлагаемых ему денежных средствах, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству ,обращается в правоохранительные органы; III ситуация: Случайный свидетель, узнав о готовящейся даче взятки, сообщает об этом в правоохранительные органы. Дается время на подготовку. Каждая команда обыгрывает свою ситуацию. Команды обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях. Вот, например, разберем I ситуацию. Директор учебного заведения вымогает взятку у ученика, который сообщает в правоохранительные органы о коррупционных действиях, осуществленных против него. В этом случае был допущен ряд грубых ошибок. Что мы видим? Ученик сразу передал директору денежные средства в виде взятки и только после этого сообщил в правоохранительные органы о том, что произошло вымогательств в отношении него. Это неправильно! В статьях уголовного кодекса РФ, которые мы на уроке подробно разобрали ,ясно и точно говориться, что уголовная ответственность не наступает в том случае, если в отношении лица, давшего взятку, имело место вымогательство со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. А в представленной нами сценке видно, что ученик сначала заплатил и только потом сообщил о факте вымогательства. Если бы это случилось на самом деле, вину директора было бы очень трудно доказать. Ученик должен был, сначала договорится о сумме, времени и месте передачи взятки. После этого сообщить в правоохранительные органы, сотрудники которых следили бы за ситуацией и подсказали ученику, как нужно в ней правильно себя вести. Факт вымогательства и получения взятки был бы “на лицо”, и директор ,впоследствии, не ушел бы от наказания. 7. В результате изучения темы обучающиеся должны: 7.1. Знать:
7.2. Уметь:
8. Подведение итогов: 2 мин. Из всего нами сегодня пройденного материала, можно сделать вывод, что необходимо ясно представлять место и роль коррупции в образовании, причины ее появления, механизмы разрастания. Надо осознать разъедающую основы общества роль коррупции и те последствия, к которым она приводит. История однозначно показывает, что любые социальные практики трансформируемы. Можно отдаться стихии, но надо понимать — это распад не только системы образования, но и всего общества. Политики, утверждающие обратное, обманывают нас. Анализ по итогам 2012 г. показывает, что происходит практически ежегодное удвоение количества возбужденных уголовных дел по фактам коррупции в сфере образования. Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничестве в образовании в 70% случаев явились заявления обучающихся. Ежегодно более 1000обучающихся у нас освобождаются от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, согласно которому лица, давшие взятку, освобождаются от уголовной ответственности, если были принуждены к ней или добровольно сообщили в органы. К решению проблемы коррупции надо подходить комплексно. Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих. Важно формировать противодействие ложным представлениям о коррупции в общественном сознании. Для этого в нашем училище создана специальная антикоррупционная комиссия, с которой Вы ранее ознакомились. Коррупция — это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Граждане до сих пор нередко переоценивают коррупцию как инструмент достижения нужной цели. Я хочу, что бы Вы поняли: успешность карьеры выпускника не зависит от степени вовлеченности в коррупцию, а только от реальной подготовленности по своей специальности. I. Мозговая атака. Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их надоске столбиком). II. Что означает понятие коррупция? -Как вы думаете, что же можно назвать взяткой? -Что такое взятка? Взяточничество? - Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы? III. Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка (групповая работа) Ситуации: 1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде водитель Садыков заплатил сотруднику ГИБДД, который, вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД). 2. Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства). 3. Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.) 4. Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти) 5. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников). 6. Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты (злоупотребление полномочиями. Последств: причинен существенный вред охраняемым законом правам, интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость). В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. IV. Итак, в чем же опасность такого явления как коррупция? Такое многогранное воздействие коррупции на все сферы общества позволяет делать вывод о том, что для его искоренения необходимы системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека. - Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция, мы с вами поговорим на следующем занятии. Подводя итог сегодняшней нашей встречи, я предлагаю вам представить такую ситуацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА Инсценировка стихотворения
В четверг совещание было, Рассмотрен был важный вопрос: Правительство наше решило С коррупцией биться всерьез. Обзор негативных явлений Докладчик с трибуны читал, Потом перешли к обсужденью. Один подполковник сказал, Что, мол, дожидаться негоже, Когда нас возьмут в оборот, Мысами взять за руку можем Любого, кто взятки берет! И, чтобы в глазах руководства В грязь не ударить лицом, Нам план разработать придется, Как будем ловить подлецов: «С кого же начнем? Предлагайте! Смелее! Здесь только свои!» Весь зал зашумел: «А давайте Поймаем на взятках ГАИ!» Начальник ГАИ, беспокоясь Зачесть подчиненных своих, Ответил: «Имейте же совесть – На днях осудили двоих! Давайте-ка в рамках закона Проверим бойцов ППС, Вон ,их командир батальона Недавно купил «Мерседес»!» Однако начальник по кадрам Резонно заметил в ответ: «Сержантов тревожить не надо, У них без того — некомплект!» Потом предложение было: «Задать участковым дрозда», Но тут же его отклонили: Кто ж будет работать тогда? И даже начальника тыла Затронул товарищ один, Зато, что в клозете нет мыла, «Налево» уходит бензин, На даче он выстроил терем, Забор обложил кирпичом. Но это совсем не по теме, Коррупция здесь ни при чем! … Вот так перебрали все службы, В Москву был направлен ответ, О том, что нас трогать не нужно, Поскольку коррупции нет! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Разработка классного часа "Противодействие коррупции"
Классный час для обучающихся 9-11 классов по противодействию коррупции...
"Противодействие коррупции и антикоррупционная политика РФ"
Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.Задачи:Образовательные:Сформировать представление об антикоррупционной политике;Из...