Разработка классного часа "Патриотизм- от слов к делу".
классный час (10 класс)
Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. В нашей стране проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, которые на протяжении веков достойно и самоотверженно защищают интересы нашей родины, уважают собственную национальную историю, традиции, культуру и моральные устои, переданные старшим поколением. «Без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете»
В.В. Путин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 10 классе на тему: «Патриотизм. От слов к делу!»
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов
Цель - показать учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», определить отношение каждого ученика к позиции «быть патриотом», сформировать понимание того, что нужно любить Родину.
Задачи:
- развивать у учащихся умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
-учить учащихся умению ведения диспута; развивать творческие способности учащихся
- воспитывать любовь к Родине, Отечеству.
Автор – Чернова Валерия Валерьевна, учитель МОУ «СОШ № 8 с.Новоселицкого»
Оборудование: презентация.
Учитель демонстрирует презентацию с патриотическим видеороликом о России.
Моя страна, моя судьба, моя мечта, моя война…
Ход классного часа:
Введение
Здравствуйте ребята. Внимание на
Слайд: «А что такое гражданин? Отечества достойный сын».
Н.А. Некрасов
Учитель: Мы с вами граждане одного государства – Российской Федерации. В нашей стране проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, которые на протяжении веков достойно и самоотверженно защищают интересы нашей родины, уважают собственную национальную историю, традиции, культуру и моральные устои, переданные старшим поколением. «Без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете»
В.В. Путин
Слайд: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».
Н.М. Карамзин
Учитель: Известный историк Карамзин считал, что готовность жертвовать собой ради блага Отечества, храбрость, любовь к Родине генетически связаны с судьбой народа, его героическим прошлым. Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. Так мыслил Карамзин.
А как думаете вы? Что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить его признаки?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Патриотизм – это любовь к Отечеству.
- Чувства привязанности к родине и народу.
- Солидарность, единство мыслей и интересов граждан государства или членов нации.
Учитель: В чем он должен выражаться?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными гражданами страны.
- Качества характера и поступки, достойные всеобщего уважения.
- Профессиональный и творческий вклад в развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
- Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
Учитель: Патриотизм - это гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины, готовность к служению на благо Отечества. С раннего возраста патриотическое воспитание способствует формированию духовно-нравственной личности, ответственной за судьбу страны, за свой политический и правовой выбор, за развитие собственных способностей для достижения жизненного успеха.
Слайд: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.
Д.Н. Ушаков
Это процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории нельзя вырастить достойных граждан и сформировать и патриотические качества.
Учитель: Что значит любить Родину? И как пробудить в людях чувство любви к Родине?
Слайд: «Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».
Василий Розанов
Предполагаемые ответы учащихся:
-беречь природу
-гордиться культурой и языком своего народа
-приумножать богатства.
-быть преданным своему Отечеству
- стремление служить его интересам
- готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
Учитель: Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить все человечество, но это останется в тайне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных делах.
Слайд: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет».
Князь Святослав Игоревич
Учитель: Любовь к Родине – это и воинский долг, который осознавался обязательным для любого мужчины. В традициях русского воинства – высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, жертвенность и верность Отечеству.
Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма наши предки.
19 век – век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен и много других писателей и поэтов поднимали тему патриотизма в своих произведениях.
Слайд:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Ф. Тютчев
Слайд: фото выдающихся русских деятелей
В начале ХХ века многие тысячи русских людей вынуждены были эмигрировать из России. В новых условиях им, тем не менее, не хватало родной земли, родного языка. В США охватила душевная депрессия композитора С.В. Рахманинова и авиаконструктора Н.И. Сикорского, во Франции – композитора А.К. Глазунова, певца Ф.И. Шаляпина и др. Многие из них в глубокой тоске преждевременно умирали или совершали грех самоубийства. Человек, любящий своё Отечество, не может быть счастливым на чужбине и даже физически жить там.
Слайд: «…не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска. Не погода, а люди, простые люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг»
Г.К. Жуков
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашей Родины, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашизмом.
Учитель: Таким образом, патриотизм – это? Продолжите фразу!
Предполагаемые ответы учащихся:
- любовь к Родине,
- преданность своему Отечеству,
- стремление служить его интересам,
- готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите,
- патриотическая идеология,
- это гражданская идентификация,
- это морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение),
- это поведение и образ жизни, которые определяют готовность личности к практическим патриотическим действиям.
Учитель: А как вы думаете, ребята, как проявляется подлинный патриотизм сегодня?
Предполагаемые ответы учащихся:
-Проводить акции в поддержку наших солдат – это патриотизм, например на уровне школы (письмо солдату, окопная свеча)
- Создание организаций и сообществ людей и волонтёров, которые оказывают помощь участникам спецоперации, их родным и близким.
- Добровольцы, которые работают на территории Украины для восстановления разрушенных объектов, территорий и населенных пунктов, доставляют необходимые вещи, продукты и лекарства для пострадавших и оказавшихся в тяжелых для жизни условиях.
Учитель: Считаю, что поддерживать свою Родину в сложные, трудные времена - это тоже проявление патриотизма. Например, есть такие люди у нас в стране, кто осуждает проведение спецоперации на Украине.
Слайд: видеоролик с Сергеем Бодровым.
Учитель: Эти слова Сергея Бодрова, сказанные задолго до начала событий на Украине, являются пророческими! Это послание из прошлого в будущее нам, россиянам, живущим в 2023 году.
Сегодня вокруг России размещены военные базы с оружием, направленным на нас. Они построены для уничтожения нашего государства, нашего народа и наших семей! Время подлёта ракет из Польши, Венгрии и других стран занимает всего лишь несколько минут! Украина находится под контролем НАТО и туда поставляется современное вооружение. Многие политики, военные деятели и представители СМИ говорят о возникновении ядерной угрозы.
В своем обращении к народу России президент В.В. Путин заявил, что не допустит этого. Поэтому начало спецоперации – это единственный выход для предотвращения большой войны!
Почему год назад президент России объявил о начале СВО?
Предполагаемые ответы учащихся:
- До начала операции официальные представители ДНР доложили о похищенной у ВСУ карте наступления на Донбасс, где чётко было обозначено, когда планируются удары дальнобойной артиллерией, когда авиацией и оперативными тактическими группами. Когда появились данные о готовящейся агрессии на Донбассе и в Крыму, с применением Украиной ядерного оружия по России, тогда и было принято решение о начале СВО, в ответ на просьбу о помощи со стороны народных республик Донбасса.
Слайд:
«Так было в России с далёких времён,
чем выше давление - тем крепче бетон»!
(здоровьесберегающие технологии – поём вместе Олег Газманов «Вперёд Россия»)
Учитель: С 24 февраля 2022 года Российская армия проводит специальную военную операцию. Её главной целью является помощь Донецкой и Луганской народным республикам, на территории которых последние восемь лет не прекращались обстрелы и военные действия против мирного населения.
Почему Россия помогает народу Донбасса?
Предполагаемые ответы учащихся:
- О своей независимости ДНР и ЛНР объявили еще восемь лет назад, и все эти годы просили Россию это признать. Россия же настаивала на выполнении Минских соглашений и на признание не шла. Но события в Донбассе — участившиеся обстрелы, практически ежедневные сводки о погибших, поток беженцев из Донбасса заставили руководство России пересмотреть свои подходы. К тому же значительная часть жителей ДНР и ЛНР, почти 800 тысяч человек, — граждане России.
- На Донбассе решили провести референдум и люди проголосовали за вступление в состав России. И наша страна признала независимость ДНР и ЛНР. Это сознательный выбор народа! Россия 8 лет призывала Киев к диалогу с Донбассом, но украинские власти не собирались вести переговоры со своими гражданами и объявили их террористами. Россия не могла больше терпеть геноцид народа Донбасса.
Учитель: Вы абсолютно правы, это наша земля, территория России! И никаких претензий со стороны украинских властей, после всеобщего народного решения о вступлении ДНР и ЛНР в состав Российской федерации, к нам быть не может!
В составе боевых порядков наших войск самоотверженно действуют не только мужчины, но и женщины! Патриотизм не делит военных по чинам и званиям, возрасту и регалиям. К сожалению, погибают и генералы, которые уже находились в запасе, но вернулись в строй и теперь останутся в нашей памяти навечно.
Слайд: фотографии героев СВО и комментарии.
Учитель: Вот такие они - настоящие герои нашего времени, достойные сыны и дочери Отчизны. За Родину сражаются воины самых разных национальностей.
Слайд: Юта «Позывной Струна».
И вновь натянута струна,
Идём без передышки,
Одна любовь, одна страна
У нас, братишка.
Горит земля, и едкий дым
Повсюду, бога ради,
Своей земли не отдадим ни пяди.
(видеоролик с речью В.В. Путина)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами раскрыли много важных смыслов патриотизма: любовь к Отечеству, знание истории, гордость за прошлое, поступки и дела во благо Родины, защита интересов страны и её территории.
Так каким вы представляете себе истинного патриота?
Предполагаемые ответы детей:
- Настоящий патриот способен делать важное и нужное дело тогда, когда об этом его не просят.
- Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он делает гораздо больше, чем человек, который лишь на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм.
Учитель: А сейчас подумайте, как ВЫ можете сделать нашу Родину ещё более могучей, независимой и нерушимой, чтобы Россия стала ещё лучше?
Предполагаемые ответы учащихся:
- хорошо учиться
- знать и изучать историю своей страны и её традиции, читать настоящую русскую литературу и смотреть отечественный кинематограф
- охранять природу
- любить свою малую Родину, где родился и провёл первые годы своей жизни
- помогать ближнему
- участвовать в российских молодежных акциях патриотической направленности или организовать патриотический клуб в своей школе
- проводить открытые уроки с реальными людьми, которые служили Отечеству, которые подтвердили свою любовь к Родине действиями
- участвовать в различных спортивных соревнованиях, в процессе которых формируется чувство гражданственности, подготовка к службе в вооруженных силах, навыки физической подготовки
- уважать родителей, быть активными на благо родины, правильно относиться к труду
- соблюдать законы России
Слайд: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм»
В.В.Путин
Учитель: На одном из своих выступлений В.В. Путин сказал: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы должны культивировать чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать… Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Заключение
Учитель: Научить патриотизму, как учат математике и физике, невозможно. Чувство Родины – это не заучивание правил, формул и положений. Это то, что проникает в нас с момента нашего рождения, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живем.
Слайд: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».
Иван Андреевич Ильин
Прежде всего, Родина — это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Патриотизм - это готовность преодолевать со страной любые испытания, быть с ней в трудную минуту. Понимать, разделять и поддерживать!
Подведение итогов классного часа
- Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что сегодня среди вас не было равнодушных? Мне бы хотелось, чтобы вы были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и отцы, защищавшие Родину от фашизма, как сегодняшние воины, освобождающие Украину от нацизма. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолевать! Чтобы с гордостью сказать: «Я - гражданин своей страны! Я патриот России!»
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа «Главное слово на любом языке»
Разработка классного часа «Главное слово на любом языке»7-9 классыНа земле хороших людей немало,Сердечных людей немало,И всё-таки лучше всех на земле – мама.Моя мама.Р.РождественскийЦель:воспитать у у...
Методическая разработка классного часа "Страшное слово "СПИД"
Материал представляет собой методическую разработку открытого классного часа "Страшное слово "СПИД", основные цели которого - просвещение студентов и формирование здорового образа жизни....

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела"
Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка классного часа "Дело мастера боится" (проектная деятельность)
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7класс, 12-13 летРоль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Воспитательное мероприятие соответствует цели во...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"
классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...