Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.
статья
10 декабря 2019 года на базе Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась заочная научно-практическая конференция " Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья". Выбрав направление работы конференции "Подготовка специалистов сопровождения для работы с лицами с особыми образовательными потребностями", ознакомила участников с содержанием своей научно-исследовательской работы. В работе современный учитель начальных классов должен реализовывать обучение, развитие и воспитание при опоре на знание индивидуальных особенностей младшего школьника, уметь управлять процессом постепенного изменения ученика и обеспечивать восхождение его к более высокому уровню своего развития, осуществлять исследовательский педагогический поиск, решая на научной основе проблемы становления личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://vk.com/wall216950882_6064 | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии и уровни готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования.
Жук Марина Анатольевна
Актуальность вопросаобусловлена современной образовательной политикой в сфере образования, направленной на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные процессы и введением Профессионального стандарта педагога, который выдвигает новые требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, следует уточнить понятие«готовность учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования».
Готовность учителя к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования является одним из главных вопросов современности. Осуществление инклюзивного образования невозможно без специальной или дополнительной подготовки специалиста.
Категория «готовность к деятельности» в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно.
Анализ структуры понятия «готовность к педагогической деятельности» показал, что исследователи включают в ее состав разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению деятельности, часто наполняя их схожим содержанием: мотивация, обусловливающая положительное отношение к деятельности и ее успешность, необходимый объем специальных и психолого-педагогических знаний, определенный уровень педагогических умений и навыков и комплекс профессионально-значимых свойств личности.
Инклюзивная готовность педагогических работников включает компоненты, обусловленные спецификой их работы, предполагающей создание условий для обеспечения совместного и равного образования всех детей.
Современная педагогика для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Введенский, Л.Н. Горбунова, И.В. Гришина, В.И.Кашницкий, В.В. Краевский, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козырев, Т.В. Кожекина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, С.И. Сабельникова, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова, И.Н. Хафизуллина, И.П. Цвелюх, Д.В. Шадриков, И.М. Яковлева и др.),
Современный учитель начальных классов должен реализовывать обучение, развитие и воспитание при опоре на знание индивидуальных особенностей младшего школьника, уметь управлять процессом постоянного изменения ученика и обеспечивать восхождение его к более высокому уровню своего развития, осуществлять исследовательский педагогический поиск, решая на научной основе проблемы становления личности ребенка.
На основании выше сказанного мы определяем готовность учителя к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образованиякак овладение специальными компетенциями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мы смогли самостоятельно выделить и охарактеризовать уровни готовности учителя к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования (таблица 1 и 2).
Таблица 1. Критерии готовности учителей к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования
Критерии готовности | |
Профессиональная готовность | Психологическая готовность |
|
|
Таблица 2. Уровни готовности учителей к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования
Уровни готовности | ||
Низкий | Средний | Высокий |
студент не имеет представления о нормативно - правовой базе по осуществлению инклюзивного образования; не владеет педагогическими технологиями, применяющимися в учебно - воспитательном процессе с детьми с ОВЗ; не готов к повышению квалификации (в случае необходимости); не хочет работать в команде специалистов по инклюзии; не знает индивидуальные анатомо-физиологические и психологические особенностей детей разных нозологических групп в разных возрастных аспектах; не имеет представления об основах коррекционной педагогики, специальной психологии; не знает основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе; студент не способен самостоятельно вести проектную деятельность и моделировать уроки с использованием инновационных технологий; не способен к эмпатии и эмоциональному принятию детей с ОВЗ (отрицательно относится к детям с ОВЗ); не готов включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке; не удовлетворен собственной педагогической деятельностью. | студент имеет недостаточно полное представление о нормативно - правовой базе по осуществлению инклюзивного образования; частично или с затруднениями владеет педагогическими технологиями, применяющимися в учебно - воспитательном процессе с детьми с ОВЗ; готов к повышению квалификации (в случае необходимости); готов к профессиональному взаимодействию в рамках инклюзивного образования; хотел бы работать в команде специалистов по инклюзии; не знает индивидуальные анатомо-физиологические и психологические особенностей детей разных нозологических групп в разных возрастных аспектах; имеет недостаточно полные представления об основах коррекционной педагогики, специальной психологии; не знает основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе; студент не способен самостоятельно вести проектную деятельность и моделировать уроки с использованием инновационных технологий; не способен к эмпатии и эмоциональному принятию детей с ОВЗ (нейтрально относится к детям с ОВЗ); готов включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке; частично удовлетворен собственной педагогической деятельностью. | студент имеет достаточно полное представление о нормативно - правовой базе по осуществлению инклюзивного образования; владеет педагогическими технологиями, применяющимися в учебно - воспитательном процессе с детьми с ОВЗ; готов к повышению квалификации (в случае необходимости); готов к профессиональному взаимодействию в рамках инклюзивного образования; готов работать в команде специалистов по инклюзии; знает индивидуальные анатомо-физиологические и психологические особенностей детей разных нозологических групп в разных возрастных аспектах; знает основы коррекционной педагогики, специальной психологии; знает основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учебно – воспитательном процессе; студент способен самостоятельно вести проектную деятельность и моделировать уроки с использованием инновационных технологий; способен к эмпатии и эмоциональному принятию детей с ОВЗ; готов включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке; удовлетворен собственной педагогической деятельностью. |
Список литературы:
Воробьева О. В. Мониторинг готовности учителей начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования // Российский научный журнал. - 2014. - № 3(41). - С. 157- 159. ISSN 1995–4417
Воробьева О.В. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной среде (на примере СПО). «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы»: сб. научн.ст. IV Региональной научно-практической конференции (с международным участием)/ ГрГУ им. И. Купалы; редколл.: Н. В. Михалкович (отв. ред.) – Гродно: ГрГУ, 2017. – С.10 – 15.
Воробьева О.В. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию в рамках инклюзивного образования: автореф. дис. на соискание степени магистра пед. наук: 050700.67 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа: «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями». - М., 2018. - 37 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. // URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online. (дата обращения: 07.09.2019).
- Хафизуллина И.Н. К вопросу об инклюзивной компетентности учителя общеобразовательной школы / И.Н. Хафизуллина /Сборник материалов II межрегионального семинара «Государственная социальная политика по защите детства: теория и практика». - Астрахань, 2007. - С. 58-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.
В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...
Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»
В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)...
Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"
Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...
Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"
Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...
Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования
laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...