Методическая разработка по физике "Использование программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования"
материал по физике (11 класс) на тему

Ухина Алевтина Анатольевна

Методическая разработка посвящена использованию программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования.

Система дистанционного обучения Open Source Moodle представляет собой пакет программ, разработанных для того, чтобы помочь преподавателям создавать качественные online курсы. По уровню предоставляемых возможностей Moodle не намного проигрывает коммерческими системам дистанционного обучения, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде, а главное - бесплатно, поэтому данная методическая разработка представляет собой полный учебно-методический комплекс дисциплины физика для студентов 1 курса именно в этой системе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет  имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Колледж инновационных технологий и предпринимательства (КИТП)

Методическая разработка по физике

Использование программы Moodle в учебном процессе

в рамках инклюзивного образования

Автор: старший преподаватель КИТП

Алевтина Анатольевна Ухина

Владимир 2015

Кафедра-разработчик:    КИТП

Автор:  Ухина А.А,  ст.преподаватель КИТП

                             Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании Колледжа инновационных технологий и предпринимательства ВлГУ

протокол   № ___3___ от  «__15__» ________09_________ 2015 года

Директор КИТП  ВлГУ к.т.н., профессор                        Корогодов Ю.Д.

                                                            Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись

Краткая аннотация

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей колледжей, работающих со студентами-инвалидами, не имеющими возможность посещать аудиторные занятия или преподавателей, желающих применять технологии дистанционного обучения на аудиторных и внеаудиторных занятиях, разрабатывать и проводить занятия в дистанционной форме.

Содержание

стр

  1. О программе Moodle_______________________________________ 4
  2. Элементы курса___________________________________________ 5
  3. О плюсах и минусах работы в Moodle_________________________8
  4. Значение применения программы___________________________   9
  5. Литература и источники___________________________________   9

  1. О программе Moodle

Система дистанционного обучения Open Source Moodle широко известна во всем мире. Она представляет собой пакет программ, разработанных для того, чтобы помочь преподавателям создавать качественные online курсы.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle не намного проигрывает коммерческими системам дистанционного обучения, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде, а главное - бесплатно. Также к преимуществам Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.

Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

Одна из самых сильных сторон Moodle - широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы разных форматов. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени, проводить дискуссии и деловые игры. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.

  1. Элементы курса

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

  • Глоссарий (словарь)
  • Ресурс (файл любого типа)
  • Задание (задание, выполнением которого является прикреплённый для проверки файл)
  • Форум (новости и обсуждения)
  • Wiki (групповая работа подключенных групп)
  • Лекция (информационный файл, итогом изучения которого является набор определённого количества баллов в тестировании)
  • Тест (на соответствие, множественный выбор и т.д.) и др.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.

Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем,  для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими студентами.

Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио.

Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»).

Элемент курса «Лекция» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за лекцию оценку, заносит ее в ведомость.

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

  • Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)
  • Да/Нет
  • Короткий ответ
  • Числовой
  • Соответствие
  • Случайный вопрос
  • Вложенный ответ и др.

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Есть возможность установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

Учебно-методический комплекс дисциплины физика, представленный на конкурс, находится на сайте дистанционного образования ВлГУ  http://www.dec.vlsu.ru:81.

 Он разработан для студентов 1 курса КИТП технических специальностей в рамках инклюзивного образования. В курсе задействованы практически все виды структурных элементов, представленные выше (не использовались некоторые виды тестов, например, с вложенным ответом, для экономии места на сервере).

Курс начинается с общей информации по организации учебного процесса и возможности обратной связи, имеется ссылка на сайт преподавателя http://nsportal.ru/uhina-alevtina.

Рабочая программа по специальности, руководство по работе с курсом, план изучения дисциплины и инструкция по технике безопасности представлены для обязательного ознакомления с итоговым отчётом – текстовым документом с подписью студента.

В помощь студентам представлены методические разработки, например, по выполнению домашних лабораторных работ.

Курс разбит на темы. Каждая из них содержит лекции, по окончанию изучения которых предложены вопросы. Переход к следующей лекции осуществляется только после набора определённого количества баллов по предыдущей. В качестве задания выставлены задачи, где ответ присылается файлами с фотографиями решения в тетради.

Презентации в данном курсе являются подспорьем, визуализацией и систематизацией информации. Также они могут использоваться в аудиториях без доступа интернета для проведения аудиторных занятий.

Система Wiki отлично подходит для групповой работы, например, решения кейс-задач. Кейс-задания, представленные в данном курсе, бинарны и связывают физику с экологией, химией и инженерным делом.

  1. О плюсах и минусах работы в Moodle

Применение Moodle в профессиональной деятельности позволяет не только расширить компетенции преподавателя, но и студента. Большое значение имеет применение дистанционного курса для усвоения материала студентами, не посещающими аудиторные занятия (инклюзивное образование), а также даёт возможность быстро и разносторонне осуществить контроль, самоконтроль и рефлексию.

Элементы курса, такие, как лекция, презентация, опрос, тестирование, с успехом могут применяться и на аудиторных занятиях, а также в качестве домашней работы для студентов.

Есть, конечно, и сложности. Не имея профессиональной подготовки программиста и наличия некоторых лицензионных программ, курс, составленный обычным преподавателем, выглядит несколько непрофессионально по сравнению с коммерческими аналогами.

Большое количество файлов, скидываемых на сервер, может привести к его перегрузке.

Возникают трудности и с обучением работе в программе студентов, приходится оказывать помощь в решении некоторых вопросов, касающиеся технического обеспечения. Также возможность дистанционного обучения не решает проблему мотивации к обучению как таковому.

Ежегодное изменения в примерной программе предмета должны быть отражены и на курсе, а это иногда связано со значительными  временными затратами.

Информация, предложенная на сайте, может использоваться преподавателем и в аудиторной работе с обычными группами студентов, для этого требуется технически оснащённая аудитория и доступ в интернет.  

  1. Значение применения программы

Значение применения курса в работе преподавателя трудно переоценить, настолько богатые возможности появляются у преподавателей различных дисциплин, работающих творчески.

Расширяется спектр используемых источников знания, обучение становится более наглядным, а контроль и рефлексия – более легкими и быстрыми.

Пакет программ Moodle даёт обширные возможности для решения преподавателем образовательных задач и может использоваться не только для дистанционного обучения, но и применяться на аудиторных занятиях, реализовывая современные образовательные технологии и федеральные государственные стандарты последнего поколения.

Литература и источники

www.opentechnology.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования

Особенности обучения математике незрячих детей в рамках инклюзивного образования...

Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования

Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией....

Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»

В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Разработка открытого урока по математике в 7 классе основной школы в рамках инклюзивного образования по теме "Определение параллельных прямых. Углы образованные при пересечение двух прямых секущей"

Данная разработка урока направлена на формирование следующих универсальных учебных действий:Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, развивать познават...

Практический опыт реализации программ дополнительного образования в рамках инклюзивного образования

В статье рассмотрены вопросы по реализации дополнительных образовательных программ по адаптивным видам спорта. Статья предназначена для руководителей, заместителей руководителя, инструкторов-методисто...