Конспект классного часа в 9 классе "Этикет"
методическая разработка (9 класс)
Что такое этикет? Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в 9 классе «Этикет»
1.Организационная часть
Здравствуйте, ребята! На экране перед вами – анаграмма. Решив её, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие: ИЭТТКЕ.
- Этикет.
- Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.
Известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».
В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям. Сегодня мы вспомним и подытожим знания о всех проявлениях общегражданского этикета.
- Что такое этикет? (совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда).
Этикет — слово французского происхождения, которое означает манеру поведения. Под этим словом понимают некоторые правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Элементарные правила поведения существовали с незапамятных времен. А само понятие «этикет» возникло относительно недавно — в конце XVII века. Его ввели в обиход при дворе французского короля Людовика XIV. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения, чтобы каждый мог свериться- правильно ли он поступает в той или иной ситуации. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло «этикет».
А вот при Петре 1 вышел самый первый российский свод хороших манер. Называлась эта удивительная книга, изданная в 1717 году “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Петр 1 решил перенести европейский этикет на российскую почву с помощью вот таких советов: “не сопи, когда ешь”, “не жри как свинья”, “не утирай губ рукой, но полотенцем” и т.д. Эти советы кому- то покажутся смешными и нелепыми, а кому-то, к сожалению, пригодились бы. В крестьянской России правила поведения за столом также были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Все это говорит о почтении, которое русские люди испытывали к хлебу насущному. Вот что по этому поводу пишет известный писатель и этнограф С.В.Максимов: Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на Божий престол». С глубоким почтением всегда относились в России не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что ее окружало — мебели, посуде, скатерти и т.д. Современный этикет наследует обычаи и традиции многих народов мира с древности и до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями большинства народов мира. Конечно, каждая страна вносит в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее истории, национальных традиций и обычаев. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа — уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщине. И так далее. Англичане по праву считаются специалистами в области этикета и хороших манер. Существует легенда, что к английскому королю Якову обратилась кормилица с необычной просьбой — сделать ее сына джентльменом. Король ответил: «Этого я не могу; могу сделать его графом, но джентльменом он должен сделать себя сам». Да, правила этикета знать необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей не любят и не уважают.
- Перечислите его виды( придворный- строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов),
(дипломатический (это строго регламентированные правила поведения дипломатов при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах и т.д.),
(воинский (совокупность правил, норм и манер поведения военнослужащих),
(профессиональный -нормы и требования , предъявляемые к представителям определенной профессии),
(общегражданский(поведенческий, светский)- свод правил, традиций, соблюдающих людьми при общении друг с другом,
деловой- правила поведения и общения официальных лиц при выполнении должностных и служебных обязанностей в ходе различных контактов- на переговорах, приемах...
речевой- соблюдение культуры речи, которая предполагает не только грамматическую и стилистическую правильную речь, но и отсутствие вульгарных слов, умение точно и четко излагать свои мысли, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь и услугу, росить, извиняться, умение разговаривать и поддерживать беседу.
- Для чего нужны знания этикета?
Ответы учащихся.
2. Целеполагание
Наше занятие будет проходить в форме игры: мы отправимся в путешествие в удивительную страну ОПЭ – Объединённые Правила Этикета. Чтобы начать игру, разделимся на 2 команды – «Леди» и «Джентльмены» (деление на команды – по половому признаку).
Теперь обратите внимание на названия станций, которые нам предстоит сегодня посетить во время путешествия, и сформулируйте цель нашего сегодняшнего занятия.
Ответы учащихся.
Запись цели на доске.
Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома - этим и другим вопросам норм поведения в обществе посвящена наша игра.
За каждый правильный ответ команде будет выдаваться жетон, а победителем игры станет та команда, у которой окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Станция «Этикет приветствия»
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и комфортно, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя в обществе. Начнём с приветствий.
Блиц-опрос «Как было принято приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?»
Капитаны команд отвечают, выбирая соответствующую картинку в презентации. Если ответ неверный, право отвечать переходит другой команде.
- У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
- В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.
- Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
- У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.
- Пожимание рук. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
- А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.
- Лапландцы трутся носами.
2. Конкурс «Ситуационная пантомима»
Сейчас - конкурс пантомимы. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?
Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.
А) Ситуация 1. На улице
Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?
Подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой.
Б) Ситуация 2. На уроке
Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
3) Конкурс «Вы сказали «здравствуйте»…
Сейчас вам будут предложены несколько ситуаций встреч и прощания.
Задание: внимательно прослушать заданную ситуацию и правильно ответить на вопрос, аргументируя свой ответ.
1-я ситуация
Вы входите в помещение. Кто должен поздороваться первым?
В этикете учитывается «неравенство», поэтому всегда молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих и т.д. В гостях, в первую очередь, приветствуют хозяйку и хозяина, после них – женщин, (сначала пожилых, затем молодых), затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем - остальных гостей.
2-я ситуация
Вы идёте по улице и встречаете знакомых. Какие требования этикета необходимо соблюдать при встрече?
На улице идущий молодой человек первым кланяется стоящему. Девушка первой приветствует юношу, если она его обгоняет. Приветствуя знакомого на улице, мужчина приподнимает шляпу или кепку (но не берет, шапочку или зимнюю шапку). Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может её не снимать, поскольку перчатки являются частью дамского туалета. Однако варежку или тёплую перчатку рекомендуется снять и женщине.
3-я ситуация
Молодой человек сидит. Как ему следует приветствовать входящую девушку или старшего по возрасту человека?
Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.
4-я ситуация
Общение знакомых закончено и говорящие расходятся. Какие формулы используются при прощании?
В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и прощание, хотя имеют разную смысловую окраску — пожелание, предчувствие новой встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).
4. Станция «Гостевой этикет»
Культурный и воспитанный человек, соблюдая приличия, будет понят и принят обществом лучше, чем невежа. Как же вести себя в гостях?
1) Ситуационный анализ
Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы вы себя повели.
Команды вытягивают задания из предложенных и зачитывают ситуации:
Ситуация 1.
Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.
- Это ваза? Ну-ну!
- Это лампа? Ну-ну!
- А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.
- Ну, ладно, - сказал он, - я пошёл…
И ушёл.
«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. – Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».
Вопрос: Как бы вы повели себя на месте хозяина квартиры?
Ситуация 2.
Однажды я был (а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал (а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а) конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.
Вопрос: Как бы вы поступили на месте хозяина
?
2) Письменная работа в группах. Задания:
А) Команде «Джентльмены» записать правила поведения в гостях;
Б) Команде «Леди» записать правила поведения хозяина, принимающего гостей.
Регламент – 5 минут, после чего группы представляют свои ответы.
Подсказка для жюри:
Если ты гость:
Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите. Получив приглашение, важно придти без опозданий;
Звонить в дверь надо не более двух раз;
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно - делать критические замечания;
Не принято с любопытством рассматривать предметы интерьера в комнате. Категорически запрещается брать что-либо из вещей в руки без ведома хозяев;
Не выпытывайте, что сколько стоит и где было куплено;
Долго засиживаться в гостях неэтично, хозяева должны отдыхать. Нетактично злоупотреблять гостеприимством культурных людей;
Вести себя в гостях нужно так, чтобы всем было комфортно, удобно и безопасно в вашем обществе.
Если ты хозяин:
Принимать гостей следует любезно и сердечно, одновременно держать себя просто и естественно. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, - постараться, чтобы гости этого не заметили;
Если гость зашёл более, чем на несколько минут, - предложить ему раздеться, причём следует помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки;
При приёме хозяева не должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей. Особое внимание нужно уделять гостям, которые пришли впервые;
Нужно постараться, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя комфортно: предложить ему сесть на самое удобное место, занять гостя беседой, - пусть гость сам выберет тему для разговора. Нельзя оставлять гостя надолго одного;
Приглашая гостей, необходимо заранее подготовить развлекательную программу;
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у вас - неотложные дела, вы должны найти тактичную форму, как дать ему это понять;
Заканчивая приём, хозяевам полагается проводить гостей до двери.
5. Станция "Блиц- опрос"
1. Что принято считать хорошими манерами?
(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?
(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).
3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина –мужчине; начальник – подчинённому).
6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои
действия?
(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклонившись,
сказать “здравствуйте”).
7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?
(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол
первая).
8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто
выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
(Первой входит всегда дама)
10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся
предпочтение?
(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).
11. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым?
(Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).
12. Вы собираетесь в театр. За сколько минут до начала спектакля нужно
приходить.
(За 30 минут, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный
зал, занять место соответственно купленным билетам).
13. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?
(Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим).
14. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
15. Что нельзя делать во время спектакля?
(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться
впечатлениями, вставать и уходить во время представления).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Проводится анкетирование:
На занятии я работал(а) | активно |
|
пассивно |
| |
Своей работой на занятии я | доволен(льна) |
|
недоволен(льна) |
| |
Занятие показалось для меня | долгим |
|
коротким |
| |
На занятии я | устал(а) |
|
не устал(а) |
| |
Моё настроение | улучшилось |
|
стало хуже |
| |
Материал занятия мне был | понятен |
|
не понятен |
|
2. Итог
1) Самооценка
Оцените свою деятельность:
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я научилась (лся)…
Меня удивило…
Мне захотелось…
2) Оценка жюри. Награждение победителей
Команды награждаются грамотами, самые активные обучающиеся награждаются медалями.
3) Заключительное слово ведущего (воспитателя)
Закончилось наше путешествие в удивительную страну ОПЭ. Мы с вами вспомнили об основных правилах приветств , правилах поведения в гостях, закрепили знания о том, как ходить в гости и принимать гостей у себя дома. Смею надеяться, что эта игра по этикету была вам интересна и, возможно, какие-то сведения оказались для вас новыми и полезными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Закон обо мне и о тебе"
Классный час посвящен закону Краснодарского края 1539...
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"
Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми" Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Нравственный классный час в 7 классе Методическая разработка конспекта классного часа для 7 Г класса на тему « Мои жизненные ценности».Подготовила Степанова Алина Александровна
Нравственный классный час в 7 классеМетодическая разработка конспекта классного часа для 7 классса...
Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов
Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...
Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")
Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....