Сценарий открытого мероприятия «Годовщина начала Блокады Ленинграда»
классный час (8 класс)
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить школьников с периодом в жизни нашей страны во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг;
- Пробудить у школьников чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Участники мероприятия:
- Ученики 1 класса (слушатели)
- Ученики 5 класса (слушатели и отдельная группа, ведущие для 1 класса)
- Ученики 8 класса (отдельная группа учеников, ведущие для 5 класса)
Формат мероприятия: Экскурсия с интерактивной викториной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_meropriyatiya_8_sentyabrya_2023_nachalo_blokady_leningrada_1.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого мероприятия
«Годовщина начала Блокады Ленинграда»
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить школьников с периодом в жизни нашей страны во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг;
- Пробудить у школьников чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Участники мероприятия:
- Ученики 1 класса (слушатели)
- Ученики 5 класса (слушатели и отдельная группа, ведущие для 1 класса)
- Ученики 8 класса (отдельная группа учеников, ведущие для 5 класса)
Формат мероприятия: Экскурсия с интерактивной викториной
Сценарий (1-5 классы).
Класс первоклассников делится на две группы. Одна приходит в школьный музей, где есть демонстрация предметов Второй мировой войны и Блокады Ленинграда. Вторая группа приходит в музейное помещение «Коммунальная квартира».
Школьный музей.
На экране (проектор/телевизор) демонстрируется презентация по теме мероприятия. Рядом с каждым стендом/выставочным оборудованием стоят ученики 5 класса и проводят экскурсию последовательно по разделам:
- Начало. Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда.
/ Слайд 1-3. Ребята вы находитесь в школьном музее, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Сегодня мы проведем экскурсию в день памяти о жертвах Блокады Ленинграда/
- Сравнительные характеристики снаряжения Красной армии и вооруженными силами нацистской Германии (армия Вермахта)
/Слайд 4 + первый стенд: На выставке вы видите элементы снаряжения бойцов Красной армии: Малая пехотная лопатка РККА с помощью которой бойцы окапывались и строили оборонительные сооружения; стальной шлем СШ-40 который защищал голову бойца от травм и частично от пуль и осколков; саперные ножницы для перерезания проволоки которые использовали разведчики или при наступлении, чтобы разрезать колючую проволоку перед траншеями противника; на второй ветрине вы можете видеть котелок красноармейца блокадного типа и котелок РККА в который бойцы складывали пищу, привезенную полевой кухней в места расположения войск
На втором стенде вы видите снаряжение армии Вермахта: саперная лопатка солдат вермахта чуть меньших размеров, ведь фашисты не собирались везти долгую войну, а в соответствии с планом Барбаросса за 9 недель разгромить Советскую армию; солдаты питались консервами и их кружки предназначались для питьевой воды, однако в котелках красноармейцев можно было приготовить на костре пищу или разогреть её; каски фащистов были схожих форм с нашими, однако более легкие и поэтому видны следы от осколков, пуль и сильно повреждены коррозией металла; тк Гитлер напал на Советский Союз летом, то в снаряжении солдат были только палатки, а крепились они колышками представленными на ветрине; оружия бойцы Вермахта использовали много на ветрине вы видите макет снаряда 45 мм миномёта армии Вермахта, ножны от штыка к винтовке Маузера/
- Уголок Блокады Ленинграда
/Слайд 5, 6, 7 + на верхней ветрине вы видите алюминиевый бидон, который жители блокадного Ленинграда использовали для набора воды из рек и каналов. Кто из вас знает название каналов и рек в нашем районе? Нева, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова… Слайд 8 + в нашей витрине вы видите граненые стаканы того времени и тарелку с кусочками блокадного хлеба Слайд 9 посмотрите на экран – Слайд 10, 11, 12 + в квартирах блокадного Ленинграда все жители ютились в одной комнате, а отапливалась это помещение буржуйками, которые вы видите в нашем зале. На этих устройствах можно было поставить чайник или кастрюлю с водой и пить кипяток. В некоторых квартирах стояли и работали телефоны в которых номера состояли из буквы и четырех цифр, обратите внимание что буква З не задействована, чтобы не спутать с цифрой 3. На территории нашего Центрального района во время блокады были организованы госпитали: Виленский переулок д.14, Кавалергардская ул. Д. 7-1, ул Кирочная д. 41, ул Чехова д.6, ул Мояковского д.6 и тд Карта госпиталей блокадного Ленинграда (Google Мои карты) на нашей ветрине вы видите шприцы того времени, тогда не было индивидуальных шприцов и чтобы использовать повторно их нужно было обязательно дезинфицировать это делали с помощью процесса кипячения /
- Оружие красноармейца
/Слайд 13 + на нашем стенде вы видите уникальный экспонат Винтовка Мосина образца 1930х годов, а также уникальные ручные гранаты – одни использовались для уничтожение живой силы противника, другие связывали в группу по 3-5 и именно такими пачками поджигали гитлеровские танки ТИГР/
Слайд 14 + минута молчания
Теперь вы переходите в коммунальную квартиру…
«Коммунальная квартира».
В центре коммунальной комнаты находится стол, ребята встают вокруг стола. Предлагаем оглядеться по сторонам и назвать, одним словом, части квартиры (например: столовая, гостиная, рабочий кабинет и тп). Ученики 5 класса располагаются около каждой из выделенных зон:
- Гигиена + кухня Столовая
/Данный вид мебели называется комод. Здесь мы видим Машинку для стрижки волос, Духи Красная Москва, Плойку для завивки волос. В маленьких комнатах коммунальных квартир был уголок для приема пищи. Здесь вы видите черпаки с помощью которых набирали воду из каналов и рек Ленинграда в блокаду, бидон в котором переносили воду и чугунок в котором готовили еду. Как вы думаете, а какой предмет на столе использовали для вычислений? Ответ Счеты. На разделочных досках того времени были разметки, а купание осуществляли в алюминиевых тазах/
- Спорт
/В Ленинграде еще в довоенные годы многие увлекались спортом. Давайте назовем виды спорта, которым соответствуют данные предметы (показываем на предмет и ждем ответа): Боксерские перчатки – бокс, Ракетки для бадминтона – бадминтон, Коньки – фигурное катание, Лыжные ботинки – Лыжи, Баскетбольный мяч- Баскетбол, Футбольный мяч – футбол, Мяч для метания, Теннисная ракетка - теннис/
- Отдых и досуг
/В довоенное и послевоенное время в Советском союзе много читали книг. Поэтому в каждой квартире были книжные полки рядом с кроватями или книжные шкафы. Во времена блокады Ленинграда жители топили свои комнаты мебелью и разжигали огонь с помощью книг. Кровати тех времен были железными на панцирной сетке. На стене вдоль кровати обычно висел ковер, он был не только для красоты, а также для звукоизоляции и тепла. В нашей квартире вы видите два вида музыкальных инструментов. Кто может их назвать? Ответ – гитара и аккордеон. Многие фронтовики приходили домой после войны и умели играть именно на аккордеоне. В Германии это был один из самых популярных инструментов, а советские солдаты умели играть на гармошках, которые не сильно отличались от аккордеона. Песни и звуки музыки всегда согревали сердца жителей блокадного Ленинграда. Кто знает название знаменитой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шестаковича? Ответ 7я Ленинградская симфония – звучит музыка/
- Рабочее место
/В блокадном Ленинграде работало много институтов, жили писатели и поэты. Рабочее место было скромным, на столе была керосиновая лампа, иногда пишущая машинка и телефон у руководителей. Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Муса Джалиль и многие другие
…Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей!
Источник: https://lit-ra.su/olga-berggolts/ya-govoryu-s-toboy-pod-svist-snaryadov /
На этом наша экскурсия по квартире закончена.
Сценарий (5 и 8 классы).
Школьный музей.
На экране (проектор/телевизор) демонстрируется презентация по теме мероприятия. Рядом с каждым стендом/выставочным оборудованием стоят ученики 8 класса и проводят экскурсию с интерактивной викториной последовательно по разделам:
- Начало. Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда.
/ Слайд 1-3. Ребята вы находитесь в школьном музее, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сегодня мы проведем экскурсию в день памяти о жертвах Блокады Ленинграда/
- Сравнительные характеристики снаряжения Красной армии и вооруженными силами нацистской Германии (армия Вермахта)
/Слайд 4 + первый стенд: Задаем вопросы по теме: На выставке вы видите элементы снаряжения бойцов Красной армии:
1. Покажите, пожалуйста, пехотную лопатку РККА? (Если показали экспонат правильно-1 балл. Если не правильно - 0 баллов).
2. Что делали бойцы этой лопатой? (Ответ: с ее помощью бойцы окапывались и строили оборонительные сооружения) (правильный ответ- 1 балл).
Стальной шлем СШ-40
3. Для чего предназначался шлем СШ-40?
( Ответ: стальной шлем СШ-40 защищал голову бойца от травм и частично от пуль и осколков) (правильный ответ- 1 балл).
4. Как бойцы использовали саперные ножницы? (Ответ: саперные ножницы для перерезания проволоки использовали разведчики при наступлении, чтобы разрезать колючую проволоку перед траншеями противника) (правильный ответ- 1 балл).
5. Найдите предметы у Красноармейцев и бойцов Вермахта, в которой находилась пища? (Ответ: Котелок РККА и банки из-под консервов) (За каждый правильно названный экспонат-1 балл).
6. На втором стенде вы видите снаряжение армии Вермахта: 1. Вермахт это армия с какой страны? (Ответ: Германия) (правильный ответ- 1 балл).
7. Для чего был создан план Барбаросса? (Ответ: за 9 недель разгромить Советскую армию) (правильный ответ- 1 балл).
8. Найдите экспонаты у армии Красноармейцев и Вермахта для защиты головы? (Ответ: показать каски) (За правильный ответ-1 балл).
9. В чем отличие? (Ответ: у фашистов по весу каски легче, чем у наших бойцов) (За правильный ответ-1 балл).
Так как Гитлер напал на Советский Союз летом, то в снаряжении солдат были только палатки, 10. А чем они крепились? (Ответ: колышками) (За правильный ответ-1 балл).
11. Покажите этот экспонат? (За правильный ответ-1 балл).
- Уголок Блокады Ленинграда
/Слайд 5, 6, 7. Задаем вопросы по теме: 12. Когда началась блокада Ленинграда? (Ответ: 8 сентября 1941 года) (За правильный ответ-1 балл).
13. На верхней витрине вы видите алюминиевый бидон, который жители блокадного Ленинграда использовали для чего? (Ответ: для набора воды из рек и каналов) (За правильный ответ-1 балл).
14. Какая главная проблема была в городе во время блокады? (Ответ: голод) (За правильный ответ-1 балл).
15. Как вы считаете, какие экспонаты отражают эти события? (Ответ: хлеб, бидон) (За каждое название-1 балл).
16. Кто из вас знает название каналов и рек в нашем районе? ( Ответ: Нева, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова…) (За каждое название-1 балл).
Слайд 8 + в нашей витрине вы видите граненные стаканы того времени и тарелку с кусочками блокадного хлеба. Слайд 9 посмотрите на экран – Слайд 10, 11, 12 + в квартирах блокадного Ленинграда все жители ютились в одной комнате, а отапливалось это помещение и показать рукой на эти экспонаты. Задать вопрос.
17. Как это называется? (Ответ: буржуйка) (За правильный ответ-1 балл).
18. Что люди делали на буржуйках? (Ответ: готовили, отапливали помещение) (За каждое название-1 балл).
В некоторых квартирах стояли и работали телефоны в которых номера состояли из буквы и четырех цифр.
19. Скажите, пожалуйста, какой буквы нет на телефоне (Ответ: буква З) (За правильный ответ-1 балл).
20. Объсните почему? (Ответ: чтобы не спутать с цифрой 3) (За правильный ответ-1 балл).
21. Следующий вопрос. С какой целью использовались буквы на телефоне? (Ответ: чтобы номер было проще запомнить) (За правильный ответ-1 балл).
22. С помощью какого предмета осуществлялось освещение комнат? (Ответ: керосиновая лампа) (За правильный ответ-1 балл).
На территории нашего Центрального района во время блокады были организованы госпитали:
23. Назовите адреса этих госпиталей? (Ответ: Виленский переулок д.14, Кавалергардская ул. Д. 7-1, ул. Кирочная д. 41, ул. Чехова д.6, ул. Маяковского д.6 и т. д. Карта госпиталей блокадного Ленинграда (Google Мои карты) (За каждое название-1 балл).
На нашей витрине вы видите шприцы того времени, тогда не было индивидуальных шприцов и, чтобы использовать повторно их нужно было обязательно дезинфицировать
24. Каким способом это делали? (Ответ: это делали с помощью процесса кипячения) (За правильный ответ-1 балл).
В блокадные годы жители самостоятельно плели сети из подручного материала, чтобы ловить рыбу. Сегодня у вас будет попытка сплести сети с помощью крючка из грубых ниток на время. Команда работает в полном составе. Те у кого получится лучше всего будут вознаграждены дополнительным баллом.
- Уголок оружие красноармейца
Слайд 13. Задаем вопросы по теме:
25. Найдите самый уникальный экспонат этого музея? (Ответ: Винтовка Мосина образца 1930х годов) (За правильный ответ-1 балл).
На нашем стенде вы видите ручные гранаты.
26. Как и для чего использовались гранаты? ( Ответ: одни использовались для уничтожения живой силы противника, другие связывали в группу по 3-5 и именно такими пачками поджигали гитлеровские танки ТИГР) (За каждое название-1 балл).
Слайд 14 + минута молчания
Теперь вы переходите в коммунальную квартиру…
«Коммунальная квартира».
В центре коммунальной комнаты находится стол, ребята встают вокруг стола. Предлагаем оглядеться по сторонам и назвать, одним словом, части квартиры (например: прихожая, столовая, гостиная, рабочий кабинет и т.п.) Ученики 8 класса располагаются около каждой из выделенных зон и предлагают назвать одним словом части квартиры. (Ответ: например: прихожая, столовая, гостиная, рабочий кабинет и т.п.) (За каждое название-1 балл).
В прихожей направить руку к вешалке, взять в руки висящие сеточки и задать вопрос.
2. Название этого предмета? (Ответ: авоська) (За правильный ответ-1 балл).
1) Гигиена + кухня Столовая
3. Как называется данный вид мебели? (Ответ: комод) (За правильный ответ-1 балл).
4. Что мы здесь видим? (Ответ: Машинку для стрижки волос, Духи Красная Москва, Плойку для завивки волос) (За каждое название-1 балл).
5. Назовите следующий вид мебели? (Ответ: буфет) (За правильный ответ-1 балл).
6. Какую посуду вы видите, перечислите, пожалуйста? (Ответ: соусница, сахарница, масленка, посуда для молока, конфетница, граненый стакан, заварочный чайник) (За каждое название-1 балл).
В маленьких комнатах коммунальных квартир был уголок для приема пищи. Здесь вы видите черпаки с помощью которых набирали воду из каналов и рек Ленинграда в блокаду, бидон в котором переносили воду и чугунок, в котором готовили еду.
7. Как вы думаете, а какой предмет на столе использовали для вычислений? (Ответ: счеты) (За правильный ответ-1 балл).
На разделочных досках того времени были разметки, а купание осуществляли в алюминиевых тазах.
Во время войны люди очень бережно относились к одежде. Поэтому все и мужчины, и женщины умели штопать одежду, те зашивать аккуратно дырочки на одежде. Сейчас мы посмотрим, как вы это умеете делать. Вам выдают материал и ниточки с иголочкой, на время нужно заштопать дырку. Кто первым сделает это тот и получает победное очко. Сейчас второй раунд. Сейчас задание – пришить пуговицу! Кто быстрее справится с данным заданием, та команда получит дополнительный балл.
2) Спорт
В Ленинграде еще в довоенные годы многие увлекались спортом.
8. Давайте назовем виды спорта, которым соответствуют данные предметы? (показываем на предмет и ждем ответы). ( Ответ: боксерские перчатки – бокс, ракетки для бадминтона – бадминтон, коньки – фигурное катание, лыжные ботинки – лыжи, баскетбольный мяч- баскетбол, футбольный мяч – футбол, мяч для метания, теннисная ракетка – теннис) (За каждое название-1 балл).
3) Отдых и досуг
В довоенное и послевоенное время в Советском союзе много читали книг. Поэтому в каждой квартире были книжные полки рядом с кроватями или книжные шкафы. Во времена блокады Ленинграда жители топили свои комнаты мебелью и разжигали огонь с помощью книг. Кровати тех времен были железными на панцирной сетке. На стене вдоль кровати обычно висел ковер, он был не только для красоты, а также для звукоизоляции и тепла.
В нашей квартире вы видите два вида музыкальных инструментов.
9. Кто может их назвать? (Ответ: гитара, аккордеон) (За каждое название-1 балл).
Многие фронтовики приходили домой после войны и умели играть именно на аккордеоне. В Германии это был один из самых популярных инструментов, а советские солдаты умели играть на гармошках, которые не сильно отличались от аккордеона. Песни и звуки музыки всегда согревали сердца жителей блокадного Ленинграда.
10. Кто знает название знаменитой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича? (Ответ: 7я Ленинградская симфония) (За правильный ответ-1 балл). Далее звучит музыка.
3) Рабочее место
В блокадном Ленинграде работало много институтов, жили писатели и поэты. Рабочее место было скромным, на столе была керосиновая лампа, иногда пишущая машинка и телефон у руководителей. Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Муса Джалиль и многие другие.
…Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей!
Источник: https://lit-ra.su/olga-berggolts/ya-govoryu-s-toboy-pod-svist-snaryadov /
На этом наша экскурсия по квартире закончена.
Маршрутный лист команды.
Название команды | ||||
Место/Этапы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Школьный музей | ||||
Коммунальная квартира | ||||
ИТОГО: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Идет война народная..." (Начало блокады Ленинграда).
Урок к параграфу 11 учебника Л.К. Ермолаевой и др. "Санкт-Петербург. История и культура", ч.3....
"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...
Методическая разработка урока по теме: "Финляндия и начало Блокады Ленинграда"
Может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах, а также на факультативных занятиях....
Конспект "Начало блокады Ленинграда"
Конспект классного часа на тему "Блокада Ленинграда". Сопровождается презентацией, расположенной по адресу: https://yadi.sk/i/KdahfTOdiKt3H ....
70- летие окончания второй мировой войны и 75- летие начала блокады Ленинграда
1 сентября 1939 –2 сентября 1945...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Радиолинейка "Начало блокады Ленинграда"
Сценарный материал, предназначенный для радиолинейки....