Сценарий открытого мероприятия «Годовщина начала Блокады Ленинграда»
классный час (8 класс)

Фролова Наталия Евгеньевна

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить школьников с периодом в жизни нашей страны во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг;
  2. Пробудить у школьников чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Участники мероприятия:

  1. Ученики 1 класса (слушатели)
  2. Ученики 5 класса (слушатели и отдельная группа, ведущие для 1 класса)
  3. Ученики 8 класса (отдельная группа учеников, ведущие для 5 класса)

Формат мероприятия: Экскурсия с интерактивной викториной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого мероприятия

«Годовщина начала Блокады Ленинграда»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить школьников с периодом в жизни нашей страны во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг;
  2. Пробудить у школьников чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Участники мероприятия:

  1. Ученики 1 класса (слушатели)
  2. Ученики 5 класса (слушатели и отдельная группа, ведущие для 1 класса)
  3. Ученики 8 класса (отдельная группа учеников, ведущие для 5 класса)

Формат мероприятия: Экскурсия с интерактивной викториной

Сценарий (1-5 классы).

Класс первоклассников делится на две группы. Одна приходит в школьный музей, где есть демонстрация предметов Второй мировой войны и Блокады Ленинграда. Вторая группа приходит в музейное помещение «Коммунальная квартира».

Школьный музей.

На экране (проектор/телевизор) демонстрируется презентация по теме мероприятия. Рядом с каждым стендом/выставочным оборудованием стоят ученики 5 класса и проводят экскурсию последовательно по разделам:

  1. Начало. Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда.

/ Слайд 1-3. Ребята вы находитесь в школьном музее, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Сегодня мы проведем экскурсию в день памяти о жертвах Блокады Ленинграда/

  1. Сравнительные характеристики снаряжения Красной армии и вооруженными силами нацистской Германии (армия Вермахта)

/Слайд 4 + первый стенд: На выставке вы видите элементы снаряжения бойцов Красной армии: Малая пехотная лопатка РККА с помощью которой бойцы окапывались и строили оборонительные сооружения; стальной шлем СШ-40 который защищал голову бойца от травм и частично от пуль и осколков; саперные ножницы для перерезания проволоки которые использовали разведчики или при наступлении, чтобы разрезать колючую проволоку перед траншеями противника; на второй ветрине вы можете видеть котелок красноармейца блокадного типа и котелок РККА в который бойцы складывали пищу, привезенную полевой кухней в места расположения войск

На втором стенде вы видите снаряжение армии Вермахта: саперная лопатка солдат вермахта чуть меньших размеров, ведь фашисты не собирались везти долгую войну, а в соответствии с планом Барбаросса за 9 недель разгромить Советскую армию; солдаты питались консервами и их кружки предназначались для питьевой воды, однако в котелках красноармейцев можно было приготовить на костре пищу или разогреть её; каски фащистов были схожих форм с нашими, однако более легкие и поэтому видны следы от осколков, пуль и сильно повреждены коррозией металла; тк Гитлер напал на Советский Союз летом, то в снаряжении солдат были только палатки, а крепились они колышками представленными на ветрине; оружия бойцы Вермахта использовали много на ветрине вы видите макет снаряда 45 мм миномёта армии Вермахта, ножны от штыка к винтовке Маузера/

  1. Уголок Блокады Ленинграда

/Слайд 5, 6, 7 + на верхней ветрине вы видите алюминиевый бидон, который жители блокадного Ленинграда использовали для набора воды из рек и каналов. Кто из вас знает название каналов и рек в нашем районе? Нева, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова… Слайд 8 + в нашей витрине вы видите граненые стаканы того времени и тарелку с кусочками блокадного хлеба Слайд 9 посмотрите на экран – Слайд 10, 11, 12 + в квартирах блокадного Ленинграда все жители ютились в одной комнате, а отапливалась это помещение буржуйками, которые вы видите в нашем зале. На этих устройствах можно было поставить чайник или кастрюлю с водой и пить кипяток. В некоторых квартирах стояли и работали телефоны в которых номера состояли из буквы и четырех цифр, обратите внимание что буква З не задействована, чтобы не спутать с цифрой 3. На территории нашего Центрального района во время блокады были организованы госпитали: Виленский переулок д.14, Кавалергардская ул. Д. 7-1, ул Кирочная д. 41, ул Чехова д.6, ул Мояковского д.6 и тд Карта госпиталей блокадного Ленинграда (Google Мои карты) на нашей ветрине вы видите шприцы того времени, тогда не было индивидуальных шприцов и чтобы использовать повторно их нужно было обязательно дезинфицировать это делали с помощью процесса кипячения /

  1. Оружие красноармейца

/Слайд 13 + на нашем стенде вы видите уникальный экспонат Винтовка Мосина образца 1930х годов, а также уникальные ручные гранаты – одни использовались для уничтожение живой силы противника, другие связывали в группу по 3-5 и именно такими пачками поджигали гитлеровские танки ТИГР/

Слайд 14 + минута молчания

Теперь вы переходите в коммунальную квартиру…

 «Коммунальная квартира».

        В центре коммунальной комнаты находится стол, ребята встают вокруг стола. Предлагаем оглядеться по сторонам и назвать, одним словом, части квартиры (например: столовая, гостиная, рабочий кабинет и тп). Ученики 5 класса располагаются около каждой из выделенных зон:

  1. Гигиена + кухня Столовая

/Данный вид мебели называется комод. Здесь мы видим Машинку для стрижки волос, Духи Красная Москва, Плойку для завивки волос. В маленьких комнатах коммунальных квартир был уголок для приема пищи. Здесь вы видите черпаки с помощью которых набирали воду из каналов и рек Ленинграда в блокаду, бидон в котором переносили воду и чугунок в котором готовили еду. Как вы думаете, а какой предмет на столе использовали для вычислений? Ответ Счеты. На разделочных досках того времени были разметки, а купание осуществляли в алюминиевых тазах/

  1. Спорт

/В Ленинграде еще в довоенные годы многие увлекались спортом. Давайте назовем виды спорта, которым соответствуют данные предметы (показываем на предмет и ждем ответа): Боксерские перчатки – бокс, Ракетки для бадминтона – бадминтон, Коньки – фигурное катание, Лыжные ботинки – Лыжи, Баскетбольный мяч- Баскетбол, Футбольный мяч – футбол, Мяч для метания, Теннисная ракетка - теннис/

  1. Отдых и досуг

/В довоенное и послевоенное время в Советском союзе много читали книг. Поэтому в каждой квартире были книжные полки рядом с кроватями или книжные шкафы. Во времена блокады Ленинграда жители топили свои комнаты мебелью и разжигали огонь с помощью книг. Кровати тех времен были железными на панцирной сетке. На стене вдоль кровати обычно висел ковер, он был не только для красоты, а также для звукоизоляции и тепла. В нашей квартире вы видите два вида музыкальных инструментов. Кто может их назвать? Ответ – гитара и аккордеон. Многие фронтовики приходили домой после войны и умели играть именно на аккордеоне. В Германии это был один из самых популярных инструментов, а советские солдаты умели играть на гармошках, которые не сильно отличались от аккордеона. Песни и звуки музыки всегда согревали сердца жителей блокадного Ленинграда. Кто знает название знаменитой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шестаковича? Ответ 7я Ленинградская симфония – звучит музыка/

  1. Рабочее место

/В блокадном Ленинграде работало много институтов, жили писатели и поэты. Рабочее место было скромным, на столе была керосиновая лампа, иногда пишущая машинка и телефон у руководителей. Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Муса Джалиль и многие другие

…Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…

Кронштадский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельнею в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей!

Источник: https://lit-ra.su/olga-berggolts/ya-govoryu-s-toboy-pod-svist-snaryadov /

На этом наша экскурсия по квартире закончена.

Сценарий (5 и 8 классы).

Школьный музей.

На экране (проектор/телевизор) демонстрируется презентация по теме мероприятия. Рядом с каждым стендом/выставочным оборудованием стоят ученики 8 класса и проводят экскурсию с интерактивной викториной последовательно по разделам:

  1. Начало. Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда.

/ Слайд 1-3. Ребята вы находитесь в школьном музее, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сегодня мы проведем экскурсию в день памяти о жертвах Блокады Ленинграда/

  1. Сравнительные характеристики снаряжения Красной армии и вооруженными силами нацистской Германии (армия Вермахта)

/Слайд 4 + первый стенд: Задаем вопросы по теме: На выставке вы видите элементы снаряжения бойцов Красной армии:  

1. Покажите, пожалуйста, пехотную лопатку РККА? (Если показали экспонат правильно-1 балл. Если не правильно - 0 баллов).  

2. Что делали бойцы этой лопатой? (Ответ: с ее помощью бойцы окапывались и строили оборонительные сооружения) (правильный ответ- 1 балл). 

Стальной шлем СШ-40

3. Для чего предназначался шлем СШ-40?

 ( Ответ: стальной шлем СШ-40 защищал голову бойца от травм и частично от пуль и осколков) (правильный ответ- 1 балл). 

4. Как бойцы использовали саперные ножницы? (Ответ: саперные ножницы для перерезания проволоки использовали разведчики  при наступлении, чтобы разрезать колючую проволоку перед траншеями противника) (правильный ответ- 1 балл). 

     5. Найдите предметы у Красноармейцев и бойцов Вермахта, в которой находилась пища? (Ответ: Котелок РККА и банки из-под консервов) (За каждый правильно названный экспонат-1 балл).

6. На втором стенде вы видите снаряжение армии Вермахта: 1. Вермахт это армия с какой страны? (Ответ: Германия) (правильный ответ- 1 балл). 

7. Для чего был создан план Барбаросса? (Ответ: за 9 недель разгромить Советскую армию) (правильный ответ- 1 балл).  

8. Найдите экспонаты у армии Красноармейцев и  Вермахта для защиты головы? (Ответ: показать каски) (За правильный ответ-1 балл). 

9. В чем отличие? (Ответ: у фашистов по весу каски легче, чем у наших бойцов) (За правильный ответ-1 балл). 

Так как Гитлер напал на Советский Союз летом, то в снаряжении солдат были только палатки, 10. А чем они крепились? (Ответ: колышками) (За правильный ответ-1 балл). 

11. Покажите этот экспонат? (За правильный ответ-1 балл).  

  1. Уголок Блокады Ленинграда

/Слайд 5, 6, 7. Задаем вопросы по теме: 12. Когда началась блокада Ленинграда? (Ответ: 8 сентября 1941 года) (За правильный ответ-1 балл).

13. На верхней витрине вы видите алюминиевый бидон, который жители блокадного Ленинграда использовали для чего? (Ответ: для набора воды из рек и каналов) (За правильный ответ-1 балл).

14. Какая главная проблема была в городе во время блокады? (Ответ: голод) (За правильный ответ-1 балл).

15. Как вы считаете, какие экспонаты отражают эти события? (Ответ: хлеб, бидон) (За каждое название-1 балл).

16. Кто из вас знает название каналов и рек в нашем районе? ( Ответ: Нева, Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова…) (За каждое название-1 балл).

 Слайд 8 + в нашей витрине вы видите граненные стаканы того времени и тарелку с кусочками блокадного хлеба. Слайд 9 посмотрите на экран – Слайд 10, 11, 12 + в квартирах блокадного Ленинграда все жители ютились в одной комнате, а отапливалось это помещение  и показать рукой на эти экспонаты. Задать вопрос.

17. Как это называется? (Ответ: буржуйка) (За правильный ответ-1 балл).

18. Что люди делали на буржуйках? (Ответ: готовили, отапливали помещение) (За каждое название-1 балл).

В некоторых квартирах стояли и работали телефоны в которых номера состояли из буквы и четырех цифр.

19. Скажите, пожалуйста, какой буквы нет на телефоне (Ответ: буква З) (За правильный ответ-1 балл).

 20. Объсните почему? (Ответ: чтобы не спутать с цифрой 3) (За правильный ответ-1 балл).

21. Следующий вопрос. С какой целью использовались буквы на телефоне? (Ответ: чтобы номер было проще запомнить) (За правильный ответ-1 балл).

22. С помощью какого предмета осуществлялось освещение комнат? (Ответ: керосиновая лампа) (За правильный ответ-1 балл).

На территории нашего Центрального района во время блокады были организованы госпитали:

23. Назовите адреса этих госпиталей? (Ответ: Виленский переулок д.14, Кавалергардская ул. Д. 7-1, ул. Кирочная д. 41, ул. Чехова д.6, ул. Маяковского д.6 и т. д. Карта госпиталей блокадного Ленинграда (Google Мои карты) (За каждое название-1 балл).

 На нашей витрине вы видите шприцы того времени, тогда не было индивидуальных шприцов и, чтобы использовать повторно их нужно было обязательно дезинфицировать

24. Каким способом это делали? (Ответ: это делали с помощью процесса кипячения) (За правильный ответ-1 балл).

В блокадные годы жители самостоятельно плели сети из подручного материала, чтобы ловить рыбу. Сегодня у вас будет попытка сплести сети с помощью крючка из грубых ниток на время. Команда работает в полном составе. Те у кого получится лучше всего будут вознаграждены дополнительным баллом.

  1. Уголок оружие красноармейца

Слайд 13. Задаем вопросы по теме:

25. Найдите самый уникальный экспонат этого музея? (Ответ: Винтовка Мосина образца 1930х годов) (За правильный ответ-1 балл).

На нашем стенде вы видите ручные гранаты.

26. Как и для чего использовались гранаты? ( Ответ: одни использовались для уничтожения живой силы противника, другие связывали в группу по 3-5 и именно такими пачками поджигали гитлеровские танки ТИГР) (За каждое название-1 балл).

Слайд 14 + минута молчания

Теперь вы переходите в коммунальную квартиру…

«Коммунальная квартира».

        В центре коммунальной комнаты находится стол, ребята встают вокруг стола. Предлагаем оглядеться по сторонам и назвать, одним словом, части квартиры (например: прихожая, столовая, гостиная, рабочий кабинет и т.п.) Ученики 8 класса располагаются около каждой из выделенных зон и предлагают назвать одним словом части квартиры. (Ответ: например: прихожая, столовая, гостиная, рабочий кабинет и т.п.) (За каждое название-1 балл).

В прихожей направить руку к вешалке, взять в руки висящие сеточки и задать вопрос.

2. Название этого предмета? (Ответ: авоська) (За правильный ответ-1 балл).

          1) Гигиена + кухня Столовая

            3. Как называется данный вид мебели? (Ответ: комод) (За правильный ответ-1 балл).

             4. Что мы здесь видим? (Ответ: Машинку для стрижки волос, Духи Красная Москва, Плойку для завивки волос) (За каждое название-1 балл).

5. Назовите  следующий вид мебели? (Ответ: буфет) (За правильный ответ-1 балл).

6.  Какую посуду вы видите, перечислите, пожалуйста? (Ответ: соусница, сахарница, масленка, посуда для молока, конфетница, граненый стакан, заварочный чайник) (За каждое название-1 балл).

В маленьких комнатах коммунальных квартир был уголок для приема пищи. Здесь вы видите черпаки с помощью которых набирали воду из каналов и рек Ленинграда в блокаду, бидон в котором переносили воду и чугунок, в котором готовили еду.

7. Как вы думаете, а какой предмет на столе использовали для вычислений? (Ответ: счеты) (За правильный ответ-1 балл).

На разделочных досках того времени были разметки, а купание осуществляли в алюминиевых тазах.

Во время войны люди очень бережно относились к одежде. Поэтому все и мужчины, и женщины умели штопать одежду, те зашивать аккуратно дырочки на одежде. Сейчас мы посмотрим, как вы это умеете делать. Вам выдают материал и ниточки с иголочкой, на время нужно заштопать дырку. Кто первым сделает это тот и получает победное очко. Сейчас второй раунд. Сейчас задание – пришить пуговицу! Кто быстрее справится с данным заданием, та команда получит дополнительный балл.

2) Спорт

В Ленинграде еще в довоенные годы многие увлекались спортом.

8. Давайте назовем виды спорта, которым соответствуют данные предметы? (показываем на предмет и ждем ответы). ( Ответ: боксерские перчатки – бокс, ракетки для бадминтона – бадминтон, коньки – фигурное катание, лыжные ботинки – лыжи, баскетбольный мяч- баскетбол, футбольный мяч – футбол, мяч для метания, теннисная ракетка – теннис) (За каждое название-1 балл).

3) Отдых и досуг

В довоенное и послевоенное время в Советском союзе много читали книг. Поэтому в каждой квартире были книжные полки рядом с кроватями или книжные шкафы. Во времена блокады Ленинграда жители топили свои комнаты мебелью и разжигали огонь с помощью книг. Кровати тех времен были железными на панцирной сетке. На стене вдоль кровати обычно висел ковер, он был не только для красоты, а также для звукоизоляции и тепла.

В нашей квартире вы видите два вида музыкальных инструментов.

9. Кто может их назвать? (Ответ: гитара, аккордеон) (За каждое название-1 балл).

Многие фронтовики приходили домой после войны и умели играть именно на аккордеоне. В Германии это был один из самых популярных инструментов, а советские солдаты умели играть на гармошках, которые не сильно отличались от аккордеона. Песни и звуки музыки всегда согревали сердца жителей блокадного Ленинграда.

10. Кто знает название знаменитой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича? (Ответ: 7я Ленинградская симфония) (За правильный ответ-1 балл). Далее звучит музыка.

3) Рабочее место

В блокадном Ленинграде работало много институтов, жили писатели и поэты. Рабочее место было скромным, на столе была керосиновая лампа, иногда пишущая машинка и телефон у руководителей. Вот только небольшой список тех, кто написал о городе, пережившем столько страшных дней и ночей: Ольга Берггольц, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Эдуард Асадов, Муса Джалиль и многие другие.

…Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады — мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце, такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под Стрельнею в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени российских матерей!

Источник: https://lit-ra.su/olga-berggolts/ya-govoryu-s-toboy-pod-svist-snaryadov /

На этом наша экскурсия по квартире закончена.

Маршрутный лист команды.

Название команды

Место/Этапы

1

2

3

4

Школьный музей

Коммунальная квартира

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Идет война народная..." (Начало блокады Ленинграда).

Урок к параграфу 11 учебника Л.К. Ермолаевой и др. "Санкт-Петербург. История и культура", ч.3....

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...

Методическая разработка урока по теме: "Финляндия и начало Блокады Ленинграда"

Может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах, а также на факультативных занятиях....

Конспект "Начало блокады Ленинграда"

Конспект классного часа на тему "Блокада Ленинграда". Сопровождается презентацией, расположенной по адресу:  https://yadi.sk/i/KdahfTOdiKt3H ....

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Радиолинейка "Начало блокады Ленинграда"

Сценарный материал, предназначенный для радиолинейки....