Классный час на тему; МИЛОСЕРДИЕ
методическая разработка (8 класс)
В методической разработке представлен вариант классного часа, киноурока в школе на тему: Милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_miloserdie_film_muzyka_vnutri.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработка для проведения киноурока
системы воспитания «Киноуроки в школах России и мира» как классного часа (занятия по воспитанию и развитию)
Тема: милосердие
Фильм: «Музыка внутри» режиссера Елены Дубровской
Цель занятия:
- Мотивировать обучающихся на осознанное проявление милосердия к людям, а также на осознанный выбор общественно полезного дела для людей как проявления милосердия.
Задачи:
- формировать понимание ценности качества милосердия в процессе обсуждения перед просмотром фильма и в размышлениях над ситуациями и действиями героев – после просмотра;
- развивать готовность и способность к реализации созидательного творчества и действий на основе общечеловеческих ценностей и желания становиться лучше;
- формировать ценностное отношение к людям, их внутреннему миру и проявлениям;
- создать условия для получения эмоционального опыта обучающихся в реакции на различные ситуации, осознания своих чувств и мыслей;
- формировать навык осуществления осознанного выбора поступков и реакций на основе этических принципов в ответ на происходящее во взаимоотношениях с людьми;
- создать условия для получения обучающимися опыта реального содействия в решении социально значимых задач, проявления творчества, бескорыстной помощи как осознанного проявления человеколюбия;
- развивать мышление обучающихся; умение выслушивать окружающих, анализировать мнение коллектива, вести бесконфликтный диалог.
Учебно-методическое обеспечение: фильм «Музыка внутри» режиссера Елены Дубровской, методические рекомендации, Программа воспитания
«Киноуроки в школах России».
Этапы проведения киноурока:
- Организационный
- Мотивационно-целевой
- Просмотр фильма
- Беседа по теме фильма, побуждение к действию.
- Социальная практика – созидательный труд.
- Рефлексия и обсуждение проведенного общественно полезного дела
Организационный этап
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я хочу провести с вами занятие на очень важную тему: МИЛОСЕРДИЕ.
Мотивационно-целевой этап
- Сейчас я вам поведую рассказ из жизни Льва Семёновича Потрягина (3.09.1908– 3.05.1988) великого математика.
– Есть биографическая история, которая произошла в начале ХХ века, больше ста лет назад. Может быть вы слышали имя Льва Семёновича Понтрягина? – это один из известнейших советских математиков. Он внес огромный вклад в развитие топологии и топологической алгебры, открыл «принцип максимума Понтрягина». Получил множество наград и стал наставником для многих великих ученых. Всего этого он смог достичь несмотря на то, что… в 13 лет полностью лишился зрения.
С этим событием в его жизни связана реальная история. Когда Лёве было 13 лет, в доме Понтрягиных сломался примус. Готовить еду семье было не на чем, начинало холодать, и тогда Лев решил проявить самостоятельность: взял в руки горелку и стал ее чинить. Через несколько минут она взорвалась.
В это мгновение в комнату зашел отец семейства, Семен. Взрыв произошел на его глазах. Лев получил сильнейший ожог лица, травма чуть не стоила мальчику жизни. Врачи сделали всё, что могли, но зрение спасти не удалось. Когда Лёву выписали из больницы и семья вернулась домой, у супругов Понтрягиных возник вопрос: а как жить дальше? Родители не знали, как мальчик после всего пережитого сможет учиться, получится ли у него вообще ходить в школу, кому из взрослых придется уйти с работы, чтобы присматривать за сыном. И на что они тогда будут жить?
В это же время одноклассники Лёвы заметили, что мальчик уже две недели не появляется в школе. Они забеспокоились и решили сходить в гости проведать, а заодно и узнать, в чем же дело. На пороге ребят встретила мама Льва Татьяна Александровна. Она рассказала школьникам, что сын пережил серьезную операцию, после которой потерял зрение. И объяснила: поскольку родители и так едва сводят концы с концами, они не могут лишиться работы. В школу водить Льва больше некому, поэтому было принято решение: учиться он не будет.
Сначала ребята очень расстроились, но потом переглянулись и сказали огорченной маме, что могут помочь: «А давайте мы его по очереди будем в школу водить! И домой провожать!» И дальше, звонко выкрикивая и перебивая друг друга, продолжили: «И уроки поможем делать!» Она пустила одноклассников сына в дом, посадила в гостиной и позвала Лёву.
Мальчик, аккуратно ощупывая мебель вокруг, самостоятельно медленными шагами дошел до одноклассников. Глаза его были полностью накрыты белой медицинской повязкой.
Ребята сначала оторопели от увиденного, но потом наперебой начали спорить, кто в каком порядке будет заходить утром за Лёвой. Мальчику оставалось лишь со всем соглашаться. Школьники составили расписание: кто приходит утром, кто какие уроки объясняет, кто отводит домой.
И это сработало. Лев снова начал ходить в школу. С ним всегда был кто-то из друзей, кто ему помогал. Даже во время уроков одноклассники синхронно озвучивали мальчику, что учитель пишет на доске, помогали делать уроки. Теперь не только Лёва получал хорошие оценки, но и весь класс, ведь занимались они практически всегда вместе. Закончил школу Лев Потрягин с золотой медалью, поступил в Московский университет на физико-математическое отделение. Он мечтал о будущем великого математика и неуклонно шёл к своей мечте.
Математика стала смыслом жизни Льва. К концу первого курса он опубликовал серьезные математические труды. А уже через год профессор Павел Александров пригласил Понтрягина участвовать в топологическом семинаре.
Лев никогда не пользовался никакой техникой, предназначенной для слепых. Всегда пытался ходить сам, без сопровождения других. В результате у него на лице всегда были ссадины и царапины. Он научился кататься на коньках, на лыжах, плавал на байдарке.
Здесь мы пока остановимся: когда пришли одноклассники навестить Лёву из школы. Какие качества они проявили?
Сочувствие, сострадание, желание помочь, заботливость.
– Давайте поразмышляем. Ребята не стали жалеть его, то есть смотреть на него, как на убогого и несчастного, но, понимая его чувства, то есть в сочувствии, проявили сострадание и предложили помощь. Жалость – проявление снисходительного сочувствия к убогому человеку, оно бездейственно. Сострадание тоже включает сочувствие, но оно именно действенно. В сострадании человек стремится помочь всеми силами, забывая о себе.
Продолжим историю.
Несмотря на то что все дела по дому, сын с инвалидностью и заработок упали на хрупкие плечи матери Лёвы, Татьяны Александровны (отец продолжительно болел, а в 2027 году умер), она не сломалась. Скорее даже наоборот: женщина начала еще больше работать, не забывая заниматься сыном. Возможно, именно в тот момент она закрыла глаза на личные амбиции и отдала ребенку всю себя.
Татьяна поддерживала интерес сына к математике. Женщина рассказывала всё, что знала сама, и привлекала помощь других людей. Когда все школьные и университетские учебники Львом были досконально проработаны и изучены, мама начала читать ему пособия на немецком языке. «Татьяна Андреевна, мать Льва взяла на себя полную ответственность за заботу о своем сыне во всех сферах его жизни. Несмотря на огромные трудности, с которыми ей пришлось столкнуться, она так успешно выполнила поставленную перед собой задачу, что действительно заслуживает признательности… науки всего мира.
Многие годы она фактически работала секретарем математика, читая ему вслух научные труды, вписывая формулы в его рукописи, исправляя его работы и так далее. Для этого ей пришлось, в частности, научиться читать на иностранных языках. Татьяна Андреевна во всем помогала сыну, заботясь о его нуждах и очень заботясь о нем самом» (Цитата из книги Russian Mathematical Surveys). Самым сложным для нее было объяснить Льву математические знаки, которые он не видел. Поэтому они выработали свои обозначения. Например, знак пересечения (перевёрнутая U) на языке Понтрягиных обозначался как хвостик вверх. И когда Татьяна читала сыну уравнения, она говорила: «А хвостик вверх B». Лев никогда в жизни не пользовался шрифтом Брайля для слепых.
В 21 год он окончил Московский университет. Начал преподавать и поступил в аспирантуру.
Однажды во время лекции Понтрягин поразил всех студентов своей феноменальной памятью и внимательностью. Ученый-физик Николай Бухгольц рисовал на доске чертеж. А Лев, прислушиваясь к каждому стуку мела, рисовал картинку у себя в голове. И когда мел застучал не так, как должен был, студент встал и вскрикнул: «Профессор, вы ошиблись!» И он бы прав. Бухгольц действительно описался и не заметил этого. Все были в шоке.
Когда Льву было 23 года, он окончил аспирантуру. И стал подрабатывать в своем же университете – читать там лекции
студентам. В 27 лет стал доктором физико-математических наук.
Как вы считаете, какие качества проявляла мать Льва Потрягина?
Самоотверженность, любовь, мужество, сострадание, заботливость, целеустремленность, стойкость.
– Все качества, которые вы назвали, можно объединить одним словом «милосердие». Качество милосердия в стремлении помочь объединяет и любовь, и сострадание, и самоотверженность, и заботливость. Милосердие основано на любви к людям, отличается от слезливой жалости именно проявлением сострадания, доброжелательности, заботливости в действенной помощи. Помощь – проявление любви к человеку.
Сострадание, жалость – это и чувства. Наши чувства связаны с мыслями. Как вы думаете, какие наши мысли вызовут в нас чувство жалости, а какие сострадания?
Какой он несчастный, убогий, жалкий – жалость. Ему очень трудно, надо ему помочь – сострадание.
Просмотр фильма
(Продолжительность фильма – 23 мин. 37 сек.).
Важно! Обязательно посмотрите с обучающимися титры до конца. Обратите внимание ребят, сколько людей вложили свой труд, чтобы мы увидели фильм, сколько школьников приняло участие в акции
«Киноэкология» – в сборе макулатуры, чтобы фильм был снят.
Беседа по теме фильма
Предложите обучающимся выразить свои мысли и впечатления о тех ситуациях, которые увидели в фильме. Если у них возникли вопросы, мнения, обсудите сначала их, а тогда можно переходить и к другим вопросам. В зависимости от активности обучающихся и того, как они обсуждают те или иные вопросы, можно выбрать те, которые помогут в беседе именно с вашим классом для раскрытия темы. Если у педагога установлены доверительные отношения, можно задать вначале вопрос, кому сопереживали в фильме, почему; какие ситуации откликнулись в сердце, почему.
– Главный герой в начале читает стихотворение, сочиненное им:
«Есть музыка вокруг, и есть внутри, Одна из них порою замолкает.
И тут уж каждый Гайдн – сам твори, Когда тебе никто не помогает.
Попробуй сам кому-нибудь помочь,
И, может быть, тогда – счастливый случай! Тоску и тишину прогонит прочь
Внезапность в ком-то найденных созвучий».
Как вы понимаете, о чём эти стихи? Только ли о нём самом или о чём-то другом?
Ответы обучающихся.
- Милосердие – это состояние души, благодаря которому мы бескорыстно помогаем людям, которые нуждаются в нашей помощи. Милосердие – высочайшая нравственная ценность. Оно проявляется в гармонии чувств, мыслей, поступков, активном противостоянии всему дурному, злу; в готовности помочь ближнему без какой бы то ни было выгоды для самого себя.
Замечательные строки звучат из уст Елисея, поднимающего наверх своего друга:
«О как же вас благодарить,
За все возможности быть с вами. За все улыбки, радость всю,
За это право быть друзьями, Всё счастье подарить другим,
Что в жизни есть ещё дороже? Ты можешь быть любым, глухим,
Но быть бесчувственным – не можешь!»
В основе милосердия и сострадания – любовь, как живой источник, который никогда не иссякает: чем больше отдаешь, тем чище и полнее он становится. Благотворительная деятельность – это возможность расширить границы своей души, возможность распространять любовь и добро на более широкий круг нуждающихся в помощи людей. Постичь многое и почувствовать можно в совместном действии во благо людей. Давайте подумаем, что мы могли бы сделать для других людей, где бы могли проявить милосердие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 5-6 классов на тему "Милосердие"
Цели:1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «мил...
Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...
Классный час в 5-7 кл. по теме "Милосердие"
Классный час в 5-7 кл. по теме "Прекрасно там,где пребывает милосердие" .Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа о милосердии. Разработка включае...
классный час на тему: "Доброта и милосердие"
классный час на тему: "Доброта и милосердие"...
Классный час по теме «Милосердие-зеркало души человека»
Классный час был проведен в 5 "В" классе...
Классный час на тему: "Доброта и милосердие спасут мир"
Классный час «Доброта и милосердие спасёт мир»Задачи:· Дать понятие о том, что такое милосердие;·...
Классный час на тему: "Прекрасно там, где пребывает милосердие"
Классный час для учащихся 6 класса о милосердии. Включает работу по группам, небольшое тестирование и обсуждение литературного материала....