Методическая разработка "Дорога в будущее"
методическая разработка (5 класс)

Пестерева Кристина Владимировна

В последние годы, бурно прогрессируют отрасли хозяйства, появляются новые технологии труда, модифицируется экономика и социальная ситуация в обществе.  В это время школьнику важно сделать безошибочный выбор в получении образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В этой ситуации необходима организация профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Зная возрастную психологию развития школьников, учитель может правильно организовать учебный процесс. Зная интересы своего ребенка, каждый родитель может направить в определенное русло. Но не нужно останавливаться на одном увлечении ребенка. Необходимо развивать его способности и  дать школьнику право сделать свой выбор.

Каждый год появляются всё новые, и новые специальности (профессии). Необходимо подготовить школьников к тому, что им придётся систематически повышать квалификацию, осваивать смежные профили. На сегодняшний день профориентация – неотъемлемая часть учебного процесса. На различных уроках школьники получают определенные знания о профессиях, о важности труда в жизни человека и о его важности. Школьники имеют круг сформированных интересов, которые непосредственно сыграют роль на их профориентации в средних и старших классах.

Цель мероприятия: расширение знаний о мире профессий, создание позитивной мотивации у школьников к выбору будущей специальности.

Задачи мероприятия:

- познакомить учащихся с различными профессиями и профессиональной терминологией в форме занимательной игры;

- способствовать профессиональному самоопределению участников;

- развивать умение работать в команде;

- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Содержание:

Правильный выбор пути – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профориентация - это не только приобщение школьников к миру профессий и специальностей, но и подготовка школьников к осознанному выбору будущей профессии.

Предложенное мероприятие в разработке (интеллектуальная игра «Дорога в будущее!») направлено на самоопределения школьников, как одной из главных задач организации профориентационной работы школ.

Мероприятие проводится в виде интеллектуальной игры. Выбор обоснован тем, что данная форма предполагает максимальное вовлечение школьников в высокоактивную деятельность профессиональной направленности.

 Участникам игры предлагаются разные роды задания. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание.

Участники игры могут общаться между собой, помогать, анализировать, получать дополнительную информацию от «наставника» (старшеклассника) для успешного выполнения задания.

Каждая команда школьников проходит три этапа,  отвечая на различные вопросы. Капитан команды выбирает тему и номинал вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение, но не более 30 сек. Отвечает на вопрос капитан команды. Если команда дает правильный ответ, то она переходит к выбору следующего вопроса. Команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. После подведения итогов, идет награждение участников игры грамотами.

Общезначимость данного мероприятия состоит в том, что оно может быть использовано в любой образовательной организации. Задания могут заменяться в зависимости от направлений профессиональной ориентации.

В ходе участия в интеллектуальной игре «Дорога в будущее!» у школьников формируются умения:

-                работать в команде, развивать коммуникативные навыки;

-                организовывать и планировать собственную деятельность, распределять временной ресурс;

-                осуществлять толерантное отношение к конкуренту.

Ожидаемые результаты:

-                увеличение интереса к разным профессиям;

-                успешное осознание ценности и важности профессий.

Участие в игре даст возможность  учащимся сформировать представление о профессиях в мире. Школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), научатся продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по профориентационной работе

Интеллектуальная игра

«Дорога в будущее!»

Пояснительная записка

В последние годы, бурно прогрессируют отрасли хозяйства, появляются новые технологии труда, модифицируется экономика и социальная ситуация в обществе.  В это время школьнику важно сделать безошибочный выбор в получении образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В этой ситуации необходима организация профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Зная возрастную психологию развития школьников, учитель может правильно организовать учебный процесс. Зная интересы своего ребенка, каждый родитель может направить в определенное русло. Но не нужно останавливаться на одном увлечении ребенка. Необходимо развивать его способности и  дать школьнику право сделать свой выбор.

Каждый год появляются всё новые, и новые специальности (профессии). Необходимо подготовить школьников к тому, что им придётся систематически повышать квалификацию, осваивать смежные профили. На сегодняшний день профориентация – неотъемлемая часть учебного процесса. На различных уроках школьники получают определенные знания о профессиях, о важности труда в жизни человека и о его важности. Школьники имеют круг сформированных интересов, которые непосредственно сыграют роль на их профориентации в средних и старших классах. 

Цель мероприятия: расширение знаний о мире профессий, создание позитивной мотивации у школьников к выбору будущей специальности.

Задачи мероприятия:

- познакомить учащихся с различными профессиями и профессиональной терминологией в форме занимательной игры;

- способствовать профессиональному самоопределению участников;

- развивать умение работать в команде;

- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Содержание:

Правильный выбор пути – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профориентация - это не только приобщение школьников к миру профессий и специальностей, но и подготовка школьников к осознанному выбору будущей профессии.

Предложенное мероприятие в разработке (интеллектуальная игра «Дорога в будущее!») направлено на самоопределения школьников, как одной из главных задач организации профориентационной работы школ.

Мероприятие проводится в виде интеллектуальной игры. Выбор обоснован тем, что данная форма предполагает максимальное вовлечение школьников в высокоактивную деятельность профессиональной направленности.

 Участникам игры предлагаются разные роды задания. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание.

Участники игры могут общаться между собой, помогать, анализировать, получать дополнительную информацию от «наставника» (старшеклассника) для успешного выполнения задания.

Каждая команда школьников проходит три этапа,  отвечая на различные вопросы. Капитан команды выбирает тему и номинал вопроса. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение, но не более 30 сек. Отвечает на вопрос капитан команды. Если команда дает правильный ответ, то она переходит к выбору следующего вопроса. Команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. После подведения итогов, идет награждение участников игры грамотами.

Общезначимость данного мероприятия состоит в том, что оно может быть использовано в любой образовательной организации. Задания могут заменяться в зависимости от направлений профессиональной ориентации.

В ходе участия в интеллектуальной игре «Дорога в будущее!» у школьников формируются умения:

  • работать в команде, развивать коммуникативные навыки;
  • организовывать и планировать собственную деятельность, распределять временной ресурс;
  • осуществлять толерантное отношение к конкуренту.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение интереса к разным профессиям;
  • успешное осознание ценности и важности профессий.

Участие в игре даст возможность  учащимся сформировать представление о профессиях в мире. Школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), научатся продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Сценарий мероприятия

Название мероприятия: «Дорога в будущее!».

Форма мероприятия: игра.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: школа

Участники мероприятия: учащиеся 4-5 классов.

Организаторы: учащиеся старших классов, учителя.

Цель мероприятия: расширение знаний о мире профессий и создание позитивной мотивации у обучающихся к выбору будущей профессии.

Оформление и наглядность: презентация.

Оборудование: эмблема, грамоты, фонограммы «Марш высотников», «Каскадеры», «Моряк», «Черное золото», «Пожарные».

Технические средства:  видеопроектор, экран, компьютер.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

2.Открытие игры

3.Прохождение туров участниками команд.

4.Подведение итогов.  

Ход мероприятия:

I.Организационный момент

Ведущий: Добрый день всем, всем, кто пришел на нашу игру. Сегодня она посвящается разным профессиям. Нам с вами предстоит узнать, чем занимаются люди разных профессий и какая профессия самая интересная.

Кто ответит, какая у меня профессия?

(Ответы.)

Я работаю учителем, воспитываю в каждом ребенке желание учиться, развивать в себе таланты и стремиться достигать успехов не только в рамках изучаемых дисциплин, но и в жизни. А вы кем хотите стать, когда вырастете?

(Ответы.)

Как здорово, что среди вас есть желающие стать учителями, врачами, юристами, космонавтами, продавцами и т.д. Но кроме этих профессий

существует еще много других. Предлагаю их вспомнить и дать ответы.

II.Основная часть

Ведущий: Приветствую команды! Вы готовы приступить к игре? (Ответы.) Вот правила! Игра состоит из трех раундов. В первом туре 12 вопросов – 3 темы по 4 вопроса в каждой, во втором туре 20 вопросов – 4 темы по 5 вопросов в каждой, каждый вопрос темы имеет свою стоимость от10 до 500.

Перед вами табло с указанием секторов и количеством баллов, которое вы можете заработать.

  1. Первая команда выбирает сектор и ячейку с тем количеством баллов, которое хочет выиграть.
  2. Если команда правильно ответила, то ей присуждается то количество баллов, которое указано на табло, и команда дальше продолжает игру.
  3. Если команда не смогла ответить на вопрос, то ход переходит к команде-сопернику.

Так же вам могут попадаться специальные вопросы:

«Счастливый случай» - команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.

«Кот в мешке» - вопрос можно отдать команде – сопернику.

В финальном туре предложены 4 темы по одному вопросу. Исходя из набранных очков, команды сами определяют стоимость вопроса. Ведущий задает вопрос, если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. Если ответ неправильный, то у команды вычитывается указанная сумма. После двух вопросов подсчитывается сумма и объявляется победитель.

С помощью жеребьевки узнаем, какая команда будет отвечать первой.

Первый тур.

1. «Место работы»- по фрагментам картинки угадать профессию.

2. «Спецодежда»- узнать профессию по одежде.

3. «Предметы в профессии»- определить, люди какой профессии пользуются этими атрибутами.

Второй тур.

  1. «Профессии известных людей»- определить по портрету, какая профессия объединяет людей.

100

С.Я. Маршак, А.С. Пушкин,

С.А. Есенин, А.Л. Барто

Поэты

200

Л. Якубович, В.Гусев, А. Малахов,  

Я. Чурикова, И. Ургант

Телеведущие

300

А. Аршавин, М. Шарапова,

Е. Исинбаева, Е. Плющенко

Спортсмены

400

Гиппократ, Н.В. Склифосовский,

С.Н. Агапкин, С.Н. Федоров

Врачи

500

Ф.Н. Плевако, М.Ю. Барщевский, А.Ф. Кони,

П.А. Астахов, Д.А. Медведев

Юристы

  1. «Профессия в загадках» - отгадать загадки о профессиях.

100

Ножницы и расческа его лучшие друзья.
Туда ходят мама, папа, а еще ты и я.
Он прически разные в реальность воплощает,
И как это сделать, отлично знает.

Парикмахер

200

Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!

Летчик

300

В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!

Библиотекарь

400

Скажи, кто так вкусно…

Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

Повар

500

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Но кто, же он, ответьте на вопрос,

Не космонавт, а ходит среди звезд?

Водолаз

  1. «Песни о профессиях» - угадать название профессии в песне.

100

Потому, потому что мы……….

Hебо наш  небо наш родимый дом

Первым делом первым делом самолеты

Hу, а девушки, а девушки потом 

Пилот

200

Не космос - метры грунта надо мной,

И в шахте не до праздничных процессий,

Но мы владеем тоже внеземной –

И самою земною из профессий.

Шахтер

300

На свете есть профессия………..

И в этом нету никаких чудес

Ах,если б знали вы какие парни

Спасатели из службы МЧС

Пожарные

400

Эй, ……….. ,ты слишком долго плавал.
Я тебя успела позабыть.
Мне теперь морской по нраву дьявол.
Его хочу любить

Моряк

500

Не кочегары мы не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет
А мы ………………………………. да
И с высоты вам шлем привет

Монтажник– высотник

  1. Словарь профессий - назвать новые профессии современного мира.

100

специалист который занимается решением проблем человека, помогает наладить комфортный образ жизни.

Психолог

200

специализируется в изучении рынка спроса и предложения, организовывает продвижение и сбыт того или иного продукта компании.

Маркетолог

300

производит работы по художественному оформлению парков, скверов, газонов.

Фитодизайнер

400

специалист, который занимается изучением природных процессов и взаимодействий между ними.

Эколог

500

специалист по информационной технологии.

IT -специалист

Третий тур – финал. В финальном раунде предложены 4 темы по одному вопросу.

«Люди, прославившие свою профессию» - его именем было названо «Стахановское движение», целью которого была борьба за увеличение норм производства каждого работника, прежде всего на предприятиях тяжелой и добывающей промышленности (Стаханов А.Г.)

 «Профессии будущего» - разведка и добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах (космогеолог).

«Профессии наших предков» - представителям какой старинной профессии угрожали такие две напасти как глухота и удары молнии? (звонарь)

«Профессиональные праздники» - Какой профессиональный праздник отмечается 5 октября? (День учителя)

III. Подведение итогов:

Учитель: В интеллектуальной игре «Дорога в будущее!» победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Большое спасибо, Вам, за эту интересную игру!

Спасибо за внимание!


Список литературы:

  1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.
  2. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. –  Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.
  3. Емельянова, Л. Угадай профессию/ Л. Емельянова// Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – c. 73-76.
  4. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43
  5. Климов, Е.А. Как выбирать профессию  [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
  6. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (Библиотека учителя).
  7. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. – Минск: Экоперспектива, 2009.
  8. Профориентация в школе / сост. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  9. Словарь профессий / Г.А. Резапкина // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября".- 2007.- № 5.- С. 25-32
  10. Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. – Минск: Экоперспектива, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорога в будущее начать

Слайд 2

источники начало инструкция выход I -тур II -тур III -тур

Слайд 3

10 20 30 50 10 20 30 50 10 20 30 50 Место работы Спецодежда Предметы в профессии Тур I выход переход

Слайд 4

Водитель

Слайд 5

Машинист

Слайд 6

Продавец

Слайд 7

Учитель

Слайд 8

Дорожник

Слайд 9

Стюардесса

Слайд 10

Сварщик

Слайд 11

Почтальон

Слайд 16

100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 100 200 300 400 500 Тур II Словарь профессий Профессия в загадках Профессии известных людей Песни о профессиях выход переход

Слайд 17

Профессии известных людей - 100 Поэты

Слайд 18

Профессии известных людей - 200 Телеведущие

Слайд 19

Профессии известных людей - 300 Спортсмены

Слайд 20

Профессии известных людей - 400 Врачи

Слайд 21

Люди, прославившие свою профессию - 500 Юристы Счастливый случай

Слайд 22

Профессия в загадках -100 Ножницы и расческа его лучшие друзья. Туда ходят мама, папа, а еще ты и я. Он прически разные в реальность воплощает, И как это сделать, отлично знает. Парикмахер

Слайд 23

Профессия в загадках -200 Самолёт стоит на взлёте, Я готов уж быть в полёте. Жду заветный тот приказ, Защищать, чтоб с неба вас! Летчик

Слайд 24

Профессия в загадках -300 В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! Библиотекарь

Слайд 25

Профессия в загадках - 400 Скажи, кто так вкусно… Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Повар

Слайд 26

Профессия в загадках - 500 Его работа в глубине, на самом дне, Его работа в темноте и тишине. Но кто, же он, ответьте на вопрос, Не космонавт, а ходит среди звезд? Водолаз

Слайд 27

Песни о профессиях -100 На крутых поворотах Машину бросает в кювет Снова дух замирает Но прекрасней профессии нет В каждой роли смогу я сто жизней прожить Лишь кино может все это мне подарить Каскадёры

Слайд 28

Песни о профессиях - 200 Не космос - метры грунта надо мной, И в шахте не до праздничных процессий, Но мы владеем тоже внеземной - И самою земною из профессий. . Шахтер

Слайд 29

Песни о профессиях - 300 Пожарные На свете есть профессия……….. И в этом нету никаких чудес Ах, если б знали вы какие парни Спасатели из службы МЧС

Слайд 30

Песни о профессиях - 400 Эй, ……….. ,ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить Моряк

Слайд 31

Песни о профессиях - 500 Не кочегары мы не плотники, Но сожалений горьких нет как нет А мы ………………………………. да И с высоты вам шлем привет Монтажник – высотник

Слайд 32

Словарь профессий- 100 специалист который занимается решением проблем человека, помогает наладить комфортный образ жизни. Психолог

Слайд 33

Словарь терминов - 200 Маркетолог специализируется в изучении рынка спроса и предложения, организовывает продвижение и сбыт того или иного продукта компании.

Слайд 34

Словарь терминов- 300 производит работы по художественному оформлению парков, скверов, газонов. Фитодизайнер

Слайд 35

Кот в мешке

Слайд 36

Словарь терминов - 400 специалист, который занимается изучением природных процессов и взаимодействий между ними. Эколог

Слайд 37

Словарь терминов- 500 специалист по информационной технологии IT -специалист

Слайд 38

Профессиональные праздники Люди, прославившие свою профессию Профессии будущего Профессии наших предков Тур III начало выход

Слайд 39

Его именем было названо «Стахановское движение», целью которого была борьба за увеличение норм производства каждого работника, прежде всего на предприятиях тяжелой и добывающей промышленности. Стаханов Алексей Георгиевич

Слайд 40

Космогеолог разведка и добыча полезных ископаемых на Луне и астеройдах.

Слайд 41

День учителя Какой профессиональный праздник отмечается 5 октября?

Слайд 42

Звонарь представителям какой старинной профессии угрожали такие две напасти как глухота и удары молнии?

Слайд 43

Инструкция Выберите категорию. Ответьте на вопрос. Чтобы проверить ответ нажмите на Для перехода на игровое поле нажмите Для перехода в начало нажмите Для завершения игры нажмите Чтобы перейти на другой раунд нажмите начало выход переход

Слайд 44

Источники http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20поэтов%20и%20писателей%20для%20начальной%20школы&stype=image&lr=11285&source=wiz https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20спортсменов%20россии&lr=11285 https://yandex.ru/images/search?text=портреты%20врачей%20фото&lr=11285 http://x-minus.me/track/6934/эй-моряк http://x-minus.me/track/117263/марш-высотников http://x-minus.me/track/13873/каскадёры http://x-minus.me/track/44949/пожарные-пожарные http://x-minus.me/track/1630/черное-золото https://yandex.ru/images/search?p=4&text=картинки%20кот%20в%20мешке&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FDR6UtntW0AAVzZ2.jpg&pos=133&rpt=simage&lr=11285 https://yandex.ru/images/search?text=Стаханов%20Алексей%20Григорьевич&noreask=1&lr=237 закончить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»

Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»

В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Методическая разработка" Мы- будущее России"

Методическая разработка мероприятия по военно- патриотической тематике...

Методическая разработка "Инженеры будущего со школьной скамьи"

Методическая разработка  «Инженеры будущего со школьной скамьи» предназначена для реализации комплексной модели формирования в образовательной организации мотивирующей интерактивной с...

Методическая разработка «Карта будущего проекта»

В методической разработке раскрыты понятия «проект» , "педагогическое проектирование ", "проектная деятельность". Даны рекомендации  по выполнению проектной р...