Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»
методическая разработка (8 класс) по теме
В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropr_pishcha_nastoyashch_i_budushchego.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Алтайского края по образованию
и делам молодежи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ниж – Суетская средняя общеобразовательная школа
имени Анатолия Карпенко»
с. Нижняя Суетка Суетского района
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по биологии
в 8 классе
«Пища настоящего и будущего»
Учитель биологии:
Сидорова Татьяна Алексеевна
Цели:
1)донести информацию о различных биологически активных веществах ( БАДах), имеющих как положительное действие, так и отрицательно влияние на организм человека;
2)показать, что здоровье людей зависит от знаний и самостоятельного, обдуманного выбора, что употреблять в пищу;
3)сформулировать основные правила питания школьников.
Форма проведения: конференция с элементами игрового состязания.
Предварительная подготовка:
- Подготовить этикетки от жвачек, чипсов, кетчупов, майонезов, различных напитков…
- Оформить стенд: «Есть или не есть? – Сделай свой выбор.
- Сформировать две команды для участия в конкурсе « Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос.
- Подготовиться к конкурсу « Экологически чистый бутерброд»
- Подготовить участников выступления конференции ( ученики играют роль врачей и исследователей)
- Карточки для голосования « Сделай свой выбор»
Ход мероприятия
Ведущий: Приветствуем Вас, дорогие едоки!
Ведущая: Слушай, а как-то приличнее обратиться было нельзя?
Ведущий: Ну, тогда мясоеды и вегетарианцы!
Ведущая: Еще лучше придумал! Излишества – это смертный грех…
Ведущий: А как наше мероприятие называется?
Ведущая: А наша пресс -конференция называется «Пища настоящего и будущего»
Понимаешь, все мы здесь собравшиеся – потребители пищи, то есть едоки!
И пока человечество еще не придумало, как обходиться без пищи! Физиологи говорят, что человек и отличается от животного тем, что любит покушать по человечески.
Ведущий: Да, конечно, иногда даже кошка не ест нашу вареную колбасу!
Ведущая: А вы не задумывались почему? Давайте послушаем небольшое выступление врача – диетолога о родной колбасе.
Врач – диетолог: Любовь к колбасе – это чуть ли не общенациональная идея. Хотя колбаса- та, что мы едим, - является одним из самых вредных продуктов для человека (обратите внимание, что кошки отворачиваются от многих сортов колбасы, особенно варенной). Почему же колбаса так популярна?
Наверное, потому, что она является быстрым способом приготовления завтрака или ужина для людей, которые живут в постоянной жизненной суете, но при этом многие забывают о том, что для нашего организма колбаса очень вредна. Современная колбаса содержит вещества, которые придают е своеобразную окраску, запах и вкус. Это КОНСЕРВАНТЫ, СТАБИЛИЗАТОРЫ, АРОМАТИЗАТОРЫ, ЭМУЛЬГАТОРЫ, которые вызывают различные расстройства пищеварительной системы и другие заболевания.
Ведущий: Характеристика данных веществ и их влияние на здоровье вы можете увидеть на нашем стенде « Есть или не есть? – сделай свой выбор…» и мы просим каждого участника нашей конференции проголосовать, какую пищу, он предпочитает, здоровую или вкусную, но не всегда полезную и оставить свой голос у наших представителей …
Ведущая: Действительно, так, человек научился готовить пищу, сохранять ее, сдабривать различными специями и даже украшать! Это естественно, так как эстетика употребления еды – это и есть отличие от животных в употреблении еды.
Ведущий: Я слышал, что пища, съеденная без аппетита, усваивается организмом только на 50%.
Ведущая: ты совершенно прав, что проблема питания очень важна. Тем более, в наше время синтетическая пища стала очень популярной, дешевой, доступной, а ее эффект не всегда благоприятен для человека.
Ведущий: О влиянии продуктов быстрого приготовления на здоровье школьников нам расскажет врач-гастроэнтеролог
Врач – гастроэнтеролог: на российском рынке все чаще появляется большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания- это гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы. Некоторые из этих продуктов дети любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Что же представляют собой эти продукты?
В ходе экспериментов было выяснено, что бульоны сухие могут быть включены в рацион школьников лишь 1-2 раза в месяц при наличии продуктов других ассортиментных групп. Кроме того, рекомендуется такого рода продукты вводить в рацион детей как можно более старшего возраста. А чрезмерное увлечение чипсами и сухариками, которые содержат большое количество жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов и специй, может спровоцировать развитие избыточной массы у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.
Еще несколько слов об одном весьма коварном продукте – бульоне. Это раствор альбуминов, в основном, растворимых в воде соединений, получаемых кипячением костей и мяса.
В самом элементарном учебнике анатомии, в разделе о желудочно-кишечном тракте, есть справка, что на переваривание бульона организм затрачивает в 30 раз больше сил, чем на переваривание мяса. Видимо, мясо, как естественный продукт содержит более удобное сочетание белков, экстрактов, балластных веществ, которые расщеплять намного легче.
А бульоны, как продукт искусственный, такой способности не имеют. И уж совсем странно, что официальная медицина именно больному человеку их рекомендует, а где ему-то, бедному, взять 30-кратные расходы на пищеварение?! Впрочем, в так называемом лечебном питании и других парадоксов не мало.
Ведущая: Не кажется ли тебе, что наши рассуждения несколько затянулись.
Ведущий: пора начинать игровое состязание, которое называется « Найди опасные БАДы». Нашим командам было дано домашнее задание , ответить на вопрос « Что такое БАДы и изучить их значение в жизни человека?»Ведущая: итак, уважаемые участники, от каждой команды необходимо два участника. Ваша задача, за 5 минут необходимо выделить наиболее опасные «Е» и определить, какие из них относятся к стабилизаторам, красителям, ароматизаторам, эмульгаторам. Конкурс оценивается в 10 баллов.
А оценивать вашу работу будет специальное жюри ( представление членов жюри).
Ведущий: Пока наши команды готовятся, мы продолжим.
Ведущая: Все мы с вами, наверняка, хотя бы раз в жизни употребляли газированные напитки, но, оказывается, что данный продукт категорически вреден для здоровья человека, а особенно маленького ребенка. И, тем не менее, можно часто увидеть, как дети выпрашивают у своих родителей купить им газированный напиток. Давайте послушаем, что по этому поводу может сказать врач- терапевт.
Врач – терапевт: В последние годы производители сладких газированных напитков все чаще обвиняются в нанесении вреда здоровью, особенно детскому. Домохозяйки считают шипучку отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налетом и отложениями кальция. А фермеры из восточного индийского штата Чхаттисгарх используют пепси и колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же... Установлено, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность пере ломов костей.
Содержащаяся в напитках углекислота раздражает слизистую оболочку ЖКТ школьников, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может прово цировать и заболевания ЖКТ, например, гастрит. Необходимо учитывать, что упот ребление газированных напитков может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника, вызвать реакцию непереноси мости у детей.
Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности про дукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами. Лучше всего детям давать такие простые и полезные питьевые продукты как: морсы, какао, фруктовые соки, которые не только вкусные, но и лечебные.
Ведущая: наши команды готовы, просим жюри подвести итог этого конкурса (жюри объявляет результаты)
Ведущий:
хотелось бы затронуть еще одну проблему. Всем известно, что люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производите лей жевательной резинки. Кроме того, большой популярности этого продукта спо собствует и ее реклама осаждающая экраны наших телевизоров. Но что несут нам и нашим детям эти пластиночки или подушечки из синтетического каучука, напич канного всякими добавками? Давайте послушаем выступление доктора наук, который проводил исследования в данной сфере…
Исследователь: В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то одина ково часто в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также жевательных конфет просто нет конкурентов. Стоматолога считают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки - профилактика кариеса - очень, очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппа рату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды.
Многие родители безмерно пичкают своих детей жвачками: чтобы они не плакали, не приставали; в качестве поощрения и т, д. Но необходимо помнить о том, что чрезмерное использо вание жевательной резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздражающее действие на слизис тую оболочку ЖКТ детей, что способствует возникновению дискинезии ЖКТ, гаст ритов, дуоденитов и других заболеваний.
Практически вся продаваемая в СНГ жевательная резинка содержит консерванты из «черного» списка (консерванты группы Е). Но кроме этого в последнее время появились сомнения в безопасности даже самых лучших ее сортов, продаваемых в Европе и США.
Несколько американских групп защиты потребителей вновь выступили с критикой вещества аспартам, ссылаясь на новое исследование, указывающее на возможную связь между этим искусственным заменителем сахара и опухолями головного мозга. Аспартам используется в различных жевательных резинках, не содержащих сахара.
Ведущий: Я думаю, что нам пора вернуться к следующему конкурсу. А называется он « Бутерброд – чемпион»
За 10 минут командам необходимо приготовить оригинальные бутерброды, назвать их рецептуру, а главное, доказать что это полезный бутерброд.
Ведущий: пока команды готовят, мы с вами послушаем выступление фитотерапевта, который расскажет нам, какие же продукты полезны и стимулируют те или иные виды умственной деятельности.
Врач – фитотерапевт: Клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего организма и мозга.
Улучшают память – морковь – стимулирует обмен веществ в мозгу.
Ананасы способствуют запоминанию материала, причем это низкокалорийный продукт.
Черника способствует мозговому кровообращению.
Для внимания полезен лук, улучшает кровоснабжение мозга кислородом.
Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему.
Абитуриентам рекомендуется больше употреблять капусту, снижает нервозность, и лимоны, освежают восприятие информации.
Ведущая: Спасибо за полезные советы, а мы просим жюри определить самый полезный бутерброд. Слово нашим командам.
Ведущий: Следующий конкурс называется «Гурман»
Участникам команд необходимо определить, какие компоненты входят в состав предлагаемого блюда, которое приготовила команда соперников ( домашнее задание). На дегустацию блюд 5 минут.
Ведущая: Пока команды готовятся, мы предлагаем вам послушать выступление технолога о приготовлении полезных для здоровья блюд.
Технолог: Самым полезным продуктом для детей, особенно дошкольного и школьного возраста являются каши, которые способствуют физическому и умственному развитию организма.
Гречневая каша: с вечера замочить крупу, утром в этой же воде закипятить, заправить зеленью.
Пшенная каша. Замочить крупу за сутки, в той же воде кипятить 2 минуты.
Салат из сырых овощей. Свеклу и морковь натереть , нарезать огурец. два листа капусты, зеленый лук, петрушку, заправить подсолнечным маслом. Очень вкусно и полезно, особенно в зимнее время.
Ведущий: Слово жюри для подведения итогов конкурса и награждения команд.
Ведущая:
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода,
Не пойдет ни так, ни так.
Так и мы без углеводов,
Не обходимся никак.
Витамины просто чудо!
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды,
Перед нами отвернут.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую
Минеральные вещества
Играют роль большую.
Вам поэтому всегда,
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Ведущий: Известный русский писатель Л.И. Писарев удивительно точно заметил: « Измените пищу человека и весь человек мало – помалу изменится».
Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: ” Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть” Питание – одна из основных потребностей организма человека. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно.
Потребности в пище индивидуальны. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний. Из всего выше сказанного можно сформулировать следующие принципы правильного питания:
- умеренность;
- сбалансированность;
- четырехразовый прием пищи;
- разнообразие;
- биологическая полноценность.
Надеемся, что вы сегодня узнали что–то новое для себя, а главное, будете следовать важному правилу: « Питаться надо правильно» и просим сделать вас свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энергетика Башкортостана:настоящее и будущее.
Презентация используется на семинаре, посвященном предприятиям энергетики, для старшеклассников....
Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"
Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...
"От века минувшего в настоящее и будущее". Внеклассное мероприятие по биологии
"От века минувшего в настоящее и будущее"Что происходит в мире? Как развивалась и развивается жизнь и наука биология? Что нас ждет в будущем? Эти и многие другие вопросы частот задает человечест...
"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".
Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...
Профориентационное мероприятие "Мастер по обработке цифровой информации - профессия настоящего и будущего"
Разработка профориентационного мероприятия "Мастер по обработке цифровой информации - профессия настоящего и будущего" расчитана на 1 час и включает в себя план-конспект, презентацию и игру "Мор...
Методическая разработка мероприятия по профориентации "Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего"
Мероприятие « Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего» разработано для детей 8-12 лет, обучающихся объединений Центра дополнительного образования, с целью знакомства и формирования ин...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»
Внеклассне мероприятие с учениками 8 классов о здоровом питании, БАДах и ГМО...