Методическая разработка" Мы- будущее России"
методическая разработка (5 класс)

Фадеева Александра Геннадьевна

Методическая разработка мероприятия по военно- патриотической тематике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_my_-budushchee_rossii.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества , в том числе- школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития , открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества .Сотрудничество ,расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем.

Патриотизм – важнейший духовно- нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества.

Защищая Родину, человек сталкивается с различными нестандартными ситуациями. Под такими ситуациями понимается стечение объективных и субъективных обстоятельств, вызывающих у человека затруднения в его каждодневной деятельности. Разрешение этих ситуаций предполагает наличие комплекса моральных, нравственных, волевых физических и профессиональных качеств личности. Нестандартная ситуация в зависимости от способа ее разрешения может как способствовать развитию позитивных качеств личности, так и тормозить их формирование.

Ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в социальных навыках. При этом необходимо его учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения. Человечество развивается именно по тому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта происходит через воспитание и образование. Пространство социальных отношений вместе с установками самого человека остается одним из важных факторов, определяющих выбор им определенного сценария социального поведения, способствующих эффективной и быстрой адаптации или, напротив, дезадаптации в изменяющихся условиях. Процесс социального самопознания, обусловленный внутренними установками самой личности, в значительной степени определяется средой и условиями, в которых живет человек, его взаимоотношениями с окружающими людьми, институтами общества. Чем моложе человек, тем свободнее его сознание от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации. Чем старше – тем значимее становятся рациональные мотивы таких процессов.

  Под воздействием гражданско-патриотического воспитания у молодых людей формируется осознание личной свободы, гражданского равноправия и уверенности в завтрашнем дне, то есть складывается гражданская позиция.

 На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания- учить миру. А это значит:

  1. Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую планету –к лучшему;
  2. Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
  3. Поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом , природы;
  4. Помогать осознанию что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
  5. Помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе- научиться содействовать необходимым переменам.

В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования), семьи и других организаций.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется прежде всего, деловым сотрудничеством взрослых учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть воздействием школьной и внешкольной воспитательных   нравственного и гражданского формирования личности.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

Теоретическая часть.

С древнейших времен воспитанию молодых людей придавалось первостепенное значение. Всегда на Руси у мальчиков воспитывались мужественность и стойкость перед жизненными трудностями. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями, вражескими племенами. Взрослые передавали ребенку постоянно знания, обучали тем или иным действиям, играли с ним в его любимые игры, маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому быть сильным, ловким и умелым. Дети не только должны овладеть необходимыми навыками и знаниями, но и стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали сохранению и продлению жизни людей племени. Постепенно происходили качественные изменения личности, ведущие ребенка от одной жизненной ступени к другой. Он начинал осознавать себя в мире видеть свои достоинства и недостатки, сам корректировал свою личность в соответствии с собственными запросами.

Это очень важно, поскольку, ощущая постоянную неуверенность в завтрашнем дне, люди оказываются во власти различных фобий. Отчуждение от политической жизни, социальная незащищенность порождают заниженную самооценку, сомнение в собственных возможностях, негативно сказываются на общем поведенческом сценарии людей.

В прошлом веке Россия пережила и всплески антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже 20-21 вв. необходимость воспитания патриотизма стала опять актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в послеперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина тем не менее не вызывает сомнения если мы не хотим больше быть «Иванами, не помнящими родства».

Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин глубоко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец, живет на благо своей страны. Под патриотизмом, т.е. политической любовью понимается участие в делах государства, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества – пример для подражания. История России – это в определенной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Если педагог хочет, чтобы дети были достойными гражданами, необходимо делать все чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи где закладываются все виды социального воспитания ребенка. С началом обучения в школе, семья, в тесном сотрудничестве с различными учреждениями образования и культуры, обогащает все элементы воспитания. Кроме того, немаловажное значение имеет личный пример родителей, их отношение к проблемам нравственности, морали, военно-патриотического воспитания и т.д., усиление воспитательного воздействия семьи.

Специфика социальной адаптации в значительной мере зависит от возраста личности.  С возрастом адаптивность человека снижается, и он более подвержен воздействию внешней тревоги. Поэтому наиболее благодатным периодом для военно- патриотического воспитания можно считать младший школьный возраст (6-10лет). В это время у ребенка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная деятельность.

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народ, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю, рассказы о предках, участвовавших, например, в революционных движениях, трудовых и ратных событиях   народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.

Эффективными формами воспитания младшего школьного возраста могут быть беседы, короткие рассказы, посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно- патриотическую тему; посещение спектаклей.

В военно-патриотическом воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания, посильное их участие по уходу за могилами – памятниками героев. Желательно предварительно познакомить детей с биографией или историей этого памятника.

Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части военно-патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних и учебных, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях особенно в играх типа «Зарница».

  Физическая культура – один из компонентов военно- патриотического воспитания младших школьников – состоит прежде всего в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учебы.

Подростковый возраст – 10-16 лет – характеризуется активным развитием физиолого-психологических, физических и духовных сил, заметным изменением интересов и поведения. Основная задача военно- патриотической подготовки – суметь адаптировать ребят к взрослой жизни в обществе, воспитание волевых качеств для предстоящей для предстоящей трудовой деятельности и службе в армии и на флоте: настойчивости в выполнении принятых решений, умения мобилизовать собственные возможности и преодолевать при этом трудности, проявлять самообладание и контролировать свои поступки.

Должна учитываться необходимость прививать юношам и девушкам умение выполнять организаторские функции в труде, проявлять творческое отношение к труду и чувства коллективизма, готовность сознательно осваивать избираемую профессию. Вся деятельность школы и семьи должна проходить под знаком подготовки старшеклассников к трудовой деятельности и службе в вооруженных силах.

Физкультура и спорт служат по своему прямому назначению в целях физического развития ребят и в тоже время являются эффективным средством военно-патриотического воспитания. Проявление решительности смелости, настойчивости, готовности идти на обоснованный риск, умение сохранять способность организованно действовать в трудных условиях, а также волевые качества должны закрепится и приобрести конкретный, целеустремленный характер.

 

         

Основная часть

  Исходя из вышесказанного, проанализировав все возрастные группы школьников в призме гражданско-патриотического, военно-политического воспитания предлагается следующий проект:

Наименование:

Школьное мероприятие «Мы - будущее России».

Направление

Гражданско-патриотическое воспитание с элементами военно- патриотического воспитания.

Продолжительность

Октябрь - ноябрь 2017г (2 месяца), 4 ноября – смотр, конкурс.

Заявитель проекта

Отдел ОДОД СОШ№380, педагоги-организаторы, педагог – дополнительного образования, ведущий кружок «Я - патриот».

Цели и задачи проекта

  1. Воспитание патриотических чувств, основанных и обусловленных живым интересом к героическим  деянием предшественников;
  2. Осмысление нравственных канонов: долг, честь, самоотверженность, определяющих понятие служение Отечеству;
  3. Уважительное отношение к уставным правилам, законопослушность, как единственная форма эффективной жизнедеятельности большого и малого коллектива;
  4. Всестороннее совершенствование личностных качеств: психологическая устойчивость, физическая сила, выносливость, быстрота принятия решений, наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в экстремальных ситуациях.

Целевая группа

Для участия в проекте приглашаются ученики школы. Возраст участников – 14-17 лет, состав смешанный (юноши и девушки)

  • количество участников команды -15-20 человек
  • количество команд- 3-4 отряда
  • общее количество детей- 60-70 человек
  • взрослые, опекуны- 3 человека
  • добровольцы- 2
  • специалисты (военные, ФСБ) - 1-2 человека

Возможные направления действий в рамках проекта

  1. Тематический конкурс рисунка по теме «Великая Отечественная война в глазах юных художников».
  2. Выставка работ кружков авто-, судо- и авиа – моделирования на тему «Моя легендарная Родина»
  3.  Спектакль темам «Истории предков», «По страницам русских былин» и т.д. в постановке драмкружка.
  4. Конкурс песни военных лет в исполнении кружка «Театр песни»
  5. Физическая подготовка.

    Описание основных мероприятий проекта

  1. Создание команд – отрядов в количестве 15- 20 человек в возрасте 12-16 лет.
  2. Определение лидера команды- отряда, руководящего состава (3-4 человека).
  3. Создание тематического названия группы, эмблемы, девиза, выбор строевой песни.
  4. Разработка и создание информационных структур групп- сайта, странички «В Контакте», издание газеты, школьный фотоотчет.
  5. Сроки – 30-45 дней на создание, формирование и реализацию идеи групп.
  6. Привлечение финансирование со стороны добровольных пожертвований путем обращения в организации, связанных с популяризацией гражданско- патриотического движения, военных структур, МЧС, ФСБ и т.д.
  7. Инфраструктурные ресурсы - группа ведущих. Жюри, администраторов-педагоги-организаторы ОДОД, педагоги дополнительного образования, ведущие кружки «Я - патриот», «Юный экскурсовод».
  8. Технологии и методы социализации- командная игра, среда общения, сознание того, что ты гражданин Великой Державы, одного большого и могущественного пространства.
  9. Ожидаемые конечные результаты проекта- воспитание гражданина и патриота России, развитие свободной, уникальной личности , способной к конструктивному диалогу  уровне межнационального сообщества , развитие личности во всем многообразии ее самовыражения и самореализации.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Финансовые расходы по организации проекта, посещение выставок, гражданско- патриотического и военно- политического направления.
  2. Материально- технические расходы –форма одежды участников, с символикой, атрибутикой, отражающей тему мероприятия: «Мы –будущее России».

Все финансовые и материальные расходы, связанные с реализацией проекта, несут спонсорские организации, с которыми сотрудничает школа.

Объем финансирования

1. Объем финансирования средств, необходимых для реализации проекта мероприятия «Мы - будущее России» всего, в текущих ценах года разработки проекта - 70 000-100 000 рублей, в том числе:

-объем привлеченных (благотворительных, спонсорских средств)- поступивших от сторонних организаций или граждан на реализацию проекта – 70 000-100 000 рублей.

План проведения школьного мероприятия на тему: «Мы – будущее России»

1.Начало мероприятия «Мы – будущее России»: сбор команд

2. Презентация «Виды и рода войск»

3. Выдача маршрутных листов

4. Строевой смотр:

В строевом смотре принимают участие все команды. Место в строю и очередность показа строевых приемов-определяет жеребьевка. Команды поочередно показывают Комплекс упражнений по строевой подготовке. В данном конкурсе оценивается: дисциплина строя, выполнение комплекса строевых приемов, управление командира строем , внешний вид команды.

 Выполнение упражнений:

1.Построение в одношереножный строй

2. Представление команды (номер ОУ и название)

3. Использование команд «Равняйсь», «Смирно», «Вольно».

4. Расчет по порядку номеров.

5. Повороты в одношереножном строю

6. Расчет на 1-2

7. Построение из одношереножного в двушереножный строй и обратно.

8. Повороты в двушереножном строю

9. Построение в колонну по два

10.Марширование на месте с песней

5. Одевание противогаза

   Инструктор производит ознакомление тактико-техническим данными противогаза, рассказывает о правилах применения, применении при ОВ, при ядерном взрыве. Принимает нормативы по одеванию противогаза. В личном зачете определяется лучший мальчик. Сдача норматива по одеванию противогаза в составе команды (зачет по последнему)

6. Подтягивание на перекладине. Полоса препятствий.

7. Сборка – разборка автомата Калашникова

   Судья станции доводит норматив, правила соревнований. Принимают участие все члены команды. Участник выполняет неполную разработку и сбор АК на время, учитывается правильный порядок сборки-разборки. Участник выполняет снаряжение магазина на время. В личном зачете определяется лучший мальчик. Командный зачет по выборке трех лучших результатов.

8. Снаряжение магазина учебными

Судья станции доводит норматив, правила соревнований. Принимают участие все члены команды. Участник выполняет снаряжение магазина на время. В личном зачете определяется лучший мальчик. Командный зачет по выборке пяти лучших результатов.

9. Задание на сопоставление

10. Работа с силометром

11. Головоломка

Участникам квеста предстоит собрать фразу из полученных ими на станциях букв. На фоне собранной фразы нужно сделать фото команды (или селфи) и выложить в Instagram с хештегами #деньпризывника #школа380 #ктоеслинемы

12. Просмотр видеоролика

План проведения мероприятия на базе ГБОУ СОШ №380

Для учащихся 9-11 классов (команда из 10 человек)

Название станции

Время пребывания на станции

Место проведения

1

Строевой осмотр

20 минут

2

Одевание противогаза

15 минут

3

ОФП

30 минут

4

Сборка-разборка АК

20 минут

5

Снаряжение магазина

10 минут

6

Задание на сопоставление

10 минут

7

Работа с силометром

10 минут

8

Головоломка

15 минут

9

Просмотр видеоролика

10 минут

Вывод

Гражданско-патриотическое воспитание необходимо для формирования уверенных, сознательных, ментально взрослых молодых людей. Воспитание в школьниках этих качеств позволяет вырастить сильно поколение, способное выйти на тот уровень развития нашей страны, которого она достойна.

Данная программа рассчитана на формирование гражданских качеств и помогает молодых людям быть восприимчивыми к таким важным пунктам сосуществования в социуме, как: способности нести ответ за себя и свою поступки – ответственность; помощь в осознании добрых и правых ценностей культуры; воспитание любви к своей стране.

В связи с тем, что педагоги проводят с детьми и молодыми людьми очень много времени и это время приходится на возраст формирования их личности, стоит признать необходимость создания таких общественных мероприятий, которые бы интересовали молодых юношей и девушек, возбуждали бы интерес участия в таких мероприятиях. В наших возможностях организовать времяпрепровождение школьников таки образом, чтобы наравне с игровым процессом вложить в их сознание необходимость и естественность патриотических чувств.

Таким образом, представляя программу гражданско-патриотического воспитания и мероприятие «Мы – будущее России», стоит отметить важность серьезности данного направления не только формировании и воспитании школьников, но и развитии всей страны.

        

 

 

 

 

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Школа-старт в будущее России

Классный час в 10 "б" классе, посвящённый началу нового учебного года...

"Мы – будущее России"

Классный час  на тему: "Мы – будущее России"Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном ...

паспотр проекта "Мы будущее России"

Формирование социального опыта младших школьников, привлечение широкой общественности к участию в выборах Президента России...

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

«В руках учителя – будущее страны, будущее России (слово об учителе французского языка)

   Актуальность: Согласно требованиям нового времени каждый человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Наша школа входит в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В связи с этим мы...