Лекция-рассуждение для учащихся 6-9 классов на тему «Питание. Мифы и реальность»
классный час
На здоровье влияют многие факторы, причем как положительно, так и отрицательно. К вредным для здоровья факторам относят: курение, алкоголизм, наркоманию, загрязнение окружающей среды, стресс, малоподвижный образ жизни и пр. К положительным или целебным факторам можно отнести: воздух, свет, солнце, температура, вода, движение, покой, массаж, лечебная гимнастика, магнетизм, электричество и рациональное питание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_pitanii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция-рассуждение для учащихся 6-9 классов на тему «Питание. Мифы и реальность»
Задачи:
1. Показать значение питания для здорового образа жизни.
2. Охарактеризовать различные теории питания.
Ход классного часа
Природа - враг болезни.
Гиппократ
Болезни излечивает природа - врач только помогает ей.
Платон
Классный час проводится в виде лекций-рассуждений диетологов.
I. Вводная беседа.
На здоровье влияют многие факторы, причем как положительно, так и отрицательно. К вредным для здоровья факторам относят: курение, алкоголизм, наркоманию, загрязнение окружающей среды, стресс, малоподвижный образ жизни и пр. К положительным или целебным факторам можно отнести: воздух, свет, солнце, температура, вода, движение, покой, массаж, лечебная гимнастика, магнетизм, электричество и рациональное питание.
Ведя образ жизни, согласованный с законами природы, можно предупреждать болезни, препятствовать их возникновению и, только обратившись к такой жизни, ты будешь в состоянии побороть вредные привычки и пороки и компенсировать вредные влияния среды.
Гармоничность взаимосвязей с природой обусловливается также и рациональным питанием. Наша пища связывает нас с природой! Человек - универсальный потребитель, он может есть и пить все, что попадается ему под руку, ногу, попадается на глаза, на язык и т. п. Как же все-таки питаться, чтобы быть здоровым? Сколько по этому поводу написано, сколько предложено теорий и методов питания! А эта извечная проблема: как похудеть?!
«Мы наказываемся нашими плохими привычками, мы вознаграждаемся хорошими». (Поль Вернон.)
Диетология - учение о рациональном питании здорового и больного человека.
Почему так много в последнее время разных диет, направлений питания?
Потому что перед человеком в нынешних условиях стоит сложная задача выбора наиболее оптимального способа сохранения здоровья путем выбора типа и образа питания.
Уменьшилась доля физического труда, произошло уменьшение энергозатрат, снижение калорийности пищевого рациона, уменьшение поступления с пищей белков, жиров и углеводов, уменьшение поступления витаминов и минеральных солей.
Задание. Начертить таблицу и заполнить ее по ходу лекции, делая для себя выводы.
Теория питания | Положительные факторы | Отрицательные факторы | Приемлемо ли это для меня? Почему? |
1. 2. 3. и т. д. |
|
|
|
II. Лекционный материал.
Вегетарианство.
Основной принцип: «Я никого не ем». Вегетарианцы могут относиться к старовегетарианцам, которые не только не едят мяса, но также не едят и продукты, произведенные животными; младовегетарианцы позволяют себе употреблять молоко и яйца.
Согласно представлениям вегетарианцев, потребление животных продуктов противоречит строению и функции пищеварительных органов человека, способствует образованию в организме токсичных веществ, отравляющих клетки, засоряющих организм шлаками и вызывающих хронические отравления.
Вегетарианство - философское учение, которое зиждется на своеобразной нравственной и этической основе. У вегетарианцев в крови меньше холестерина, что снижает риск развития атеросклероза. Они в меньшей степени подвержены онкологическим заболеваниям.
К вегетарианской диете люди переходит постепенно, на протяжении 8-10 лет, поначалу исключая из диеты красное мясо, затем белое, потом рыбу, а уже затем молоко и яйца.
У старовегетарианцев возможен дефицит незаменимых факторов питания (белков, ненасыщенных жирных кислот, некоторых витаминов), а, следовательно, возможен дисбактериоз, гиповитаминоз и белковая недостаточность. С годами может развиваться дефицит железа, цинка, кальция, витаминов В2, В|2, незаменимых аминокислот.
Полезно или вредно?
Старовегетарианство не подходит для длительного питания. Только на короткий период времени в виде разгрузочных диет. Что касается младовегетарианцев, то опытом их питания можно воспользоваться любому здоровому человеку. С молоком и яйцами они вводят в организм большинство ценных пищевых веществ.
Посты.
За период постов не развиваются белково-витаминные дефициты. В период поста организм «отдыхает» от жирных блюд, копченостей, мяса, соленой рыбы и т. п.
Переход на вегетарианское питание не рекомендуется в период роста организма, при беременности, кормлении грудью.
Концепция питания предков.
Концепцию питания предков проповедуют приверженцы сыроядения и сухоядения. Приверженцы концепций враждуют между собой.
С позиции научной медицины опыт питания сыроедов может быть принят лишь на короткий срок в качестве лечебного питания при колитах, заболеваниях печени и почек, ожирении, гипертонии, подагре и сахарном диабете. Доказано, что термическая обработка пищи повышает усвояемость и безопасность продуктов питания. При этом улучшаются ее вкусовые качества.
Сухоядение, как разновидность концепции питания предков, противоречит всем принципам рационального питания. Главный недостаток - обезвоживание организма.
Для оценки концепции питания предков важно знать, что, по мнению антропологов, доисторический человек не был исключительно мясоедом или вегетарианцем. Он питался смешанной пищей и был всеяден.
Концепции питания предков в наше время - это своеобразные теории в питании, требующие осторожного к себе отношения.
Концепция раздельного питания Герберта Шелтона.
Данная концепция основана на совместимости или несовместимости пищевых продуктов.
Согласно ей нельзя одновременно есть белковую и крахмалистую пищу. Мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, творог несовместимы с хлебом, мучными изделиями и кашами. Объясняется это тем, что белки перевариваются в кислой среде в нижнем отделе желудка, а крахмалы - в верхних его частях под действием фермента слюны и требуют щелочной среды. В кислой среде желудка активность ферментов слюны угнетается, и переваривание крахмала прекращается.
Кислые продукты (помидоры, ягоды, кислые фрукты, уксус, майонез) не следует сочетать с белковой и крахмалистой пищей, поскольку они, по мнению сторонников Г. Шелтона, разрушают пепсин желудка. В результате белковая пища загнивает, а крахмалистая не усваивается.
Сахар и сладкие фрукты сторонники раздельного питания рекомендуют есть отдельно от всего остального. Сахар усваивается в кишечнике, не задерживаясь в желудке. Если фрукты есть на десерт, то они, оставаясь в желудке, вызывают брожение и гниение, что способствует возникновению гастрита.
Анализ этой концепции позволяет без труда определить ее поверхностный характер и незнание авторами физиологии пищеварения. В ней доминируют механистические представления.
Приведем основные доводы против концепции раздельного питания. В природе не существует чистых белков, жиров или углеводов.
Большинство продуктов питания содержат в себе несколько компонентов. Даже в мясе, которое считается важным источником белка, последний составляет менее пятой части. Жира в нем намного больше, чем белка. В злаковых растениях много углеводов, но и немало белка. Поэтому трудно доставить организму с пищей белки или углеводы в чистом виде. В желудок поступают одновременно и белки, и жиры, и углеводы.
Переваривание и всасывание пищи происходит в основном не в желудке, а в кишечнике. Пищеварительные соки содержат набор разных ферментов и готовы к перевариванию многокомпонентной пищи. Одновременное поступление в кровь аминокислот, жирных кислот и глюкозы облегчает организму синтез собственных белков, жиров и углеводов. Конечно, смешанная пища переваривается дольше. Но для организма это более целесообразно, так как всосавшиеся вещества поступают в кровь постепенно. При раздельном питании какой-то пищевой фактор, например глюкоза, поступает в кровь быстро и в большом количестве, что затрудняет его усвоение, способствует перегрузке ферментных систем, ответственных за данный процесс.
Наконец, пища в желудке задерживается, по меньшей мере, на несколько часов. Поэтому никакого значения не имеет, съели ли вы вначале белки, а в конце обеда углеводы, или все было сделано наоборот. В желудке под влиянием перистальтики все содержимое - и пища, и желудочный сок - тщательно смешается, а перевариваться в нем начнут лишь белки. За короткое время в кислой среде желудка не произойдет никакого гниения углеводов. В такой среде не может разрушиться и пепсин. Наоборот, пепсин лучше «работает» именно в кислой среде, а при щелочной реакции его активность резко снижается. Хорошо известно, насколько труднее переваривается белковая пища в желудке у людей с пониженной кислотностью желудочного сока.
Однако есть в системе раздельного питания и рациональное зерно.
Правда, это общеизвестные рекомендации, а не открытие авторов данной системы. Они пропагандируют умеренность в питании, рекомендуют больше съедать фруктов, молока, овощи совмещать с жирами. Возражений против этих советов быть не может.
Концепция индексов пищевой ценности.
Сущность этой теории заключается в том, что ценность пищевых продуктов или рациона для организма пытаются выразить путем сложения количественных величин, характеризующих химические составные части продукта. Однако всякий раз эти попытки приводят к тому, что качественно неоднозначные компоненты рациона выступают в таком индексе как взаимозаменяемые. Это создает опасность формирования неполноценных рационов, так как во главу угла ставится не сбалансированность питания по основным пищевым веществам, а количество несчитанных индексов.
Согласно принципам очковой диеты все продукты оцениваются только по одному признаку - содержанию в них энергии без учета их химического состава. Каждый продукт наделяется определенным количеством очков. В очковой диете белки, жиры, углеводы и спирт выступают как взаимозаменяемые факторы питания. Число очков, отданное разным продуктам, резко отличается от соотношения калорийности этих продуктов. Подчас выведенные соотношения необъяснимы. Например, 20 г свиного сала заслужили 0 очков, жареный гусь - 0 очков, 20 г -сливочного масла - 1 очко, а 2 груши - 23 очка, 10 г шоколада - 54 очка, стакан кефира - 13 очков.
Авторы теории, кроме подсчета энергетической ценности, выраженной в очках, других характеристик пищевых продуктов не признают, считая эти качества второстепенными. Согласно очковой диете, человеку ежедневно необходимо в среднем энергии на 70 очков, что соответствует 2100 ккал (1 очко = 30 ккал). Однако если принять во внимание, что 20 г свиного сала очков не получают, то согласиться с подобным переводом очков в калории невозможно.
В любую теорию должен быть заложен здравый смысл и разум, чего явно не хватает концепции индексов пищевой ценности. Умозрительное заключение, что человеку необходимы только калории, противоречит общепринятым законам рационального питания. Длительное соблюдение очковой диеты неизбежно сопровождается неадекватным питанием и ведет к нарушениям обмена веществ в организме.
Отсутствие сбалансированного питания, игнорирование количества и качества потребляемых белков, жиров и углеводов приводит к появлению болезней нарушенного обмена веществ. Из-за высокой очковой ценности человеку, в соответствии с данной концепцией, приходится ограничивать себя в овощах, фруктах, черном хлебе. Но с позиции научной диетологии именно эти продукты питания должны играть существенную роль в суточном рационе. Произвольное и неверное определение пищевой ценности продуктов является антинаучным и вредным для организма.
Диеты и здоровье.
В последние годы особенно среди молодежи популярными становятся различные редуцированные диеты. Нередко эти рационы питания по-настоящему аскетичны. Ни одна из известных диет, призванных сделать нас стройными, ничего общего со здоровым образом жизни не имеет. В обращении с такими рационами всегда следует придерживаться правила разумной осторожности.
Основная цель, которую преследуют сторонники редуцированных диет, - это быстрая потеря массы тела. Все хотят стать стройными, красивыми, притом, как правило, очень быстро. Но осуществить это желание и остаться здоровым под силу не каждому.
Почти все диеты позволяют добиться снижения массы тела. Но беда в том, что оставаться на подобной диете в течение многих лет практически невозможно. Человек возвращается к обычному питанию и быстро восстанавливает исходную массу тела. Потом опять диета и вновь похудание. Такие «маятниковые» колебания массы тела не способствуют сохранению здоровья. У здорового человека масса тела должна оставаться постоянной и, конечно, нормальной.
Не стоит гнаться и за какой-нибудь общепринятой нормой. Лучше стремиться к массе тела, которую вы в состоянии удержать и при которой хорошо себя чувствуете. Помните: все «чудодейственные» диеты, обещающие резкое снижение массы тела, разрушают кожу и фигуру. Чем «выворачивать наизнанку» отработанные механизмы жизнедеятельности организма с помощью противоречащих психологии человека диет, лучше периодически поститься и вести активный образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией....
Проект программы для учащихся 8-11 классов «Формула правильного питания»
В основу программы положены принципы расширения и систематизации знаний, прикладной направленности курса, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний. ...
Урок и презентация по СБО для 5 класса по теме "Питание и здоровье"
урок для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья...
Классный час в 5–6-х классах на тему: "Питание и здоровье
Цели: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, создать твердое убеждение в необходим...
Развивающий урок по теме «Алкоголь: мифы и реальность»
повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с алкоголем; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкоголя....
Методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение"
Предложенная методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение" направлена на формирование знаний у обучающихся о процессе питания и пищеварения, а также ...