Программа воспитания и социализации
опыты и эксперименты

Программа воспитания и социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся «Вверх по ступенькам успеха» составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599);Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295);Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (standart. edu.ru);Стратегией  развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года; Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» 2015-20 г; Уставом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», 2015 г.; Положением о программе воспитания и социализации МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Программа составлена на основе материалов интернет- информации и методической литературы.

Актуальность программы

Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

          Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы – создание благоприятных условий, способствующих формированию личности в условиях реализации ФГОС нового поколения, направленных на достижения успеха в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, на сотрудничества с людьми, оказания помощи окружающим, способной к эффективному межличностному взаимодействию.

         Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

        Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.    Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Соответственно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Цель программы:

Личностный рост учащихся, проявляющийся в приобретении ими социально значимых знаний, развитие социально значимых отношений, накоплении ими опыта социально значимого действия в области базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Задачи:

  1. Формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику республики, района, села, потребности учащихся и их родителей (законных представителей);
  2. Приобщение учащихся к культурным ценностям народностей, проживающих на территории села, этнических групп, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
  3. Организация личностно-значимой для учащихся и общественно приемлемой деятельности, обеспечивающих социальную самоидентификацию учащихся;
  4. Формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;
  5. Приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, стимулирование учащихся к участию в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
  6. Организация участия учащихся в деятельности организаций; занимающихся экологическими проблемами, в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, села; формирование моделей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
  7. Формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
  8. Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье;
  9. Профессиональная ориентация учащихся; в том числе через систему работы педагогов; совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями);
  10. Организация систематических занятий физической культурой и спортом, моделей рационального здорового питания.

Направленность программы

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности учащихся. Программа адаптирована для повседневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с базовыми принципами современного педагогического процесса. 

Направления:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личнаяи национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, многообразие и уважение культур и народов);
  2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны, республики, района, села);
  3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
  4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
  5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое  воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Содержание, виды деятельности и формы занятий каждого из данных направлений определяются спецификой ценностей направления и целями программы, ориентированными на приобретении учениками социально значимых знаний, развития социально значимых отношений, накоплении опыта социально значимого действия.

Принципы реализации программы:

- принцип развития личности за счет ее собственной активности;

- принцип ориентации на взаимодействие;

- принцип непрерывности; 

- принцип открытости;

- принцип гуманизации;

- принцип индивидуализации.

Содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

  • познавательную;
  • игровую;
  • творческую;
  • спортивную;
  • общественно-организаторскую;
  • досуговую.

Технологии воспитания

Данная программа рассчитана на использование некоторых технологий воспитания, разработанных доктором педагогических наук, профессором Надеждой Егоровной Щурковой: 

свободный разговор,

защита проекта;

волшебный стул,

презентация мира,

разброс мнений,

интеллектуальный аукцион.

Кроме перечисленных технологий, используются современные технологии, такие как:

технология сотрудничества,

технология социального проектирования,

игровая технология,

здоровьесберегающая технология,

ИКТ,

кейс -технологии,

технология «мозговой штурм», 

шоу-технологии.

А также активно применяю технологию КТД, разработанную доктором педагогических наук, профессором, академиком Игорем Петровичем Ивановым еще в XX веке, но не теряющую актуальность. 

Методы 

Основными методами воспитания учащихся, предложенными в программе являются:

-Ситуация творчества. Этот метод предполагает такие условия, в которых проявляется фантазия, воображение, возможность воспитанниками найти решение в нестандартной ситуации.

-Ситуация соревнования. Данный метод характеризуется стремлением добиться лучших показателей, подтверждённых официальным признанием.

-Ситуация успеха. Метод используется в том случае, если необходимо закрепить положительное в развитии воспитанника, преодолении им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по новому, развитии стремления к успеху.

-Метод переубеждения. Метод нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у обучающихся, на формирование социально ценных мотивов поведения.

-Метод переучивания. Данный метод предполагает преодоление отрицательных привычек обучающихся, нездоровых потребностей.

-Метод взрыва. Цель этого метода - стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении обучающихся.

-Метод реконструирования. Цель метода - внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка при сохранении уникальности и неповторимости его личности.

-Метод самоисправления направлен на развитие активности обучающегося и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Наиболее эффективными в процессе воспитания учеников класса являются такие педагогические методы, которые определяются коллективно-творческой деятельностью, эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными приемами, направленными на формирование эстетических и нравственных отношений; приемами саморазвития, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристическими приемами, направленными на развитие творческих способностей личности.

Формы

Среди всего многообразия форм воспитания, я выбрала для себя следующие:

По времени проведения: кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки: экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По видам деятельности формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации: организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

деятельность организуется на основе сотрудничества;

инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату результатом является информационный обмен;

результатом является выработка общего решения (мнения);

результатом является общественно значимый продукт.

Поколичествуучастниковиндивидуальные(воспитательвоспитанник),групповые (воспитатель группа детей);

массовые (воспитатель несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм.

Используемые формы работы

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

- проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, тематических бесед, декадников по предметам, дней знаний, конференций,  вечеров, фестивалей, праздников, бесед, классных часов, викторин, игр по развитию логики, памяти, внимания, аукционов любимых книг, дней фантазеров и изобретателей, игр-путешествий.

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения

- нравственное и эстетическое воспитание:

- акции милосердия,  доброты, помощи нуждающимся;

- клубы правовых знаний, классные часы по правовой тематике;

- конференции, диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте, проведение тестирования и диагностики воспитанности;

- диспуты;

вечера, праздники, дисковечера;

организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде;

- активизация работы по развитию толерантности, преодолению;

- привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий;

- воспитание гражданственности, патриотизма:

- конкурс патриотической песни;

активизация работы по военно-патриотическому воспитанию;

физическое и психологическое развитие будущих воинов; развитие интереса юношей к военной профессии, военной технике, военно-прикладным видам спорта;

стимулирование их участия в военно-патриотических играх ;

- проведение торжественных мероприятий с активным использованием государственной символики, возрождение традиций, гражданских и патриотических ритуалов;

- приобщение к богатствам российской культуры;

- встречи с детьми войны , уроки мужества;

- проведение игр, конкурсов, олимпиад, диспутов.

- воспитание основ экономической культуры и культуры труда:

- беседы, встречи, экскурсии, профориентационная работа;

- встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, общественно полезная трудовая деятельность, формы самообслуживания, трудовые десанты, шефская деятельность, вечера встреч с интересными людьми, выставки;

-дежурство по школе, классу.

- экологическое воспитание:

- КТД, праздники, игры, конкурсы, КВН, урок доброты;

- познавательная викторина;

- санитарно-гигиенические и оздоровительные занятия;

- экологические акции, движения, операции.

- физическое воспитание:

- спортивные соревнования, дни здоровья, праздники спорта, урок здоровья, медицинский лекторий, выставка плакатов, рисунков и запрещающих знаков;

- просмотр фильмов профилактической направленности;

- военно-спортивные праздники;

- туристические походы; спортивные и военно-спортивные праздники;

- игры в шашки, шахматы, настольный теннис, соревнования по волейболу, баскетболу, зимним видам спорта;

- туристические слеты, соревнования, игры;

- малые олимпийские игры;

- организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий;

- семейное воспитание:

- родительская неделя (изучение семьи и ее родословной);

- совместные спортивные мероприятия (учителя – дети – родители);

- совместные мероприятия художественного плана (учителя – дети – родители);

- классные часы, литературные беседы по темам: дружба, любовь, товарищество, семья;

- конкурс сочинений;

- родительский лекторий.

в) Процессуально-деятельностное направление:

- включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности;

- создание системы самоуправления в коллективе; развитие социальной активности обучаемого.

II. Содержание программы:

План по реализации программы

Мероприятие

Дата

Результат

1

Линейка посвященная  1 сентября

01.09.17

2

Классный час"Россия устремленная в будущее"

01.09.17

3

Классный час "Терроризм -угроза обществу", в рамках международного дня посвященного памяти жертв терроризма

4

Деловая игра "Мы выбираем, нас выбирают" , выборы актива класса. аукцион идей. Защита предвыборных программ.

5

"Месячник безопасности детей" , общешкольные и классные мероприятия

6

Беседа "Мои жизненные ценности"

7

Осенний кросс, посвященный Дню Здоровья.

8

Общешкольный день здоровья Поход.

9

Беседа "Труд красит человека"

10

"Необыкновенные истории обыкновенных вещей", проектирование, презентация проектов

11

Месячник пожилого человека

Октябрь

12

Час общения "Твой друг- телефон доверия"

13

Классный час "Школа -твой дом , веди себя прилично в нем!"

14

Мониторинг личностных УУД

15

Мероприятия, посвященные празднику "День учителя"

16

Классный час "Безопасный интернет: как не попасть в паутину экстремизма и терроризма в Интернете?"

Ноябрь

17

Классный час "О подвигах, о доблести, о славе"

18

Классный час "Я- дома , я в школе , я -среди друзей "

19

Концертная программа ко Дню Матери

20

Месячник ЗОЖ

21

Классный час "Что имеем -не храним, потерявши -плачем"

22

Игра для умников и умниц "Какой у меня интеллект"

23

Викторина "День Конституции"

Декабрь

24

Классный час "Мои права, мои обязанности"

25

Методика М.И.Рожковой "Изучение социализированности личности "

26

"Творить благо" (русские меценаты) - презентация проектов

27

Беседа с девочками "Дочки -матери !"

28

"Если бы камни могли говорить"- виртуальное путешествие к памятникам старины

29

"Мое и чужое" -изучаем свои права

Январь

30

Занятие с элементами тренинга "Общение с пониманием" (Разговор о толерантности)

31

Классный час "Здоровье в порядке- спасибо зарядке !"

32

"Рождество и Новый год в разных странах" - презентация проектов

33

Месячник военно-патриотической работы

Февраль

34

 Военно - спортивный праздник "Смотр строя и песни"

35

Час общения "Чипсы или фрукты"

36

"Школа финансовой грамотности "- интеллектуальная игра  

37

"Генералы и полководцы" -презентация проектов учащихся

38

Классный час "Государство- это МЫ!" -говорим о законах и ответственности

Март

39

"Браво, девчонки!" развлекательная программа

40

Классный час " Как победить Дракона , или удержись от вредной привычки!"

41

Поездка в кинотеатр г.Улан-Удэ

42

Деловая игра "Территория безопасности"

Апрель

42

"Как разрешить конфликт?" занятия с элементами тренинга

43

Анкетирование "Изучение мотивов деятельности школьников"

44

Месячник , посвященный Дню здоровья

45

Классный час "Еда живая и мертвая"

46

Мероприятия посвященные Дню Земли

47

" Ярмарка  профессий " - беседа

48

Конкурс строя и песни  месячник , посвященный 9 мая

Май

49

Линейка , посвященная празднику "Последний звонок"

50

Методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.,  ( Опросник "Личностный рост" )

51

Поздравления ветеранов, детей войны с Днем Победы

52

Час общения "Лето -время отдыха . Соблюдаем правила ОБЖ. Правила поведения на воде. ПДД "

53

Кросс, посвященный Дню Победы

54

Игра "Минута славы" - подведение итогов года

III. Планируемые результаты

Программа ориентирована  на приобретение учащимися социально значимых знаний, отношений, опыта действий в системе национальных ценностей российского общества, в которых проявляется личностный рост учеников, их движение по пути нравственного, гражданского, патриотического становления.

Планируемые результаты соответствуют требованиям ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и представлены по каждому из направлений воспитания и социализации учащихся.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

• ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• начальный опыт участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

• общие представления о трудовом законодательстве.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;

• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• представление об искусстве народов России;

• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

IV. Критерии, показатели и способы изучения результативности воспитательной системы.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

        Критерии результативности программы воспитания и социализации

Показатели эффективности

Объект мониторинга

Диагностические средства и методы оценки

Динамика личностного развития школьников

Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 

Диагностика детей на ценностные ориентации и вредные привычки.

Диагностика М.Рокича (Анкета «Ценностные ориентации»)

Сформированность социально-педагогической среды

Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни  учащиеся, педагоги  Методика Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В Григорьева Д.В. (Опросник «Личностный рост»)

Результативность детско-родительских отношений в образовательном и воспитательном процессе

Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Педагоги и родители

Диагностика Н.В. Клюевой (анкета, опрос из пособия «Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг»)

V. Работа с родителями

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. 

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

Цель:

Обеспечить условия для создания атмосферы заинтересованности родителей в успешном обучении и воспитании своих детей.

Задачи:

-формирование представления у родителей о приёмах работы над заданиями учебников, об организации выполнения домашних заданий;

-выработка единых требований учителя и родителей для обучения и воспитания школьников;

-создание методической помощи родителям со стороны учителя;
-ознакомление родителей с физиологическими особенностями детей подросткового возраста.

Традиционные формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

посещение на дому;

приглашение в школу;

индивидуальные консультации педагога;

переписка через Viber (группа 7 а кл.) , мобильный телефон, дневник учащегося.

родительский лекторий;

тематические консультации;

классные детские мероприятия;

родительские вечера;

родительский всеобуч.

классные родительские собрания;

общешкольные родительские собрания;

общешкольные конференции;

дни открытых дверей;

концерты;

выставки;

спортивно-развлекательные мероприятия.

В 7 классе тематика родительских собраний должна быть направлена на:

психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся, направленное на понимание возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей;

установление сотрудничества родительского коллектива с педагогическим коллективом школы;

развитие готовности родителей к решению вопросов, связанных со знанием основ детской психологии и педагогики, правовых вопросов, 

-ознакомление с современными подходами воспитания жизнестойкости и позитивного отношения к жизни у детей и подростков

Сентябрь.

1.Родительское собрание «Особенности нравственного развития школьников в подростковом возрасте (13-14 лет). Особенности нравственного развития мальчиков и девочек. Роль семьи в нравственном развитии подростков. Особенности организации родительского Всеобуча. «Школа ответственного родительства»».

2.Выборы родительского комитета.

3.Анкетирование родителей по теме: «Стили родительского поведения».

Октябрь.

1.Индивидуальная работа с родителями: беседы «Социальные контакты и их влияние на развитие личности подростка», «Соблюдаем ПДД», «Поговорим о толерантности», «Разговор о правильном питании».

2. Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника.

3. Памятка для родителей «Как избежать школьного буллинга»

Ноябрь.

1.Анализ учебной работы за 1 четверть (индивидуальные встречи). 

2.Родительское собрание «Права и обязанностей родителей, закрепленные в Семейном кодексе РФ. Уголовный статус несовершеннолетнего.

 Виды профилактического учета».

3.Промежуточный контроль родительского Всеобуча (круглый стол).

Декабрь.

1.Анкетирование родителей на тему: «Что мы знаем о правовом статусе несовершеннолетнего»?». 

2. Предварительные итоги второй четверти.

Январь.

1.Тематическая консультация для родителей «Как привлекают детей к употреблению наркотиков?»

2.Анализ работы за 2 четверть (индивидуальные встречи)

3.Родительское собрание «Безопасный интернет».

Февраль.

1.Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Опасности в Интернете. Сайты, таящие в себе опасность негативного отношения к жизни, подталкивающие к самоубийствам», «Что такое жизнестойкость?», «Организация режима дня школьника», «Осторожно: зимняя дорога!»

Март.

1.Родительское собрание «Возможные причины психологического кризиса подростков. Лично-семейные конфликты; конфликты, обусловленные состоянием здоровья; конфликт, связанный с асоциальным поведением; конфликт, обусловленный материально-бытовыми трудностями».

2.Промежуточный контроль родительского

Всеобуча . 

Апрель.

1.Проведение индивидуальных консультаций, бесед на тему: «Предупреждение явлений социальной дезадаптации подростков. Помощь учащимся и их родителям в преодолении трудных жизненных ситуаций».

2.Анализ работы за 3 четверть (индивидуальные встречи)

Май.

1.Родительское собрание «Особенный ребенок в обществе. Что такое «инклюзия?»

2.Подведение итогов года. Итоговый контроль родительского Всеобуча

3.Рекомендации родителям об организации летнего отдыха детей.

4.Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Нужен ли ребенку скутер или мотоцикл?», «ПДД в летний период», «О правилах поведения на водоемах».

5.Памятка «Закон и порядок» (соблюдаем законы в летний период).

Ожидаемые результаты:

1.Установление партнерских отношений: «Ученик + Родитель + Учитель = Друзья» в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.

3.Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие  семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы 

4.Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности.

VI. Организация самоуправления

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру».

С.И.Гессен

Цель:

Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи самоуправления:

Обеспечениевозможности для учащихся вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность; 
создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;

Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитание желания приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

формирование умения самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Схема самоуправления класса:

Староста класса избирается из числа учащихся путем открытого голосования на общем собрании после заслушивания предвыборных программ. Кандидатом в старосты может стать любой учащийся, выдвинувший свою кандидатуру. Избранный староста назначает заместителя и министров, которые, в свою очередь, набирают себе команду. Снять с поста министров и зама может только староста, а вот старосту с его поста могут снять одноклассники на общем собрании. Классный руководитель является куратором самоуправления в классе. Он советует, направляет, рекомендует, подсказывает и ведет скрытый контроль действий Совета министров и старосты.

VII. Организационно-педагогические условия реализации программы

В реализации программы задействованы: классный руководитель, воспитанники, родители, администрация школы.

Организация самоуправления в классном коллективе.

Наличие сотрудничества между воспитанниками, классным руководителем и родителями.
Социальное партнерство.

VIII. Перспективы развития программы

Примерные результаты воспитания и социализации семиклассников имеют рекомендательный характер и могут уточняться учителем, заместителем директора по ВР и родителями учащихся.

Данная программа служит ориентировочной основой для осуществления воспитательной работы, составления портфеля достижений школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

 

IX. Список литературы и источников

Алоева М.А. Бейсова В.Е. Настольная книга современного классного руководителя, 5-8 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006;

Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе. Ростов - на- Дону: Феникс, 2007;

Галичкина Система работы по профилактике наркомании. Волгоград, 2006;

Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М.:ВАКО, 2003;

Давыдова А.В.Классные часы. 7 класс.-М.: ВАКО, 2014;

Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 5-11 классах. М.:ВАКО, 2005;

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.:ВАКО, 2004;

ДюкинаО.В.Родительские собрания. 7 класс.-М.: ВАКО, 2014;

Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М.: Педагогика, 1089;

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002;

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютер. ВАКО, 2007;

Кулинич Г.Н. Вредные привычки:профилактика зависимостей. М.:ВАКО, 2008;

Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Вологорад, 2009;

Сизанов А.Н., Хриптович В.А Модульный курс профилактики курения 5-11 классы, М.:ВАКО, 2004; 

Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 20 века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.:ВАКО, 2006;

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для школьного педагога. – Владимир, 1993.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

festival.1september.ru. 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайтефайл, чтобы посмотреть ссылку

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] school15.beluo.ru/for_Vosp. 

4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 

gmo.miass.edu.ru/nach/p11aa1.html 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотретьссылку ]school12.korolev-net.ru/vosprab.html 

6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]kpip.kbsu.ru 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]www.uroki.net 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...