Классный час-игра "Мои жизненные ценности или на что тратим жизнь?"
классный час (10 класс)

Буянтуева Баярма Борисовна

Классный час "Мои жизненные ценности или на что мы тратим жизнь?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-игра " Мои жизненные ценности или на что мы тратим жизнь? "

Цели занятия: познакомить детей с понятием «ценности», раскрыть основные виды ценностей с жизненной позиции и с научной точки зрения, сформировать представление о списке ценностей, сравнить значение материальных и духовных ценностей; помочь детям осознать, что является истинным богатством человеческого сердца, показать индивидуальность каждого ребенка; развивать мышление, память, внимание, речь. 

  1. Сформулировать собственные жизненные ценности.
  2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь.

Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.

Материалы:

По 5жетонов для каждого участника

карточки с названиями ценностей

CD – проектор

компьютер

слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” 

           

  1. Оргмомент : (3мин)  Здравствуйте!

Ребята, перед вами сосуд. Каждый человек — это сосуд, который наполняется в течение всей жизни. Чем же вы заполните сегодня свой сосуд? (ребята отвечают)

Известно, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

(слайд1 ) Тема : Мои жизненные ценности или На что мы тратим жизнь?

  Ребята, вы уже задумывались, что представляет собой  жизненные ценности для вас, каковы их приоритеты и какие  ценности необходимо усвоить в своей жизни, чтобы добиться в своей жизни цели, успеха, признания и т.д.? Что такое ценность?

           (слайд 2)  Ценности определяют каждое наше решение и, следовательно, нашу судьбу.

  • Ценность – это цели стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности;
  • Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности;
  • Ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

Как  мы видим из этих понятий, суть одна, ценность – это смысл жизни. Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

( слайд 3) Ученые выделяют 4 группы. Интеллектуальные ценности – это ценности, которые помогают человеку находить новые знания : сложность, чтение, общение, ум, плановость, обучение. Физические ценности – все, что надо для тела человека. : Деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы. Эмоциональные – все, что связано с чувствами человека: Уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.  Духовные ценности – все, что связано с представлениями человека, с его верой с красотой, душой и верой человека.

  1. Упражнение «Сортировка».(3 мин) Цель: Развить навыки отстаивания своей позиции.  Познакомиться с содержанием жизненных ценностей.

Ребята такое задание каждой группе нужно рассортировать по содержанию сфер жизни в соответствии с названиями. На выполнение задание вам дается 1 минуты . (раздать каждой группе одну группу жизненных ценностей и все 4 содержания жизненных ценностей).

Молодцы ребята, вы правильно определили содержание жизненных ценностей.

  1. Групповая работа . «Мои приоритеты» . (з мин) Попробуйте разложить карточки с ценностями по приоритету :
  1. Активная, деятельная жизнь (интересная и творческая работа, полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. Здоровье (физическое и психическое);
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  5. Наличие хороших и верных друзей;
  6. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  7. Развлечения (приятное и необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  8. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  9. Счастливая семейная жизнь;
  10.  Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Сегодня это Ребята была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Групповое обсуждение

теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.

- Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные они по своей природе?

- Каковы главные ценности человеческой жизни?

- меняются ли жизненные ценности человека в течение его жизни?

- Трудно было расставить ценности по приоритету? Одинаков ли список ценностей у разных людей?

Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели. В основной список входят такие понятия:

  • Семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • Профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • Образование;
  • Духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • Политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • Материальное благосостояние;
  • Увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • Красота и здоровье.

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

  1. Итак, ребята проведем аукцион «На что потратите свою жизнь?» (10 мин) На продажу выставляется 10 жизненных ценностей. Вы должны наполнить содержимое своей жизни, выбирайте ценности, которых считайте приоритетными.

Игра называется “На что потратим  жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос. Какие жизненные ценности для тебя приоритетны.

Каждый из вас получил по пять  жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 5 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)

Когда мы начнем аукцион, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Покупайте только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переходим  к следующей паре - предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Подумайте, какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

 (Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Список жизненных ценностей для каждого свой. Нет никаких рамок. Мечты - безграничны... как и любовь! Главное - понимать, что для тебя действительно важно. Важнейшие жизненные ценности для каждого человека - уметь любить и терпеть, строить семью и бережно сохранять ее... Уметь прощать и отпускать. Творить добро. 

 Уметь нужно правильно расставить приоритеты. Вовремя определиться, что же на самом деле важно, что нужно вынести на первый план, а что на второй. А может что-то и вовсе вычеркнуть из своей жизни, как не имеющее смысла? Это и есть жизненно важные ценности. Мы составляем макет. И вот когда мы видим четкую картину действительности, своего будущего, своего идеального мира – мы начинаем действовать, стремимся к лучшей жизни, к лучшему себе… Но наши старания будут напрасны, если мы не знаем, как определить жизненно важные ценности. Признаться себе и понять, что на самом деле важно. Благодаря родителям и людям, которые нас окружали еще с самого детства, мы имеем представление об этом


Искусство жить достойно – это умение правильно выбирать жизненные ориентиры и жизненные ценности.

Сейчас, сидя за партами, вы выбирали, при выборе сомневались, советовались, боялись ошибиться… Ребята, а жизнь всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать.

  Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор.

Притча «Что такое жизнь»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».

ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?».

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь...».

Иметь четкое и ясное представление о своих личных ценностях, это как пользоваться компасом в путешествии. Это дает понимание, что является важным и действительно ценным для человека. И от вас только зависит чем вы заполните свою жизнь. ( показать банку)

Рефлексия:1. Что Вам понравилось? Что нового вы узнали для себя? Трудно ли было расставить ценности по приоритетам?

хочу пожелать вам, чтобы вы постоянно держали в своем сознании свои главные жизненные ценности, заполняя свой сосуд и руководствовались ими при постановке целей и в принятии решений. 

Пусть правит миром доброта,

Жестокость же исчезнет словно сон

А рядом с ней живет пусть красота,

Как самый главный человеческий закон.

Запомните, что ваши ценности — какими бы они ни были— являются компасом, направляющим вас к вашей заветной мечте. Они мостят ваш жизненный путь в направлении принятия определенных решений и выполнения определенных действий постоянно. Если вы не будете разумно выполнять требования своего внутреннего компаса, это приведет к крушению надежд, разочарованию, пустоте и появлению чувства, что жизнь могла бы быть чем-то большим, если бы только что-то сложилось не так. С другой стороны, в ваших жизненных ценностях есть какая-то невероятная сила: чувство уверенности, внутреннее умиротворение, общая согласованность, которую ощущают очень немногие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои жизненные ценности"

Классный час проводится в 7 классе. Основная цель помочьдетям сформировать представление о нравственных ценностях,о любви к ближним, смирении, вере....

Классный час "Мои жизненные ценности"

Беседа-размышление о настоящих и мнимых ценностях....

Классный час "Главные жизненные ценности"

материал для классного часа...

Классный час о жизненных ценностях человека

"Каждый выбирает по себе..." Жизненные ценности человека у каждого свои. На уроке дети пытаются определить, какие им ближе!...

Классный час "Мои жизненные ценности"

Данная разработка даёт возможность определить жизненные ценности учащихся,их приоритеты....