Классный час о жизненных ценностях человека
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Бажина Лариса Александровна

"Каждый выбирает по себе..." Жизненные ценности человека у каждого свои. На уроке дети пытаются определить, какие им ближе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tsennostyah_cheloveka.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС в 6 КЛАССЕ

Беседа «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЦЕННОСТЕЙ»

                 разработан учителем ГБОУ ЛИЦЕЯ №369 Красносельского района г . Санкт-Петербурга

Бажиной Л.А.

Цель:

Дать учащимся первоначальное представление о понятии «нравственные ценности»;

развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

Предварительная подготовка:

написание сочинения – рассуждения « Что такое ценности»;

создание презентации «Жизненные ценности»;

оформление кабинета рисунками на тему «Мои жизненные ценности»;

разучивание  стихотворений о дружбе, любви, семье.

Ход урока

Ребята, сегодня наш классный час посвящён беседе о том, что для вас представляет особую значимость, а вернее – особую ценность в жизни.  И назовём мы его «ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЦЕННОСТЕЙ».

Некоторое время назад вы получили задание написать рассуждение на тему «Мои жизненные ценности». Я прочитала ваши работы. Они порадовали меня самостоятельностью и взрослостью суждения, серьёзностью в подходе к определению жизненных ценностей. Впечатления самые лучшие.

И мне захотелось вынести обсуждение вопроса «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА?» на классный час, чем мы сегодня и займёмся.

Для начала давайте определимся со значениями некоторых слов, которые нам сегодня пригодятся для обсуждения.

Почитаем получившиеся определения и сравним их с определениями из словаря:

(см.слайд)

-Согласны ли вы с определением ЦЕНЫ?

- Может ли она выражаться не в денежных единицах?

-Совпадает ли ваше понимание ЦЕННОСТИ с определением из словаря?

-Что вы отнесли бы к ценностям?

У каждого  человека свои ценности и они делятся:

     ( см. слайд)

-Ваше определение  ДУХОВНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ?

 Определение из словаря:

( читаем на слайде)

 -Достаточно полным представляется вам  определение духовных ценностей?

-Что бы вы отнесли к духовным ценностям?

Ну а теперь о ценностях  МАТЕРИАЛЬНЫХ:

Итак, с основными определениями, необходимыми для понимания проблемного вопроса, мы разобрались.  Теперь самое время послушать сочинения ваших одноклассников, в которых они выражают своё представление о жизненных ценностях. Слушая сочинения одноклассников, записывайте на листочке то, что является ценностями, нумеруя их.

Сочинение  И.И.

 (аккомпанирует В.А.)

Что такое жизненные ценности? Этим вопросом задаются многие. У каждого человека они свои. У кого - то на первом месте стоят деньги, а может, семья или работа. И у меня есть СВОИ взгляды на жизнь и СВОИ жизненные ценности.
На первом месте у меня находится семья. Это те родные люди, которые поддержат и всегда поймут, согреют теплом, вниманием и заботой.
Многие пытаются смолоду создать свою семью, но ни у каждого это, к сожалению, получается. И как же я рада, что нашей семье это удалось: она дружная и крепкая! Это моя опора.
На втором месте я, пожалуй, расположу друзей. Эти люди тоже очень важны в моей жизни. Они в трудную минуту морально поддержат, помогут делом; если НЕОБХОДИМО, развеселят и утешат.  Без друзей моя жизнь немыслима. Это люди мне близки духовно.
На третье место встанут нравственные качества человека, что для меня является необыкновенно важным.
Если человек лжёт тебе прямо в глаза, подводит или оскорбляет, то пропадает всяческое желание с ним общаться! Для меня общение с такими людьми просто невозможно! А ведь бывает, что все эти качества совмещаются в одном человеке! … Но, есть люди добрые и дружелюбные, отзывчивые и доброжелательные. К ним словно тянет. Хочется с ними общаться и ТАК ЖЕ хорошо относится к ним . Невольно вспоминается пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься».
На четвертом месте пусть будет самоутверждение. Все - таки согласитесь, это тоже очень важно! С этим даже не поспоришь. Кто - то ставит эту ценность на первое место, но я ее ставлю практически в конец.
Дальше пойдут увлечения. У каждого человека есть свои таланты: нет неспособных людей! Но кто-то их просто "зарывают в землю", а кто - то развивает: находит свое увлечение, а потом, может и посвятить ему всю свою жизнь!
Вот, пожалуй, и все! Это были мои жизненные ценности. Я считаю, что они очень важные. И я попытаюсь их сохранить и пронести через всю свою жизнь!

- Какая ценность в сочинении Ирины поставлена на 1 место?

- Кто в своём сочинении поставил СЕМЬЮ на место № 1?  

-Почему?

Обратите внимание на слайд №8.

 - Прочитайте определение, данное семье.

- Что бы вы добавили в него?

Семья  в жизни многих людей является самым ценным из того, что они имеют.  Кстати,  многие рисунки, сданные вами, были именно о семье (см. на стенд)

Прекрасно иллюстрируют мои слова стихотворение о семье, которое прочтёт Г. А.:

Моя семья

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись, и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».

Ах, дом родной! Веду сюда друзей.
Найду любовь – родную половинку.
Но время мчится каждый год резвей…
Цените, люди, каждую морщинку.

Любимый дом, как я спешу к тебе!
Порог вот этот мне знаком до боли.
Иду-бреду по собственной судьбе…
Чтоб ты был мной хоть капельку доволен.

Нет лучше коллектива, чем семья.
И нет судьи серьезнее и строже.
Растут, взрослеют дочки, сыновья,
И нету на земле людей дороже.

А теперь перейдём к следующей работе.

Перед нами  сочинение Ц.Я:

(аккомпанирует Воропаев Алексей)

 «Мои жизненные ценности»

 Каждый из нас строит свой жизненный путь сам! У всех людей есть свои ценности. Для меня ценности – это не просто вещи, которые нравятся. А  то, чем  человек дорожит и что доставляют ему удовольствие.
На мой взгляд, самая дорогая ценность – это жизнь. Без нее не может быть ничего. Ни радости, ни горя, вообще существования. Люди должны ценить то, что появились на этот свете.

Но не всегда жизнь счастливая, достойная, как этого ожидает человек. Несмотря на всё это, он должен пройти все испытания, трудности, которые ему суждены.

 Конечно же, в жизни есть  и свои награды, ценности. Вот одна из них – семья. Для чего она нужна и что  это такое?

С ранних лет мы знаем, что нас окружают в первую очередь самые близкие и родные люди – это мама и папа. Это и называется семьей. Сплоченный коллектив, в котором все члены семьи дают друг другу совет, оказывают помощь. Родители воспитывают из нас личность. Дают нам основу жизни.

Ребенок растёт,  поступает в школу, а затем в университет, где сформировавшийся ранее  характер  продолжает закаляться, потому что человек вступает во взрослую жизнь и сталкивается с новыми трудностями.  У  него появляются новые ценности.

Я пока учусь в школе, в шестом классе, но уже  открыла для себя, что любовь не менее важная ценность.

Я повстречала человека, благодаря которому поняла, каким сильным бывает светлое чувство любви, и научилась любить.

Не раз я слышала, что люди говорят: «Любить не каждый умеет».   Я с этим полностью согласна, ведь любовь – это жертва, а жертвовать умеет не каждый. В любви не может быть эгоизма.

 Любовь бывает счастливая,  от неё  человек испытывает необыкновенное чувство. Но в тоже время бывает, что любовь причиняет боль, вызывает страдания.

Очень трудно найти спутника жизни - свою вторую половинку. Я же уверена, что каждый человек создан для кого - то, а далее человек выбирает сам,  строить с ним отношение или нет.
Но с одним человеком, пусть и любимым тебе,  невозможно находиться постоянно:  нужно общение с друзьями, поэтому дружба для меня тоже является ценностью.

Как говорится в пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». И  действительно,  хорошо иметь много друзей, однако настоящий друг может быть  только один.

 Ну, вот подошло моё сочинение к концу. Конечно же, в нем невозможно рассказать обо всех моих ценностях.

Нам не дано знать собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг, не размениваться на сиюминутные удовольствия. Смысл жизни не в приобретении богатств, а в том, чтобы стремиться к доброте, духовности, красоте; приобретать житейскую  мудрость,  создавать крепкую  семью, иметь друзей. Надо жить полноценной жизнью, воплощая мечты в реальность.  А самое главное – с  самого начала правильно начать жизнь.

- О какой ценности самые глубокие рассуждения в этом сочинении? (о любви)

Итак, любовь… Необыкновенное чувство, на которое, поистине, способен не каждый. Это ОСОБЫЙ дар. Поэтому умеющий любить – счастливый человек. Любовь показывает человеку, каким он должен быть на самом деле.

-Что же нам скажет словарь об этом чувстве? Обратимся к презентации:

-  Как бы  вы  дополнили это определение?

Множество произведений искусства созданы человеком любящим и любимым. И даже неразделённая любовь, любовь-надежда делает человека светлее, даёт ему стимул жить. Ведь это так прекрасно понимать, что ты живёшь не зря, что ты НУЖЕН  другому человеку!

Сегодня, 14 февраля, день св. Валентина. Наш класс украшен тематическими рисунками и плакатами.

Да, несомненно, любовь – одна из главных ценностей человека!

Кстати, многие из вас именно её поставили на 2-ю ступень в лестнице ценностей.

Итак, стихотворение о любви Э.Асадова.

Читает Р. И.:

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

-Мы переходим к чтению ещё одной работы. Интересно, какие жизненные ценности представлены в ней?

Сочинение Д.Е.

(аккомпанирует  В. А.)

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Абсолютно верно, что у каждого человека свои жизненные ценности. Проанализировав собственные мысли, поступки и чувства, я выделила пять основных понятий, без которых я, пожалуй, не могу представить свое существование. Именно их я включила в лестницу ценностей.

А что вообще такое  ценности? На мой взгляд, это то, без чего человеку сложно, практически невозможно жить; то, чем он дорожит в большей степени, что больше всего боится потерять. Так вот, для меня основной ценностью в жизни является семья. Именно в этом родственном кругу и формируются дальнейшие цели, ориентиры.

Свои ценности мы можем выстроить в виде лестницы, которая многое может рассказать о человеке, о его воспитании, некоторых чертах характера и даже о его духовной развитости. Несмотря на различность взглядов и интересов, я думаю, многие вознесли на верхнюю ступень именно  семью.
На втором месте однозначно будут
мои друзья. Как можно прожить без круга близких товарищей, единомышленников?  Я не представляю… Порою, в семейном кругу не смогут помочь так, как в этом. Друзья необходимы человеку  для моральной поддержки, ведь не всеми переживаниями ты можешь поделиться со взрослыми! Настоящий товарищ готов пойти ради другого даже на жертву.
Друзей, вернее, товарищей у человека может быть много, но настоящий – всегда один! Причем, такая дружба проходит через многие испытания, проверяясь на прочность, и, как правило, преодолев все препятствия, проходит сквозь годы, словно времени нет счета. Такая настоящая дружба описана рассказе Ю.Нагибина « Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружба, пронесённая автором рассказа через всю жизнь! Как бы я хотела обрести ТАКУЮ дружбу!
Дружба – это, конечно, прекрасно, но любовь прекраснее вдвойне. Я рада приступить к описанию этой ценности. Ведь именно светлое чувство любви заставляет трепетать сердце при виде знакомого силуэта, вдохновляет, толкает на необъяснимые поступки.
Каждый человек в жизни испытывал это чувство.

Любовь бывает разной и, соответственно, люди ощущают ее по-разному. Она может быть жестокой  и причинять боль, а может щедро дарить счастливые моменты с любимым человеком. Но какой бы она ни была, - это жизненный опыт, который рано или поздно пригодится.
Чаще всего школьная любовь является первой и запоминается, как правило, надолго.
Но в круговороте событий  и переживаний не стоит забывать и об
образовании. Его я тоже внесла в лестницу ценностей, но скорее, ближе к концу, чем к началу. Я не спорю о важности образования, но, сопоставляя его с предыдущими ценностями, понимаю, что оно уходит на второй план.
Стоит заметить, что от усвоения школьного материала зависит будущее человека.
Фундамент закладывается с детства, с начальной школы. Ответственные люди с годами выстраивают свое здание вверх от благополучно начатого фундамента, а люди, не заботящиеся о свое будущем, оставляют основу, забывая о ней, и, спустя время, делают бесполезные попытки выстраивания дома без заложенного начала. Но рано или поздно судьба возвращает их к заброшенному основанию,и тогда уже приходится делать двойную работу: возвращать покосившийся фундамент к первоначальному состоянию, нагонять потерянное время. А выводы делайте сами: важно для вас  образование или нет.
К последнему понятию в лестнице я подхожу менее оптимистично, возможно, даже с укоризной. Эта заключительная ступень –
материальное состояние. А осуждение теснится в моих мыслях оттого, что все, кроме здоровья, в нашей жизни можно купить. Да, за деньги люди могут приобрести даже счастье. Правда, не все, а лишь те, кто материальность ставят выше каких-либо нравственных ценностей. Конечно, ни для кого не секрет, что в нашем мире не обойтись без денег. А что они из себя представляют? Это вещественные плоды наших стараний, распоряжаясь которыми мы благоустраиваем свою жизнь. Для меня деньги не нравственная ценность, а ценность для меня – труд, за который эти деньги платят.
Итак, у всех жизненные ценности и ориентиры различны. Их разнообразие связано с несхожестью воспитания, условий существования. И все же нравственность в человеке всегда должна одерживать первенство над материальностью. Ведь жить богато – не значит жить счастливо. Хочется, чтобы люди это помнили, а главное – понимали. Свои ценности нужно беречь и стараться пронести через всю жизнь. Именно из них в дальнейшем формируются жизненные цели, необходимые человеку для существования.
 

- Какие основные ценности представлены в работе Кати?

- Предлагаю на этот раз поговорить о ДРУЖБЕ.

Обратимся к слайду №10

- Согласны ли вы с этим определением?

- Ваши коррективы?

О дружбе мы говорили совсем недавно. На уроке литературы, когда изучали произведения Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный, упомянутое сегодня.

Хочется отметить, что дружить по – настоящему не каждый умеет, как и любить. И особую ценность для нас представляет дружба НАСТОЯЩАЯ, а не мнимая, преследующая определённую выгоду.

Давайте послушаем стихотворение о дружбе, написанное Катей. Оно повествует как о дружбе настоящей, так и о мнимой:

Что дружбой называться смеет?
Быть может, что вечнее нас?
Или костер, который тлея,
За жизнь ни разу не погас?

А может дружба – это знамя,
Которое нести готов
Всю жизнь меж взрывами снарядов
Спасая храбро от врагов?

Или когда за жизнь другого,
Чьего теплее взгляда нет,
Ты не раздумывая много,
Свою отдашь, не пожалев?

Немногие такою дружбой
Достойны ныне обладать…
А остальным – она лишь чужда,
И толку мало может дать.

Они, обманываясь, верят,
Что можно с чистого листа
Забыв предательства, неверность
Сдружиться раз и навсегда.

На мой взгляд, люди эти жалки,
Что дружбы не смогли познать,
Не испытали тех мгновений,
Где рад за друга все отдать…

Глупцам хватало их иллюзий
О дружбе, верности, любви…
На самом деле, это зависть
К успехам каждого судьбы.

Лишь единицы знают дружбу
Такой, какая она есть.
А настоящей дружбе чужды
Злорадство, зависть, ревность, месть.

В своей работе Катя коснулась таких ценностей, как ОБРАЗОВАНИЕ и ДЕНЬГИ.

Об образовании, а вернее, о важности учёбы, мы говорили неоднократно. В прошлом году писали сочинение на тему «Что значит в жизни человека образование». На нашей презентации оно представлено слайдом №11. Давайте посмотрим:

Образование, без сомнения, можно отнести к ценностям  настоящим. Но есть и другие, ценности, упомянутые сегодня, о которых мы не размышляли ни разу. Это ДЕНЬГИ, или материальные блага. Обратимся к слайду №11

-На ваш взгляд, какова их важность в жизни человека?

(ответ аргументируйте).

-Могут ли они стать смыслом жизни и настоящей ценностью для человека? Почему?

Ребята, итогом нашей беседы должна явиться лестница ценностей, который каждый выстроит для себя. Но перед тем, как мы начнём её создавать, я предлагаю вам поразмыслить над следующей историей:

«В одной из стран, неважно, в  какой, жила старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились».

- Многого ли достигла в жизни старушка?

- Каковы были её жизненные ценности?

- Можно сказать, что жизнь её прожита напрасно?

Итак, а теперь переходим к заключительному этапу урока: возведению лестницы ценностей. На верхней ступеньке – САМОЕ ВАЖЕНОЕ!  

 (Рисуют на листочках. По желанию выходят к доске и на ней приклеивают условные значки, обозначающие ценности, к ступеням лестницы.)

ИТОГИ беседы:

Сегодня на классном часе мы коснулись серьёзных жизненных понятий.

- Над чем вы задумались на этом уроке?

- К какому выводу пришли?

В заключении урока мне очень хочется пожелать вам, ребята,  чтобы те жизненные ценности, которые вы выбрали для себя главными, помогли вам построить не просто лестницу на бумаге или школьной доске, а лестницу в жизнь, по которой вы пойдёте легко и уверенно.

Главное, не ошибиться с выводом, ведь «каждый выбирает для себя»…

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.

Юрий Левитанский

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои жизненные ценности"

Классный час проводится в 7 классе. Основная цель помочьдетям сформировать представление о нравственных ценностях,о любви к ближним, смирении, вере....

Классный час "Мои жизненные ценности"

Беседа-размышление о настоящих и мнимых ценностях....

Классный час "Главные жизненные ценности"

материал для классного часа...

Классный час "Семья-важнейшая ценность человека"

Разработка классного часа на тему:«Семья - важнейшая ценность для каждого человека» Цели:          1. Воспитание отношения к семье как к б...

Классный час "Мои жизненные ценности"

Данная разработка даёт возможность определить жизненные ценности учащихся,их приоритеты....