Классный час "Мои жизненные ценности"
классный час (8 класс) по теме

Половинщикова Ирина Александровна

Беседа-размышление о настоящих и мнимых ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_zhiznennye_tsennosti.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 8 класса

                            «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности».

Цели: дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Ход классного часа

1.Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Кл. руководитель.

Здравствуйте!  Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.

Иногда  мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на кл. часе. Но сначала вспомним правила ведения диалога.

А что такое счастье?

Когда все получается.

Когда все живы и здоровы.

Когда тебя уважают.

Когда ты занимаешься любимым делом.

А как стать счастливым?

Выиграть в лотерею.

Найти клад.

Достать волшебную палочку.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

А счастье бывает разного роста:

 от кочки и до Казбека

В зависимости от человека.

От того, какие ценности человек выбирает для себя. Ценности делятся на материальные и духовные. Назовите материальные ценности. Духовные ценности?

Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена.

Кл. рук-ль. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбирать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять.  Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем эту лестницу «лестницей счастья».

  Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

  Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

  Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька –это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье.Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет своего заветного Пика счастья.

  Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего 3: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава –символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

3. Обсуждение ситуации.

Кл. рук-ль. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давйте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Деньги непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и все потерять. Это – мнимая ценность.

Власть тоже можно потерять. Президентов переизбирают, царей свергают и даже убивают. Это – тоже мнимая ценность.

Слава – тоже мнимая ценность. Ее легко потерять. Даже известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

4. Интерактивная беседа.

Кл.рук-ль. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят, и он добьется успеха в жизни.

- Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения его души.

Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

5. Составление проектов «Лестницы к счастью»

Кл. рук-ль. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

  Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные истинные ценности – участники каждой группы должны распределить слова по группам:

1 группа - ценности повседневной жизни ( прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку)

2 группа – ценности  человеческих отношений (благодарность, уважение, сострадание,  толерантность)

3 группа – ценности высшей сферы духовной жизни (чуткость, доброта,  милосердие, способность  сопереживать)

4 группа – христианские ценности (вера, смирение, любовь к ближнему)

Комментируют свой выбор, если они ошибаются, учитель помогает им сделать правильный выбор.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

ответы детей. 3-4 человека Спасибо.

Ученик:У самого кромешного предела

И даже за него теснимый веком

Я делал историческое дело

Упорно оставался человеком.

6. Словарная работа.

Кл. рук-ль. Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И.Ожегова и В.И.Даля – нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2.Цель – предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех – удача в достижении чего-либо, общественое признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

 Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель –успех – счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям.    

               Подумайте  над следующей историей.

   В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

        Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

       Вопросы учащимся:

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

- Каковы были её жизненные ценности?

7. Минута откровения.

 Вывод: Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери.

 Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.

8. Работа в группах.

Кл. рук-ль. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на слайде. На задание отводится 3 минуты.

1.Преуспевающий человек –это человек, который…

2.Неудачник – это человек, который…

3.Человек в жизни состоялся,если он имеет…

4.Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

Три минуты прошло, слушаем представителей 1-ой группы (затем слово дается представителям других групп).

Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений?

1.Чтобы стать счастливым, нужно:

Уметь мечтать (иметь цель в жизни)

2.Настойчиво идти к своей цели

(успех тебя обязательно найдет)

3.Будет успех в конкретном деле –

Будешь счастливым человеком.

Кл. рук-ль. Спасибо всем за работу.Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя? Составьте синквейн по теме нашей беседы.

А какую ценность вы возьмете из нашей школьной жизни?

песня.

8. Заключительное слово.

Кл. рук-ль. В заключение нашего разговора я расскажу вам, ребята, древнюю притчу о каменотёсах.

Три каменотёса усердно работали в каменоломне. Философ  спросил их, что они делают?

- Неужели не видишь- дроблю эти проклятые камни!- раздражённо буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой.

- Я строю храм, - ответил третий.

Мне кажется, что каждый из каменотёсов  тоже  идёт по лестнице  счастья. Но будет ли счастлив первый каменотёс?

(Нет, он никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели)

- А второй?

( Второй будет счастлив до тех пор, пока сможет зарабатывать себе на жизнь)

- А третий?

( Да, т.к. он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт)

Кл. рук-ль. Я желаю вам, ребята, в вашей повседневной  жизни не просто дробить  камни или  зарабатывать себе на жизнь, а  ставить перед собой  высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по- настоящему счастливыми людьми и проживёте свою жизнь «  бодро, осмысленно, красиво.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...

Классный час "Жизненные ценности"

В отличие от декларируемых ценностей, жизненные ценности - ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им...

Презентация классный час "Жизненные ценности"

Материал для классного часа в 10 классе с целью формирования жихнестойкости обучающихся....

Классный час : Жизненные ценности

Классный час : Жизненные ценности...

Презентация к классному часу "Жизненные ценности"

Презентация к классному часу "Жизненные ценности"...

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час "Жизненные ценности"...

классный час "Жизненные ценности"

Цели классного часа:определить жизненные ценности учащихся, сформулировать главные из них;способствовать формированию умения открыто выра­жать свое отношение к одноклассникам, окружающим;развивать уме...