Система наставничества
рабочая программа

Бакуменко Вера Николаевна

Параметры и общее положение реализации программы наставничества сообщества "Исток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchestvo_nastavnikov_istok.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»

Содружество наставников «Исток»

г. Тамбов 2022 г.

Актуальность

История тьюторства берёт свои корни в Древней Греции. Тогда оно было своеобразным неформальным педагогическим сопровождением. Главной целью тьютора являлась передача знания учащемуся, чтобы помочь ему овладеть навыками в выбранной сфере. Занятия нередко были импровизированными. 

Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических британских университетах — Оксфорде, и, несколько позднее, — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму наставничества. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор играют важную роль в учебной и воспитательной работе. Они являются полноценными штатными сотрудниками.

Тьюторство в России появилось гораздо позже, чем в западной культуре. В России в 1980-х годах, во время реформирования образовательной системы, оно снова развернулось как самостоятельное педагогическое движение. На постсоветском пространстве тьюторство — это по-прежнему инновационный элемент, который не внедрён повсеместно. Основные тенденции развития тьюторства в России показывают, что его можно найти в рамках индивидуального обучения, зачастую дистанционного. Кроме того, центры тьюторства есть при крупных образовательных структурах — как, например, учреждениях по повышению квалификации. Спрос растёт, ведь как показывает практика, учёба с тьютором гораздо эффективней.

В интервью «Российской газете» глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил о том, что уже в сентябре 2021 года в российских школах начинается апробация новой системы аттестации в школе, а также произойдёт внедрение «новых должностей и квалификационных категорий», а именно — учителя-методиста и учителя-наставника. Всё это, по словам министра, «позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить престиж профессии, и самое главное — обеспечить качество образовательных результатов».

В данный момент Российское образование претерпевает очередные изменения: с 2021 года учителя начали переаттестовываться на учителей-наставников. Фактически это является началом внедрения тьюторства в школы. Смогут ли учителя справиться с новым вызовом? Подойдёт ли данная система для российских реалий? Чем должность тьютора будет отличаться от штатного психолога? Пойдёт ли это на пользу детям? Все эти вопросы подтолкнули нас к идее создания новой площадки «Сообщество наставников «Истоки»».

Чем же, согласно общепринятым стандартам, тьютор отличается от рядового школьного учителя? В традиционных практиках образовательного процесса акцент делается на обучение, а упор на социальную практику и образовательную рефлексию уходит на второй план.

Тьюторство же предполагает лидирующую роль образовательной рефлексии и равную роль для остальных сегментов — образовательного процесса и социальной практики. Что же это такое — «образовательная рефлексия»? Согласно правилам такой рефлексии, ученик должен осмысливать свой образовательный опыт, а также моделировать свой образ в будущем с помощью построения проекта собственного образования. Грубо говоря, школьник должен понимать, к чему он идёт, кем он хотел бы быть в будущем и что ему надо делать для того, чтобы добиться своей цели, и для этого ему надо составить индивидуальный образовательный план. Во всём этом, а также во многом другом, ему и помогает тьютор.

На практике полномочия тьютора выглядят гораздо шире: он помогает ученикам не только подтягивать учебные показатели, но и, например, социализироваться. Другими словами, тьютор выполняет роль «школьного друга», который помогает ученику добиться успехов в обучении, преодолеть проблемы со сверстниками и свою застенчивость. Специалисты подчёркивают, что в практическом смысле тьютор — это не учитель, который преподаёт какой-либо предмет, и не психолог, который создаёт специальный психологический фон для ребёнка. Подразумевается также и широкий фронт работы: тьютор должен не только работать в стенах школы, взаимодействуя в рамках своей работы с учителями, логопедами и психологами, но и находиться в тесном контакте с родителями обучающегося.

К положительным качествам тьюторства можно также отнести увеличение числа шансов на «школьный успех» каждого ученика. Нередко случается так, что ребёнок, особенно в подростковом возрасте, сталкивается с трудностями бытового характера, но рядом нет человека, который подскажет, как быть в той или иной ситуации и справиться со сложностями.

На сегодняшний день институту тьюторства лишь предстоит показать свою востребованность в российских школах. Таким образом, наша программа наставничества призвана помочь становлению личности каждого ученика и закреплению его в образовательной среде и предусматривает организацию системной работы учителя- наставника с целью помощи учащемуся в процессе его образовательной деятельности. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у обучающегося необходимых навыков и умений ведения образовательной деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у него знания в области предметной специализации, стратегий поведения и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, а также процесса становления его как личности.

Наставничество - одна из форм передачи своего личного опыта, в ходе которой ученик практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого поколения в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной и внеурочной деятельности.

Основные принципы организации наставничества:

  • добровольности и целеустремленности работы наставника;
  • морально-психологической совместимости наставника и обучающегося;
  • личной примерности наставника;
  • доброжелательности и взаимного уважения;
  • уважительного отношения к мнениям ученика;
  • согласованности содержания работы наставника по индивидуальному плану развития учащегося с содержанием календарно-тематического плана по предметам и плану работы структурного подразделения;
  • направленности плановой деятельности наставника на воспитание и формирование личности учащегося.

Параметры реализации программы

   Мы продолжаем традиции, основанные на индивидуальной работе с воспитанниками. Наставники призваны помочь ребятам наметить траекторию развития, найти себя и полюбить учёбу. Все тьюторы должны иметь высшее педагогическое образование и многолетний опыт работы, а также работать в сотрудничестве в первую очередь с педагогом-психологом, социальным работником, классным руководителем и другими учителями-предметниками.

    Работа с тьютором начинается с диагностики. Она помогает тьютору исследовать интересы ребёнка и подобрать индивидуальный образовательный маршрут. Тест показывает, какие профессиональные роли подойдут ребёнку и какие навыки ему необходимо развить, чтобы достичь успеха. 

   Программа сообщества должна помочь становлению ученика на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в образовательное пространство,
  2. самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование,
  5. вхождение в самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и дальнейшее развитие.
  1. Общие положения

Цель  программы:  организация  наставничества        с целью оказания помощи обучающимся в процессе их социализации в классном коллективе и самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • обеспечить быструю и эффективную адаптацию учеников в новых классных коллективах и \ или на новой ступени образования (5,10 классы), привить интерес к учёбе и закрепить их в образовательном учреждении;
  • дифференцированно и целенаправленно планировать работу с учеником на основе выявленных его потенциальных возможностей;
  • повышать социальный и образовательный уровень ученика с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал обучающихся, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития их деятельности;
  • повышать продуктивность работы обучающихся и результативность учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию обучающихся.

Материально-техническая база: электронная платформа.

Осуществляя руководство учениками, наставник выполняет следующие функции:

  • планирование        деятельности ученика (определяет методику его обучения, вместе с ним формирует цель, задачи, план его личностного развития и образовательной деятельности);
  • консультирование ученика (лично или в онлайн формате);
  • оказание всесторонней помощи ученику в решении возникающих в процессе взаимодействия проблем;
  • посещение занятий ученика, а затем их совместный анализ.

Основной подход в оказании помощи обучающимся – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность тьюторов и учащихся, таким образом, он соответствует главным принципам стратегии развития образования – научить работать в сотрудничестве.

Сроки реализации программы: 1 года Организационные основы наставничества

  1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы
  2. Руководство        деятельностью        наставников        осуществляют        заместитель директора по методической работе, методист.
  3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.
  4. В роли наставников могут выступать не только педагоги, но и лучшие ученики старших классов данного учебного заведения, а в перспективе развития проекта и выдающиеся заслуженные педагоги других регионов страны.

Требования, предъявляемые к наставнику:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов;
  • разрабатывать совместно с обучающимся план его личностного становления с учетом уровня его интеллектуального развития, подготовки по предмету (определение цели, вектора направленности его деятельности, создание календаря событий, индивидуального планера, в котором можно было бы отмечать шаги на пути к цели и другие достижения);
  • изучать деловые и нравственные качества ученика, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить ученика со школой, инновациями в образовательном процессе, актуальными вопросами и проблемами современного общества, инновациями и проектами других учеников в интересующей его области, делиться полезными ссылками на теоретический и практический материал, вебинары, выставки, экскурсии, уроки и мастер-классы, а также другие культурно-массовые мероприятия с участие учеников и преподавателей других регионов страны;
  • знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к ученику и выполняемой им работе, правилами внутреннего распорядка дня и техники безопасности;
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное выполнение учебных заданий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать ученику индивидуальную помощь в овладении практическими навыками и умениями, приемами и способами добычи знаний, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  • личным примером развивать положительные качества ученика, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию не только в интересующей предметной области, но и общекультурного кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с образовательной и общественной деятельностью ученика, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе становления личности ученика, результатах его труда;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и тьюторской деятельностью других педагогов-наставников, делиться опытом;
  • подводить итоги проделанной работы, анализировать, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах, давать рекомендации по дальнейшей работе обучающегося.

Требования к обучающемуся:

  • изучать все необходимые материалы, данные ему наставником;
  • выполнять план индивидуального развития в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением своих теоретических знаний, овладевать практическими навыками;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

2.Организация наставничества

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности учащегося (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им личностных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

  • знакомство        (анкетирование, глубинное интервью, беседа с родителями, посещение на дому, посещение уроков, беседа с классным коллективом, учителями-предметниками, социальным педагогом, педагогом-психологом, наблюдение);
  • практическая деятельность (приобретение теоретических знаний и практических навыков и компетенций, участие в конкурсах, проектная деятельность, создание ситуаций успеха);
  • анализ        (достижение        целостности,        самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности). 

   

  Деятельность        наставника        в        работе с учениками считается эффективной, если

  • ученик овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной и внеурочной деятельности;

  • образовательный процесс стал привычным, деятельность не вызывает чувства страха, неуверенности;

  • показатели качества обученности учащихся находятся на уровне не ниже среднего.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся:

  • адаптация        обучающихся        в учреждении        и, как результат, закрепление классном коллективе;
  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков обучения;
  • обеспечению непрерывного самосовершенствования и самообразования;

Для наставников:

  • совершенствование        методов        работы        по        развитию        творческой        и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе педагогов новых педагогических технологий;
  • обеспечению непрерывного самосовершенствования и самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе

Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...

Система наставничества

Система наставничества. Работа с молодыми специалистами....

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...

Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"

Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...

Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"

На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...

ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Положения о системе наставничества педагогических кадров в Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ

ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации Положения о системе наставничества педагогических кадровв Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...