Система наставничества
материал
Система наставничества. Работа с молодыми специалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.sistema_nastavnichestva.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Система наставничества
Условия инновационного развития общества и возрастающий темп инновационных изменений все настоятельней диктуют необходимость смены парадигмы образования. Человек будущего – это творческая, динамичная, свободная в своих суждениях личность, которая быстро ориентируется в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно предпринимать эффективные решения. Воспитать такую личность может лишь педагог, обладающий этими качествами. Но как воспитать учителя? Как вырастить такого профессионала? Достаточны ли для этого знания методики предмета или навыки организации работы с детьми? Вырастет ли из вчерашнего студента завтрашний учитель? Сможет ли он сформироваться сам или этому нужно способствовать извне? Одним из ключевых факторов обеспечения качества образования является компетентность учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом.
В нашей школе одним из основных направлений деятельности в работе с коллективом является организация работы с молодыми специалистами. Они очень нужны современной школе.
Однако существует проблема того, как не только привлечь в школу грамотных молодых специалистов, но и как удержать их там. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя: профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Для успешной адаптации молодых специалистов в школе осуществляется их системное методическое сопровождение (наставничество), которое начинается еще когда будущий педагог, обучаясь в вузе, проходит педагогическую практику в нашей школе. Опытные преподаватели организуют стажировку студентов педагогического университета, включая их во все ключевые аспекты деятельности учителя.
Ключевые принципы работы с молодыми специалистами при вхождении в профессию – необходимость создания ситуации успешности работы молодого учителя, оказание профессиональной помощи и поддержки молодому учителю. Развития его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, формирования индивидуального стиля его деятельности.
Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми
специалистами существует давно, тем не менее, педагогическое сообщество остро нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в образовательных учреждениях. Это могут быть методические рекомендации для решения конкретных профессиональных задач (инструкции, шаблоны отчетов, планов, конспектов, технологических карт и др.)
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная
коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где учитель достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями по предмету, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее.
На основе этой беседы наставнику необходимо составить план обучения молодого специалиста. В плане обязательно должны быть указаны:
- основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
- цель и задачи профессионального взаимодействия;
- этапы работы;
- основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
- промежуточный и конечный результаты работы.
В школе имеется Положение о наставничестве, утвержденное директором. Структура Положения: 1. Общие вопросы. 2. Цели и задачи наставничества. 3. Организационные вопросы наставничества. 4. Обязанности наставника.
5. Права наставника. 6. Обязанности молодого специалиста.7. Права молодого специалиста. 8. Руководство работой наставника. 9. Документы, регламентирующие наставничество. С молодыми учителями в школе проводится систематическая работа, включающая: семинары «Наставник – молодой педагог» с участием директора и ее заместителей; посещение и анализ уроков и внеурочных занятий, родительских собраний, классных часов. Проводится собеседование по социальным вопросам (быт, отдых …). Молодые учителя дают открытые уроки и внеклассные занятия для своих
коллег, учителей района. Администрация школы мотивирует молодых учителей для участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях районных, городских, краевых и общероссийского уровней.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих
творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов же в первые годы своей педагогической деятельности.
Учитель наставник не только организует совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимо посещение уроков и занятий с их последующим анализом(вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста), учат работать со школьной документацией и результатами обучающихся, но и работают над профессиональным ростом молодых
педагогов, разрабатывая и реализуя индивидуальные программы профессионального развития, а также включают молодых специалистов с первого дня в совместную инновационную деятельность.
Опыт включения молодых специалистов в инновационную деятельность учреждения позволяет увидеть положительную динамику в становлении молодых учителей.
– наша школа с 2008 года является пилотной площадкой по апробации и введению компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса, апробируемой в ГБОУ СОШ с.Большой Толкай в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды» .Работа в инновационном режиме позволила нам перейти на качественно новый и современный формат работы, который обусловлен требованиями времени. Нашей школе небезразличны вопросы качества образования; мы всегда стремимся использовать новые технологии, которые позволяют улучшить качество образования. Вся эта системная работа, которая на протяжении нескольких лет безусловно, приводит и к результатам в деятельности молодых специалистов:
– ежегодно они становятся участниками различных этапов конкурсов профессионального мастерства;
-участник окружного конкурса профессионального мастерства «Учитель года -2021» в номинации «Дебют»;
-Участник фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области, Нефтегрск, 2019;
-– регулярно представляет опыт своей работы для педагогической общественности на уровне школы, района, округа, области и России.
– имеет собственные публикации на сайтах профессиональных сообществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе
Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"
Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...
Статья "Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях системы наставничества в МОУ СОШ с УИОП №16 г.Комсомольск-на-Амуре"
На волне демографического подъема перед педагогическим коллективом встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с те...
ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Положения о системе наставничества педагогических кадров в Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ
ДОРОЖНАЯ КАРТАпо реализации Положения о системе наставничества педагогических кадровв Гляденской ООШ филиале МБОУ Холмогорской СОШ...
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ГЛЯДЕНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФИЛИАЛЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЛМОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способс...
Приказ "Об организации работы по реализации системы наставничества".
Приказ "Об организации работы по реализации системы наставничества"....