Профориентационная работа
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа внеурочной деятельности по профориентации обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota.docx | 12.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа
Внеурочная деятельность «Путь к мечте» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Основные задачи :
1. сформировать у обучающихся положительное отношение к труду;
2. расширить представления обучающихся о современном «рынке профессий»;
3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
4. ознакомить обучающихся с правилами и способами получения профессии;
5. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
6. научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
7. научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Ученик научится:
- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
- разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
- характеризовать группы предприятий региона проживания,
- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Ученик получит возможность научиться:
- предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Занятие № 1. Многообразие мира профессий. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий.
Занятие №2. Выбор и моделирование профессии. Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 3. Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова надежный способ выбора профессии.
Занятие № 4. Интересы и выбор профессии («хочу»). Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.
Занятие № 5. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда и по характеру труда. Карта интересов Голомштока.
Занятие № 6. Склонности и профессиональная направленность («могу»).
Занятие № 7. Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.
Занятие № 8. Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда.
Занятие № 9. Темперамент и выбор профессии. Общая характеристика личности. Учение о темпераменте. Влияние темперамента на выбор профессии. Анкета самооценки типа личности.
Занятие № 10. Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению.
Занятие № 11. Социальные проблемы труда («надо»). Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что-бы быть востребованным специалистом.
Занятие № 12. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе.
Занятие № 13. Профессии «человек-человек». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 14. Профессии «человек – знаковая система». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 15. Профессии «человек – техника». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 16. Профессии «человек – художественный образ». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 17. Профессии «человек – природа». Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 18. Профессиональные стереотипы. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.
Занятие № 19. Ошибки при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии.
Занятие № 20. Построение профессиональной перспективы. Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.
Занятие № 21. Профориентационная игра «Вакансия».
Занятие № 22. Заключительное занятие. Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.
III. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Ко-во часов | Планируемые результаты |
1. | Многообразие мира профессий. | 1 | Должны владеть понятиями «профессия», «специальность», «должность». |
2. | Выбор и моделирование профессии. | 2 | Знать требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов. |
3. | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо» | 2 | Ознакомится с подходом Климова, его классификацией профессий |
4. | Интересы и выбор профессии («хочу») | 2 | Рассмотреть компоненты формулы «Хочу-Могу-Нужно» на собственном примере ученика. |
5. | Классификация профессий. | 2 | Знать классификации профессий по предмету труда и по характеру труда. |
6. | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 1 | Тестирование склонностей |
7. | Мотивы выбора профессии. | 1 | Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности. |
8. | Профессиональный тип личности. | 2 | Опросник профессиональной направленности личности Голланда. |
9. | Темперамент и выбор профессии | 2 | Общая характеристика личности. |
10. | Способности и выбор профессии. | 2 | Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. |
11. | Социальные проблемы труда («надо»). | 1 | Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что-бы быть востребованным специалистом. |
12. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 | Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. |
13. | Профессии «человек-человек». | 2 | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. |
14. | Профессии «человек – знаковая система». | 2 | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. |
15. | Профессии «человек – техника». | 1 | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. |
16. | Профессии «человек – художественный образ». | 1 | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. |
17. | Профессии «человек – природа». | 1 | Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника. |
18. | Профессиональные стереотипы. | 1 | Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций. |
19. | Ошибки при выборе профессии. | 2 | Типичные ошибки при выборе профессии |
20. | Построение профессиональной перспективы. | 2 | Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу. |
21. | Профориентационная игра «Вакансия». | 1 | Приобретение практических навыков |
22. | Заключительное занятие. | 1 | Подведение итогов. |
Общее количество часов | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов...
План работы по реализации профориентационной работы и профильного обучения старшеклассиков
План работы...
материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"
данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....