Статья о здоровьесбережению на уроках технологии
статья по технологии (5 класс)

В статье говорится о комплексной работе по формированию оздоровительной культуры на уроках технологии и внеурочной деятельности. Предста лены основные принципы здоровьесберегающих технологий, и приведены конкретные примеры занятий, поддерживающих умственную работоспособность учащихся на оптимальном уровне в течение всего времени обучения, не вызывая их утомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дедерер Ксения Александровна,

учитель технологии МБОУ «Тальжинская основная общеобразовательная школа»

Здоровьесбережение на уроках технологии

Аннотация. В статье говорится о комплексной работе по формированию оздоровительной культуры на уроках технологии и внеурочной деятельности. Представ- лены основные принципы здоровьесберегающих технологий, и приведены конкретные примеры занятий, поддерживающих умственную работоспособность учащихся на оптимальном уровне в течение всего времени обучения, не вызывая их утомления.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, сохранение здоровья – по- требность, виды уроков с элементами здоровьесбережения, организация образо- вательно-оздоровительной деятельности.

“ Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. ”
—Артур Шопенгауэр

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способ- ствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье сберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Здоровье сбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования.

Идеальной технологии здоровья не существует. Только благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников. Основы здоровьесберегающего поведения и мышления закладываются в школе, но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов.

Приемы здоровьесбережения на уроках технологии

В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. В школе предмет технологии рассматривается как один из предметов, развивающих познавательную активность, выполняющих развивающую и воспитывающую функции. Предмет необходим, так как содержит мощный эстетически творческий потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину творчества через основные технологические процессы, принципы национальной культуры, природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащегося. Важно, чтобы дети задумались о своем здо- ровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения технологии – это технологии проблемные, игровые (КВН), проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения проблем, разработка проектов творческих заданий, использование образцов, идей. Без всего этого не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Все здоровьесберегающие уроки технологии можно условно разделить на виды:

  1. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

Вопросы здоровьесбережения

Тема

Вопросы здоровьесбережения

Профессиональное самоопределение и карьера

Знакомство с описаниями профессий. Профессии, которые оберегают жизнь человека, которые борются за жизнь человека

Организация швейного производства

Профессиональные заболевания на швейном производстве, методы сбережения здоровья

Материаловедение

Организму человека полезны натуральные волокна

Оборудование

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами

Основы конструирования

Измерение фигуры человека, телосложение, гармония пропорций, эталон

Проектная деятельность

Экологическое обоснование в проекте

На каждом занятии проводятся инструктажи по безопасности труда, направленные на осмысление учащимися объектов труда, средств труда, на формирование правильных приемов швейных работ.

  1. Стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по технологии, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
  • формирует интерес к своему предмету;
  • устанавливает доверительные отношения;
  • продумывает урок максимально умственного, психологического и нравствен- ного комфорта;
  • максимально использует индивидуальные особенности учащегося для по- вышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока является желание детей, уходящих с урока, встретиться вновь, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться.

  1. Применение тестов: «Ты владеешь эмоциями?», «Что ваша одежда говорит о вашем характере?», «Скажи, кто твой друг».
  2. Физкультминутки заменяем сменой деятельности, иногда заменой групп. Для организации работы в учебном процессе используем традиционные (беседы, экскурсии и т. д.). Беседы в сочетании с практическими заданиями и оздорови- тельными минутками (гимнастика для глаз, коррекция осанки, релаксация под музыку, самомассаж пальцев рук, ушных раковин и т. д.).
  3. Использование специфических видов деятельности: элементы специального рисования (моделирование), прогулки за здоровьем, а также произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки про одежду, аксессуары на уроке), знакомство со швейным производством.
  4. Диагностическая работа может отразить лишь результативность образовательного, частично развивающего и воспитательного компонентов в процессе формирования индивидуального здоровья. Особое место отводится повышению двигательной активности, которая позволяет улучшить функционирование всех физиологических систем организма.

В конце занятия предлагается осмыслить деятельность (рефлексия) и снять остаточное мышечное напряжение при помощи релаксационных упражнений или дыхательной гимнастики (звуковая, расслабляющая дыхательная гимнастика).

Проект «Вышивка – семейная традиция»

Цели и задачи: узнать, какое значение имели пословицы и поговорки в русском народном творчестве, способствовать привитию интереса к мастерству рукоделия, к искусству вышивки, совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы при выполнении проекта.

Народная мудрость в русских пословицах и поговорках. Через пословицы восхвалялся ум, трудолюбие и мастерство, скромность, дружба, любовь и другие необходимые для счастливой жизни качества человека. Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт: «Рукоделие не от безделия, а для души лечение!», «Всякому молодцу ремесло к лицу», «Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает». Русский народ в мудрых изречениях отражал свои традиции, обычаи.

Русские пословицы возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

История рукоделия, вышивки. Рукоделие, вышивка были связаны со стародавними обычаями русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. История вышивки знает немало ин- тересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существо- вало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась. Вышивка – это очень модное сегодня искусство. И сегодня вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия.

Обоснование проблемы. Я очень люблю рукоделие; поделки собственными руками – это передалось мне от моей бабушки. В моей комнате много украшений в виде картин, и у меня возникла идея сделать украшение для своего дивана.

Личное интервью. Перед выполнением своей работы я побеседовала со своей бабушкой. Бабушка много знает об украшении одежды, она занималась вышивкой с раннего детства. До сих пор у неё сохранились собственные работы.

Выявление основных требований к изделию. Изделие должно отвечать следующим требованиям:

  • быть аккуратно выполненным;
  • нравиться родителям и подругам;
  • украшать мой интерьер;
  • быть прочным, нести функциональность;
  • быть экологически безопасным.

Разработка идей, вариантов. Подушка с вышивкой ришелье, подушка с вышивкой крестиком, плюшевая игрушка-подушка.

Выбор инструментов и материалов. В работе мне понадобятся: пяльцы, нож- ницы, ручные иглы, карандаш, линейка, армированные нитки белого цвета, швейная машина, ткань.

Самооценка. Я соединила верхнюю деталь с нижней, сначала вручную, затем на швейной машинке. Выполнила рюши зигзагообразной строчкой и пришила к подушке по соединительному шву Мне очень было трудно справляться с бридами, так как их было много и вручную их делать довольно трудно, техника вышивания непростая. Мне надо было очень хорошо постараться, чтобы всё получилось аккуратно и красиво. С этими минусами мне было справиться нелегко, но я с ними справилась.

Вывод. Работу я выполнила; подушка с вышивкой ришелье готова. Я показала подушку учителю и своим родителям. Она всем очень понравилась, в том числе и мне. Я занималась любимым творчеством и считаю, что решила задачу, которую перед со- ой ставила.

Ссылки на источники

  1. Айзман Р. И. и др. Как сохранить здоровье в процессе образования? // Школьные технологии. – 2016. – № 3. – С. 84–94.

  1. Волкова О. А. Здоровьесберегающий компонент воспитательной системы школы как условие со- хранения и развития здоровья школьников: дис канд. пед. наук. – М., 2015. – 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Организация здоровьесбережения на уроках хореографии"

Одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения является применение в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий.Основные общешкольные предметы, обучая ребенка тем или ин...

Здоровьесбережение на уроках технологии

Учитель рассказывает о своем опыте работы, применяя дла активизации учащихся  разные методы и приемы,сопровождая рассказ фото и картинами....

Здоровьесбережение на уроках технологии

Здесь представлены здоровьесберегающие технологии на уроке....

Здоровьесбережение на уроках технологии (девочки) с применением знаний о ПП,витаминах, спорте и закаливании.

Пирамида здорового питанияДоброго времени суток, коллеги. Сегодня хочу осветить этот важные вопрос ПИТИНИЯ!, мы поговори про так называемую пирамиду здорового питания (пищевая пирамида). Я расскажу ва...

статья Здоровьесбережение на уроках технологии

Одна из ключевых задач в реализации образовательного процесса -  это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущая роль в осуществлении здоровьесбережения принадлежит школе....