статья Здоровьесбережение на уроках технологии
методическая разработка по технологии

Одна из ключевых задач в реализации образовательного процесса -  это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущая роль в осуществлении здоровьесбережения принадлежит школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический материал20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках технологии.

         Одна из ключевых задач в реализации образовательного процесса -  это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущая роль в осуществлении здоровьесбережения принадлежит школе. За период школьного обучения мы должны не только обеспечить ребенку сохранность здоровья, но и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учить использовать свои знания в повседневной жизни. Поэтому наряду с образовательными задачами на каждом уроке для сохранности и укрепления здоровья педагог должен применять здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.  

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, которая учитывает все характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских мер, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

  • комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; 
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;достаточная двигательная активность.

В школе урок является ведущей формой учебной деятельности, и оценка его влияния на здоровье является наиболее важной. Реализация этой задачи – одна из составляющих моей педагогической деятельности, поэтому на своих уроках систематически применяю такие технологии по сбережению здоровья, как: динамические паузы, музыкальные физкультминутки, пальчиковую гимнастику для кистей рук и гимнастику для снятия напряжения с глаз, состоящую из трех упражнений по методике Аветисова:

  1. Не спеша посмотрите вверх, а затем вниз, сохраняя прямое положение головы.
  2. Не спеша переводите взгляд из стороны в сторону.
  3. Медленно посмотрите вверх в левую сторону, а затем по диагонали вниз в правую. Затем переводите также взгляд по диагонали сверху справа ‒ вниз влево.

Для этого в помощь обучающимся самостоятельно изготовила карты-схемы, предложенные автором.

Работая учителем технологии, использую различные виды деятельности, организуя межоперационные переходы вовремя урока, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.  

На уроках швейного дела деятельность по здоровьесбережению ведется по следующим направлениям:

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, основанных на требованиях СанПиН к организации учебного процесса:
  • рациональная расстановка мебели и оборудования;
  • воздушно-тепловой режим, режим проветривания;
  • режим освещенности;
  • правильная посадка учениц за швейной машиной;
  • соблюдение обучающимися правил личной гигиены;
  • наличие гигиенического контроля.
  1.  Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
  •  создание комфортного психологического климата на уроках;
  •  осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к обучению;
  •  чередование видов деятельности на уроке;
  •  применение способов снижения утомляемости;
  •  оптимальный темп ведения урока;
  •  проведение физкультминуток;
  •  наличие эмоциональной разрядки;
  •  адекватность требований к обучающимся;
  •  мотивационный настрой;
  •  нетрадиционные методы выставления оценок, рефлексия.
  1. Технологии, направленные на соблюдение медицинских мер охраны здоровья:
  •  изучение состояния психического и соматического здоровья;
  •  учет и контроль соматических нарушений здоровья;
  • обучение правилам охраны здоровья;
  •  систематическое изучение и закрепление правил безопасной работы;
  •  контроль за соблюдением правил ТБ и предупреждение травматизма.

Для исключения нарушений дидактогенного характера, одним из которых являются детские и юношеские школьные неврозы, обусловленные неуспешностью, переутомлением, насмешками одноклассников и другими раздражающими факторами, создаю на уроках доброжелательную атмосферу, использую доверительные отношения, подвожу ребенка к ситуации успеха. Поддерживаю его уверенность в своих силах через советы, направляющую помощь, формирование позитивной самооценки.

Учитывая то, что уроки технологии всегда сдвоенные, а в старших классах бывают и строенные, то для предупреждения преждевременной утомляемости стараюсь организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом оптимальной нагрузки и дифференцированного подхода.

Большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, ведь важно не только заботиться о здоровье обучающихся, но и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни, ведь здоровье человека это не просто отсутствие заболеваний, а это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Для реализации этого направления систематически провожу мини-беседы о заботе об организме, профилактике простудных заболеваний, о здоровье зубов, о вреде пагубных привычек и другие. Систематизировала материалы о здоровом образе жизни и оформила стенд в учебном кабинете. Личным примером также пропагандирую здоровый образ жизни.   Таким образом, на уроках технологии регулярно ведется работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Технологии здоровьесбережения основываются на ряде принципов:

  • не навреди;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности процесса;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха и другие.

 Задача педагога, опираясь на эти принципы, формировать осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье и развитию умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Статья "Здоровьесбережение на уроках информатики"

Здоровьесбережение на уроках информатики ....

Здоровьесбережение на уроках технологии

Учитель рассказывает о своем опыте работы, применяя дла активизации учащихся  разные методы и приемы,сопровождая рассказ фото и картинами....

Здоровьесбережение на уроках технологии

Здесь представлены здоровьесберегающие технологии на уроке....

Статья о здоровьесбережению на уроках технологии

В статье говорится о комплексной работе по формированию оздоровительной культуры на уроках технологии и внеурочной деятельности. Предста лены основные принципы здоровьесберегающих технологий, и привед...