статья Здоровьесбережение на уроках технологии
методическая разработка по технологии
Одна из ключевых задач в реализации образовательного процесса - это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущая роль в осуществлении здоровьесбережения принадлежит школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический материал | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение на уроках технологии.
Одна из ключевых задач в реализации образовательного процесса - это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Ведущая роль в осуществлении здоровьесбережения принадлежит школе. За период школьного обучения мы должны не только обеспечить ребенку сохранность здоровья, но и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учить использовать свои знания в повседневной жизни. Поэтому наряду с образовательными задачами на каждом уроке для сохранности и укрепления здоровья педагог должен применять здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, которая учитывает все характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских мер, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
- комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;достаточная двигательная активность.
В школе урок является ведущей формой учебной деятельности, и оценка его влияния на здоровье является наиболее важной. Реализация этой задачи – одна из составляющих моей педагогической деятельности, поэтому на своих уроках систематически применяю такие технологии по сбережению здоровья, как: динамические паузы, музыкальные физкультминутки, пальчиковую гимнастику для кистей рук и гимнастику для снятия напряжения с глаз, состоящую из трех упражнений по методике Аветисова:
- Не спеша посмотрите вверх, а затем вниз, сохраняя прямое положение головы.
- Не спеша переводите взгляд из стороны в сторону.
- Медленно посмотрите вверх в левую сторону, а затем по диагонали вниз в правую. Затем переводите также взгляд по диагонали сверху справа ‒ вниз влево.
Для этого в помощь обучающимся самостоятельно изготовила карты-схемы, предложенные автором.
Работая учителем технологии, использую различные виды деятельности, организуя межоперационные переходы вовремя урока, применяю различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.
На уроках швейного дела деятельность по здоровьесбережению ведется по следующим направлениям:
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований, основанных на требованиях СанПиН к организации учебного процесса:
- рациональная расстановка мебели и оборудования;
- воздушно-тепловой режим, режим проветривания;
- режим освещенности;
- правильная посадка учениц за швейной машиной;
- соблюдение обучающимися правил личной гигиены;
- наличие гигиенического контроля.
- Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
- создание комфортного психологического климата на уроках;
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к обучению;
- чередование видов деятельности на уроке;
- применение способов снижения утомляемости;
- оптимальный темп ведения урока;
- проведение физкультминуток;
- наличие эмоциональной разрядки;
- адекватность требований к обучающимся;
- мотивационный настрой;
- нетрадиционные методы выставления оценок, рефлексия.
- Технологии, направленные на соблюдение медицинских мер охраны здоровья:
- изучение состояния психического и соматического здоровья;
- учет и контроль соматических нарушений здоровья;
- обучение правилам охраны здоровья;
- систематическое изучение и закрепление правил безопасной работы;
- контроль за соблюдением правил ТБ и предупреждение травматизма.
Для исключения нарушений дидактогенного характера, одним из которых являются детские и юношеские школьные неврозы, обусловленные неуспешностью, переутомлением, насмешками одноклассников и другими раздражающими факторами, создаю на уроках доброжелательную атмосферу, использую доверительные отношения, подвожу ребенка к ситуации успеха. Поддерживаю его уверенность в своих силах через советы, направляющую помощь, формирование позитивной самооценки.
Учитывая то, что уроки технологии всегда сдвоенные, а в старших классах бывают и строенные, то для предупреждения преждевременной утомляемости стараюсь организовать урок, соблюдая его основные этапы с учетом оптимальной нагрузки и дифференцированного подхода.
Большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, ведь важно не только заботиться о здоровье обучающихся, но и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни, ведь здоровье человека это не просто отсутствие заболеваний, а это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Для реализации этого направления систематически провожу мини-беседы о заботе об организме, профилактике простудных заболеваний, о здоровье зубов, о вреде пагубных привычек и другие. Систематизировала материалы о здоровом образе жизни и оформила стенд в учебном кабинете. Личным примером также пропагандирую здоровый образ жизни. Таким образом, на уроках технологии регулярно ведется работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Технологии здоровьесбережения основываются на ряде принципов:
- не навреди;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности процесса;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха и другие.
Задача педагога, опираясь на эти принципы, формировать осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье и развитию умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...
Статья "Здоровьесбережение на уроках информатики"
Здоровьесбережение на уроках информатики ....
Здоровьесбережение на уроках технологии
Учитель рассказывает о своем опыте работы, применяя дла активизации учащихся разные методы и приемы,сопровождая рассказ фото и картинами....
Здоровьесбережение на уроках технологии
Здесь представлены здоровьесберегающие технологии на уроке....
«Психолого- педагогические технологии здоровьесбережения на уроках технологии»
Материал будет полезен учителям технологии....
Методическая разработка " здоровьесберегающие технологии и принципы здоровьесбережения на уроках технологии"
Необходимо для школы...
Статья о здоровьесбережению на уроках технологии
В статье говорится о комплексной работе по формированию оздоровительной культуры на уроках технологии и внеурочной деятельности. Предста лены основные принципы здоровьесберегающих технологий, и привед...