Классный час «Общение» для учащихся 5 класса.
классный час (5 класс)
Классный час «Общение» для учащихся 5 класса.
Кл.руководитель: Егунова И.В.
Цель: развитие коммуникативных компетенций пятиклассников.
Задачи:
- Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
- Научить навыкам позитивного общения учащихся.
- Формировать мотивацию построения позитивных
взаимоотношений.
- Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
другого человека.
- Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим
товарищам.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, рефлексия.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
- Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_egunova_i.a.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Общение» для учащихся 5 класса.
Кл.руководитель: Егунова И.В.
Цель: развитие коммуникативных компетенций пятиклассников.
Задачи:
- Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
- Научить навыкам позитивного общения учащихся.
- Формировать мотивацию построения позитивных
взаимоотношений.
- Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
другого человека.
- Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим
товарищам.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Методы: наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, рефлексия.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
- Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.
Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
- «здравствуйте, девочки»,
- «здравствуйте, мальчики»,
- «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
- «здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,
- «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
- «здравствуйте, все!»
Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Тема нашего занятия – «Общение».
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).
II. Основная часть.
Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
- Нужно прислушиваться к мнению других
- Надо уметь слушать и слышать.
- Нет смысла кричать.
- Должна быть согласованность в действиях.
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
Мне нужны 5 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые яблоки, выходит к нам сюда.
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту - от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).
Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?
- уметь внимательно слушать и слышать
- Нет смысла кричать.
- Должна быть согласованность в действиях.
- не перебивать
- умение задавать уточняющие вопросы
- Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения - способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
- С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
(Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).
- вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
- невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение, побледнение) и т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)
Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.
Профессия: повар, зубной врач, учитель.
Группа груши покажет при помощи пантомимы животных
Животные: заяц, медведь, собака.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)
Игра «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.
Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.
Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.
Подведение итогов.
- Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?
- Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда выходят зеленые груши. ( чел)
- Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
- Радость;
- Страх;
- Удивление;
- Неудовольствие;
- Грусть;
- Торжественно.
- Посмотрите, как смотрят:
- Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
- Папа после родительского собрания;
- Начальник на подчинённого.
- Улыбнитесь, как улыбаются:
- Очень вежливый японец;
- Собака своему хозяину;
- Кот на солнышке;
- Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
- Учитель, недовольный ответом ученика;
- Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
- Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)
Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
Ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
III. Заключение.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:
после нашего занятия настроение стало хорошим;
после нашего занятия настроение стало отличным;
те, кто:
познал секреты общения;
остался доволен нашим занятием;
а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю. На память от меня смайлы с секретами успешного общения!
Спасибо за работу и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психологии "Что такое общениее" для учащихся 5 классов
Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение"....
Классный час для 9-11 классов на тему Общение.
Тема: «Общение». Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на Земле – печальИ долговечней – царственное слово. ...
Классный час по культуре общения в 5 классе
Данный материал можно использовать на классном часе. Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как (“друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”;• Активизировать словарь по данной теме...
Классный час в 5 ″А″классе «Азбука общения»
Классный час в 5 ″А″классе «Азбука общения» Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами о...
Классный час по теме "Правила толерантного общения" для учащихся 8 класса
Данный классный час посвящен международному дню толерантности, содержит основные понятия толерантности....
Классный час."Общения. Правила общения"
для классных руководителей...
Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»
Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»...