О способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.
консультация

Прядко Виктория Геннадьевна

Статья поможет классному руководителю выработать стратегию воспитательной работы в классе, построить эффективную работу классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательный потенциал25.41 КБ

Предварительный просмотр:

О способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.

Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы. В работе классного руководителя есть важные нюансы, которые нужно учитывать. Например, учитывать уникальность каждого детского коллектива. Любой учитель-предметник знает и понимает, что одну и ту же тему урока невозможно совершенно одинаково преподавать в разных классах.

Компетентный педагог всегда корректирует учебный материал, подбирает задания в зависимости от специфики класса. В деятельности классного руководителя происходит то же самое: то, на что откликаются одни дети, может оставить равнодушными других. Здесь несколько причин: возраст, развитие классного коллектива, отношения в нем, и даже контингент родителей. Поэтому будьте внимательны в выборе приемов и форм работы.

        Нужно помнить и о том, что, как и родителей, одноклассников не выбирают. И здесь огромная роль нас, классных руководителей, в распределение социальных ролей в детском коллективе. Причем, эти роли будут тоже постоянно меняться.

        В педагогических учебных заведениях очень внимательно изучают стили классного руководства. Чаще всего выделяют три стиля — авторитарный, демократический, либеральный.

Увы, некоторые педагоги предпочитают авторитарный стиль, боясь ухудшения дисциплины в классе. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако, если мы говорим не только о дисциплине, но и о влиянии на развитие личности ребенка, на его ценностные ориентации, на его мировоззрение, то работа классного руководителя должна строиться отнюдь не на авторитарных принципах. А на демократических, доверительных.

Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка. Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников? Вот несколько простых правил:

- Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам.

-Не обещайте того, что не сможете выполнить наверняка (как часто в пылу вы произносите- «Больше я ни на какую экскурсию с вами не поеду» или «Больше мы с вами никуда не пойдем», а когда этого не произойдет, то ваши слова будут звучать пустыми)

 -Интересуйтесь какую музыку они слушают, в какие игры играют, какие у них интересы. Причем, делать это нужно искренне. Я уверенна, что наши интересы далеки от детских, но это позволит лучше понимать детей.

-Отстаивайте интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Вы в школе тот взрослый, который способен помочь разрешить конфликт со сверстниками и учителями. Вы владеете полной информацией о семье, родителях сложностях в семье и способны объективно подойти к разрешению ситуации.

-Умейте слышать ребенка. Найдите время выслушать то, с чем он к вам пришел, иначе, если вы «отмахнетесь» раз, другой, он больше к вам не придет и либо замкнется, либо найдет того, кто его выслушает.

Ребенку очень важно ощущать себя членом какой-то значимой для него общности, важно идентифицировать себя с ней, чувствовать свою принадлежность к ней. И если такой значимой общностью не становится школьный класс, где ребенок проводит большую часть школьного времени, то ею легко сможет стать компания с сомнительными увлечениями, предпочтениями и взглядами на жизнь. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем больше дружеского общения он будет получать, и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в антисоциальных группах. Превратить класс в настоящий коллектив – важная и сложная задача классного руководителя, а его формированию способствуют в первую очередь различные совместные дела.

Ими  могут быть:

  1. игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными    руководителями совместно со школьным психологом;
  2. внутриклассные коллективные творческие дела, задающие вектор жизни класса
  3. совместные праздники
  4. волонтерские акции
  5. однодневные и многодневные походы, поездки и экскурсии.

Давно известно: если хочешь узнать о человека все, сходи с ним в поход.  

Проводите с детьми не мероприятия (от слов «меры принять», пустые отчеты и фото), а воспитательные события (совместное бытие, сопереживание, совместная деятельность, рождающее новое не только для детей, но и для педагога, несущие огромное воспитательное значение.

Начните с себя. Помните: нельзя воспитать патриота, постоянно ругая страну и не испытывая гордости за свое Отечество, как можно требовать с детей быть вежливыми, при этом, приходя в школу не здороваться с коллегами и сотрудниками. Воспитатель сам должен быть воспитан. Как часто ребятам вы говорите простые слова- спасибо, пожалуйста, извини. Признаете ли вы свои ошибки, если они были допущены?

Педагог С.Л. Рубинштейн отмечал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать. Для отношений в классе это крайне важно. Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, педагогами и семьей. В идеале, взаимодействие учителей-

предметников и классного руководителя должно привести к согласованию их взглядов по  поводу целей воспитания, взаимоотношений с учениками и их родителями. Зачастую конфликт можно разрешить на стадии его «зарождения» без привлечения администрации школы, на уровне своего класса.

Как отмечал В.А. Караковский: «Если ребенку не повезло с семьей, то ему обязательно должно повезти со школой».

Постарайтесь сделать родителей своими союзниками. На первом родительском собрании обязательно расскажите о себе, образование, возраст, опыт работы, семейное положение. Во-первых это поможет избежать «догадок» в будущем, а во-вторых пусть они почувствуют, что вам можно доверять, а их ребенок попал в надежные руки. Постарайтесь убедить их, что вы тот человек, который способен помочь их ребенку справиться с трудностями и вы тот человек, к которому они в первую очередь должны идти с вопросами, а не жаловаться в управление образованием.

Максимально информируйте родителей о жизни класса и о достижениях детей, привлекайте их к процессу создания успеха.

Подводя итог, замечу, что классный руководитель имеет дело с постоянно развивающимися личностями своих детей. А потому он и сам должен постоянно развиваться, работать над совершенствованием самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни...

Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».

Представление опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области                                ...