Классный час в 7 классе Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам"
классный час (7 класс)
Подготовка к классному часу. Учащиеся готовят фотографии, рисунки, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей. Учащиеся могут также приготовить для своих гостей угощения к чаю. Оборудование: мультимедийная доска, фотографии, рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_budte_dobrymi_i_chelovechnymi_k_babushkam_i_dedushkam.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам"
Дата проведения: 29.09.2022
Цели:
- воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям;
- прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли обучающихся, были приняты сердцем и перешли в добрые, красивые поступки;
- учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
Задачи:
- показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения;
- развивать устную речь обучающихся;
- формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь;
- воспитывать трепетное отношение к семейным традициям;
- формировать навыки толерантного поведения.
Форма проведения:
Беседа.
Дискуссия.
Ход занятия:
Учитель:
Берегите старых людей…
Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л. Татьяничева)
Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, в соответствие с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании Постановления Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 года «О проблемах пожилых людей».
Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства.
Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.
Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.
(Звучит песня «А годы летят…»)
Слова: Долматовский Е.
Музыка: Фрадкин М.
Исполнитель: Владимир Трошин
А годы летят
Вот так и живём, не ждём тишины,
Мы юности нашей как прежде верны.
А сердце, как прежде, горит оттого,
Горит оттого,
Что дружба превыше всего.
А годы летят, наши годы как птицы летят,
И некогда нам оглянуться назад.
И радости встреч, и горечь разлук,
Мы всё испытали, товарищ и друг.
И там, где когда-то влюблёнными шли,
Влюблёнными шли,
Деревья теперь подросли.
А годы летят, наши годы как птицы летят,
И некогда нам оглянуться назад.
Не созданы мы для лёгких путей,
И эта повадка у наших детей.
Мы c ними уходим навстречу ветрам,
Навстречу ветрам,
Вовек не состариться нам.
А годы летят, наши годы как птицы летят,
И некогда нам оглянуться назад.
Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость».
(Давалось предварительное задание обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):
Ученик:
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
В этот период жизни люди, работающие по найму, как правило, имеют право прекращать работу и уходить на пенсию (в Российской Федерации женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет). Но имеется также некоторый процент работающих из общего числа пожилых людей.
Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека.
Преклонный возраст 65-75 для мужчин,55-75 для женщин
Старческий возраст — 75—90 для мужчин, 75—90 для женщин
Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью.
Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.
Ученик читает стихотворение:
ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
Старикам в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!
Учитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми.
Как часто вы видитесь, общаетесь с вашими бабушкой или дедушкой?
Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать? Чем заниматься?
Какую радость вы им доставляете?
А как вы понимаете выражение: «Много ума в бороде»?
А знаете ли вы их любимые песни?
(Ответы детей)
Учитель:
У стариков уже силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей.
Без которых не было б нас!
Не всегда мы внимательны даже к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в жизненных ситуациях. Внуки, вроде бы, и любят стариков, но позволяют себе пренебрежительное отношение к ним, могут перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги. А что делать старикам? Смиряться, терпеть и прощать. Сколько трагедий происходит из-за равнодушия и черствости детей и внуков к своим престарелым родителям, дедушкам и бабушкам.
Вот, например, такая история произошла в городе Жуковском Московской области.
Чтение статьи «Равнодушие»
Саша Горин-ученик 11 класса, единственный сын у мамы, которая воспитывает его одна. И вот недавно мама привезла из деревни больного старика отца. Нельзя сказать, чтобы внук обрадовался этому, но дед оказался тихим и незаметным. Он почти не выходил из своей комнаты. Деда именно Саша приучил знать свое место и не соваться в Сашину комнату.
Поначалу тот, бывало, пробовал заговорить с внуком, погружался в воспоминания. Но кому интересны его старческие побасенки! Как-то однажды к Саше пришел в гости одноклассник Гена Вихрев. Юноши ушли в Сашину комнату и громко включили музыку. Но вдруг за стенкой раздался слабый хриплый старческий кашель.
-Кто это там? - спросил Гена
-Дед мой, не обращай внимания, он сюда не войдет - ответил Саша.
-А дедушке разве шум не мешает?- снова спросил Гена
-Нет, он уже привык.
-Знаешь, выключи,- смущенно попросила Гена.
Саша выключил музыку и Гена спросил у него: «А твой дед воевал на войне?». В это время дверь открывается и в щель просовывается худой сгорбленный человечек. Гена с ним почтительно поздоровался. Дед только успел сказать: «Здравствуйте, молодой человек!» - и тут же начал кашлять и задыхаться.
«Тебе чего, дед?» - недовольно спросил Саша. Дед прокашлялся и, вытирая слезы на глазах, ответил: «Да нет, внучок, ничего. Я только хотел...»
Саша раздраженно прервал его: «А раз ничего, так иди к себе. Сгинь и не мешай нам».
«Уйду, уйду,- жалко бормочет старик, - извини внучек» Гена недоуменно спрашивает: «Чего это ты с ним так? А может, ему нужно было лекарство или доктора вызвать?»
Саша беззаботно отмахивался: «Да брось ты! А то начнет свои байки про войну рассказывать - не переслушаешь!»
- Он что, воевал? - спрашивает Гена.
- Кажется, не знаю точно, - ответил Саша.
Гена собирается домой, Саша проводил его до двери. И тут он вспоминает, что ему нужно писать сочинение на тему «Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне».
И тут Сашу осенило: «А ведь дед, наверно, что-нибудь да вспомнит». Честно говоря, Саше совсем не улыбалось идти к старику, слушать его слабый голос. Открыв дверь в комнату деда, Саша тихо спросил: «Дед, я к тебе, можно?». Ответа он не услышал. Старик лежал на кровати в какой-то странной позе, откинув голову. Открытые глаза неподвижно смотрят в потолок. И Саша с ужасом понимаем, что дед умер. А ведь он только что ходил, кашлял, извинялся. Почему же дед умер?
Вероятно, старику было плохо с сердцем, а Саша даже не стал его слушать, а попросту выгнал. И никогда, никогда теперь не узнать, что и как случилось, и никогда и ничем не загладить эту вину.
Вот таким печальным образом закончилось Сашино равнодушие к родному человеку. Достаточно было просто выслушать деда и вызвать «Скорую медицинскую помощь».
Беседа по вопросам:
1.Как можно озаглавить эту статью?
2.Автор назвал статью «Равнодушие». Как вы думаете, почему?
3.Какой внук у дедушки?
4.Каково ваше отношение к Саше?
5.Почему он вам не понравился?
6.Скажите, Саша - мальчик добрый?
7.Чем он обидел дедушку?
8.Как вы думаете, понял ли Саша, что он в какой-то мере виноват в смерти дедушки?
Учитель:
Помилуй, Боже, стариков
Всю жизнь работали их руки!
Истоптано немало башмаков
Но близок с ними час разлуки!
И вот в это-то оставшееся до вечной разлуки со старыми людьми время мы должны проявлять к ним заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, сопереживании, и добром отношении. А как тяжела старость, когда человек одинок.
Ученики читают стихотворение «Не обижайте стариков».
Не обижайте стариков.
Пусть эта истина банальна,
Их молодость прошла уже,
А старость - это постоянно.
Они за прожитую жизнь
Порой не очень сыто ели,
Работали и день, и ночь,
Хотели все стране помочь,
А отдавали ей здоровье.
Не обижайте стариков.
Не будьте к ним вы равнодушны.
Ведь им не очень много нужно.
Помыть полы, помочь рублём,
А может просто их послушать.
Поговорить, попить чайку
И расцветут тогда их души.
Не обижайте стариков.
Они обидчивы, как дети.
Ребячьи слёзы пустяки
Их тут же дети забывают
Но если плачут старики,
Как гвозди в душу забивают.
Не обижайте стариков.
И не гневите Бога.
Ведь к старости мы все придём,
У нас одна у всех дорога.
Учитель:
Именно этими словами – не обижайте стариков – мне бы хотелось закончить наш классный час.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, расскажите, пожалуйста, о своём эмоциональном состоянии по ходу классного часа и в конце его, что вы чувствовали?
- Что нового вы узнали, чему научились?
- Как вы оцениваете своё участие в нашем сегодняшнем классном часе?
Учитель:
-Я очень надеюсь и верю в то, что наш классный час помог вам увидеть закат человеческой жизни по-новому. Я верю, что вы пересмотрите своё отношение к людям преклонного возраста, никогда не пожалеете своих сил и времени, чтобы облегчить жизнь пожилого человека. Берегите близких и относитесь уважительно к старикам. Они заслужили наше почтение и уважение.
-Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, давшие жизнь нашим родителям, вынесшие на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстоявшие в них.
-Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям. Давайте будем милосердны к старости!!!
Список литературы:
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы.- М.: Вако, 2011.
- Коломейская Д. и др.; под ред. Б.П. Битинаса.- М.: Фонд духовного и нравственного образования: 1999.
- Интернет - ресурсы:
- nsportal.ru
- festival.1september.ru
- pedportal.net
- multiurok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе
Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....
Классный час в 7 классе "Будьте добрыми и человечными"
Материал классного часа воспитывает у учащихся доброту, человечность, любовь к природе, " братьям нашим меньшим"....
Классный час. Тема. Будьте добрыми и человечными.
В работе приводится конспект классного часа по теме "Будьте добрыми и человечными" Рекомендуется провести в 5-6классах....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Сценарий проведения классного часа для детей шестого класса....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Классный час в 5 классе. Материал содержит конспект занятия, презентацию, раздаточные карточки....
Классный час "Будьте добрыми и человечными"
Классный час...
Классный час на тему "Будьте добрыми и человечными"
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает ...