Классный час в 7 классе Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам"
классный час (7 класс)

Черняева Ирина Геннадьевна

Подготовка к классному часу. Учащиеся готовят фотографии, рисунки, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей. Учащиеся могут также приготовить для своих гостей угощения к чаю. Оборудование: мультимедийная доска, фотографии, рисунки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам"


Дата проведения: 29.09.2022

Цели:

  • воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
  • добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли обучающихся, были приняты сердцем и перешли в добрые, красивые поступки;
  • учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

Задачи:

  • показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения;
  • развивать устную речь обучающихся;
  • формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь;
  • воспитывать трепетное отношение к семейным традициям;
  • формировать навыки толерантного поведения.

Форма проведения:

Беседа.

Дискуссия.

Ход занятия:

Учитель: 

Берегите старых людей… 
Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л. Татьяничева)

Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, в соответствие с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании Постановления Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 года «О проблемах пожилых людей».                                                                  

Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.

Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства.

Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.

Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.

(Звучит песня «А годы летят…»)

Слова: Долматовский Е.

Музыка: Фрадкин М.

Исполнитель: Владимир Трошин

А годы летят

Вот так и живём, не ждём тишины,

Мы юности нашей как прежде верны.

А сердце, как прежде, горит оттого,

Горит оттого,

Что дружба превыше всего.

А годы летят, наши годы как птицы летят,

И некогда нам оглянуться назад.

И радости встреч, и горечь разлук,

Мы всё испытали, товарищ и друг.

И там, где когда-то влюблёнными шли,

Влюблёнными шли,

Деревья теперь подросли.

А годы летят, наши годы как птицы летят,

И некогда нам оглянуться назад.

Не созданы мы для лёгких путей,

И эта повадка у наших детей.

Мы c ними уходим навстречу ветрам,

Навстречу ветрам,

Вовек не состариться нам.

А годы летят, наши годы как птицы летят,

И некогда нам оглянуться назад.

Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость».    

               

(Давалось предварительное задание обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):

Ученик:

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

В этот период жизни люди, работающие по найму, как правило, имеют право прекращать работу и уходить на пенсию (в Российской Федерации женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет). Но имеется также некоторый процент работающих из общего числа пожилых людей.

Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека.

Преклонный возраст 65-75 для мужчин,55-75 для женщин

Старческий возраст — 75—90 для мужчин, 75—90 для женщин

Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью.

Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.

Ученик читает стихотворение:

ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Теплый день осенний
Солнцем позолочен,
Радостной работой 
Ветер озабочен.
Кружит листопадом
Осени в усладу,
Седину ласкает
Старикам в награду.
В этот день октябрьский
По веленью века
Чествует природа
Пожилого человека!

Учитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми.

Как часто вы видитесь, общаетесь с вашими бабушкой или дедушкой?

Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать? Чем заниматься?

Какую радость вы им доставляете?

А как вы понимаете выражение: «Много ума в бороде»?

А знаете ли вы их любимые песни?

(Ответы детей)

Учитель:

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б  нас!

Не всегда мы внимательны даже к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в жизненных ситуациях. Внуки, вроде бы, и любят стариков, но позволяют себе пренебрежительное отношение к ним, могут перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги. А что делать старикам? Смиряться, терпеть и прощать. Сколько трагедий происходит из-за равнодушия и черствости детей и внуков к своим престарелым родителям, дедушкам и бабушкам.

Вот, например, такая история произошла в городе Жуковском Московской области.

Чтение статьи «Равнодушие»

    Саша Горин-ученик 11 класса, единственный сын у мамы, которая       воспитывает его одна. И вот недавно мама привезла из деревни больного старика отца. Нельзя сказать, чтобы внук обрадовался этому, но дед оказался тихим и незаметным. Он почти не выходил из своей комнаты. Деда именно Саша приучил знать свое место и не соваться в Сашину комнату.

Поначалу тот, бывало, пробовал заговорить с внуком, погружался в воспоминания. Но кому интересны его старческие побасенки! Как-то однажды к Саше пришел в гости одноклассник Гена Вихрев. Юноши ушли в Сашину комнату и громко включили музыку. Но вдруг за стенкой раздался слабый хриплый старческий кашель.

-Кто это там? - спросил Гена

-Дед мой, не обращай внимания, он сюда не войдет - ответил Саша.

-А дедушке разве шум не мешает?-     снова спросил Гена

-Нет, он уже привык.

-Знаешь, выключи,- смущенно попросила Гена.

Саша выключил музыку и Гена спросил у него: «А твой дед воевал на войне?». В это время дверь открывается и в щель просовывается худой сгорбленный человечек. Гена с ним почтительно поздоровался. Дед только успел сказать: «Здравствуйте, молодой человек!» - и тут же начал кашлять и задыхаться.

«Тебе чего, дед?» - недовольно спросил Саша. Дед прокашлялся и, вытирая слезы на глазах, ответил: «Да нет, внучок, ничего. Я только хотел...»

Саша раздраженно прервал его: «А раз ничего, так иди к себе. Сгинь и не мешай нам».

«Уйду, уйду,- жалко бормочет старик, - извини внучек» Гена недоуменно спрашивает: «Чего это ты с ним так? А может, ему нужно было лекарство или доктора вызвать?»

Саша беззаботно отмахивался: «Да брось ты! А то начнет свои байки про        войну рассказывать - не переслушаешь!»

- Он что, воевал? - спрашивает Гена.

- Кажется, не знаю точно, - ответил Саша.

Гена собирается домой, Саша проводил его до двери. И тут он вспоминает, что ему нужно писать сочинение на тему «Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне».

И тут Сашу осенило: «А ведь дед, наверно, что-нибудь да вспомнит». Честно говоря,   Саше   совсем   не  улыбалось   идти   к  старику,   слушать  его  слабый голос.  Открыв дверь в комнату деда, Саша тихо спросил: «Дед, я к тебе, можно?». Ответа он не услышал. Старик лежал на кровати в какой-то странной позе, откинув голову. Открытые глаза неподвижно смотрят в потолок. И Саша с ужасом понимаем, что дед умер. А ведь он только что ходил, кашлял, извинялся. Почему же дед умер?

Вероятно, старику было плохо с сердцем, а Саша даже не стал его слушать, а попросту выгнал. И никогда, никогда теперь не узнать, что и как случилось, и никогда и ничем не загладить эту вину.

Вот таким печальным   образом   закончилось   Сашино   равнодушие   к   родному человеку. Достаточно   было   просто   выслушать   деда   и   вызвать «Скорую медицинскую помощь».

Беседа по вопросам:

1.Как можно озаглавить эту статью?

2.Автор назвал статью «Равнодушие». Как вы думаете, почему?

3.Какой внук у дедушки?

4.Каково ваше отношение к Саше?

5.Почему он вам не понравился?

6.Скажите, Саша - мальчик добрый?

7.Чем он обидел дедушку?

8.Как вы думаете, понял ли Саша, что он в какой-то мере виноват в смерти дедушки?

Учитель:

Помилуй, Боже, стариков

Всю жизнь работали их руки!

Истоптано немало башмаков

Но близок с ними час разлуки!

И вот в это-то оставшееся до вечной разлуки со старыми людьми время мы должны проявлять к ним заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, сопереживании, и добром отношении. А как тяжела старость, когда человек одинок.

Ученики читают стихотворение «Не обижайте стариков».

Не обижайте стариков.           

Пусть эта истина банальна,             

Их молодость прошла уже,

А старость - это постоянно.

Они за прожитую жизнь

Порой не очень сыто ели,

Работали и день, и ночь,

Хотели все стране помочь,

А отдавали ей здоровье.

Не обижайте стариков.

Не будьте к ним вы равнодушны.

Ведь им не очень много нужно.

Помыть полы, помочь рублём,

А может просто их послушать.

Поговорить, попить чайку

И расцветут тогда их души.

Не обижайте стариков.

Они обидчивы, как дети.

Ребячьи слёзы пустяки

Их тут же дети забывают

Но если плачут старики,

Как гвозди в душу забивают.

Не обижайте стариков.

И не гневите Бога.

Ведь к старости мы все придём,

У нас одна у всех дорога.

Учитель: 

Именно этими словами – не обижайте стариков – мне бы хотелось закончить наш классный час.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, расскажите, пожалуйста, о своём эмоциональном состоянии по ходу классного часа и в конце его, что вы чувствовали?

Что нового вы узнали, чему научились?

- Как вы оцениваете своё участие в нашем сегодняшнем классном часе?

Учитель: 

-Я очень надеюсь и верю в то, что  наш классный час помог вам увидеть закат человеческой жизни по-новому. Я верю, что вы пересмотрите своё отношение к людям преклонного возраста, никогда не пожалеете своих сил и времени, чтобы облегчить жизнь пожилого человека. Берегите близких и относитесь уважительно к старикам. Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение.  

-Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, давшие жизнь нашим родителям, вынесшие на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстоявшие в них.

-Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. День пожилых людей дает нам возможность остановиться, оглянуться вокруг себя и подумать, что старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям. Давайте будем милосердны к старости!!!

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы.- М.: Вако, 2011.
  2. Коломейская Д. и др.; под ред. Б.П. Битинаса.- М.: Фонд духовного и нравственного образования: 1999.
  3. Интернет - ресурсы:
  • nsportal.ru
  • festival.1september.ru
  • pedportal.net
  • multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе

Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....

Классный час в 7 классе "Будьте добрыми и человечными"

Материал классного часа воспитывает у учащихся доброту, человечность, любовь к природе, " братьям нашим меньшим"....

Классный час. Тема. Будьте добрыми и человечными.

В работе приводится конспект классного часа по теме "Будьте добрыми и человечными" Рекомендуется провести в 5-6классах....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Сценарий проведения классного часа для детей шестого класса....

Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Классный час в 5 классе. Материал содержит конспект занятия, презентацию, раздаточные карточки....

Классный час на тему "Будьте добрыми и человечными"

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает ...