РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Я выбираю будущее»
классный час (11 класс)

Мамедова Тамила Бабаевна

классный час ориентирован на создание условий для формирования чувства ответственности через осознание " я делаю свою жизнь сам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx199.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  N11

РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«Я выбираю будущее»

http://ikso.org/uploaded/images/gallery/2018-08-23_11-32-10_7312841.jpg

Классный руководитель

11 «А» класса

 Мамедова Т.Б.

Я выбираю будущее

Цели:

создание условий для формирования чувства ответственности через осознание “я делаю свою жизнь сам”;

формирование чувства самодостаточности и стремления к самосовершенствованию;

формирование творческого самовыражения учащихся;

развитие умения публичного выступления.

Слайд 1

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Слайд 2 Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя нашим гостям только с хорошей стороны.

Еще раз здравствуйте!

Слайд 3

Название темы нашего часа общения состоит из трёх слов. Тему вы узнаете не сразу, а постепенно угадаете. Каждое слово будет отражать не только содержание, но и цель нашего мероприятия. Итак, начнём: первое слово в теме «Я» Кто будет сегодня главным действующим лицом? (Каждый из вас). Слайд 4  Обратимся к вашему «Я».

а) Упражнение 1

Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный.  Первый ряд хвалит себя, а второй ряд своего соседа.

Вывод: Как приятно находиться в одной компании с такими умными, скромными,   …….взрослыми людьми. Не забывайте о своих достоинствах никогда, ведь они известны не только вам, они прекрасно видны окружающим. - Ребята, сложное ли это задание было для вас? Что было легче: говорить о себе, или о соседе?

- Мы, сейчас посмотрели на себя с точки зрения себя самого и своего соседа. Оказывается, что мнение самого себя, и мнение окружающих не всегда сходятся. Существует такое понятие как

Слайд 5

-Я – КОНЦЕПЦИЯ. Я - концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Она формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Учитель: в жизни нам часто приходится делать выбор и  следующее слово в названии темы

 Слайд 6

 «ВЫБИРАЮ». Приведите примеры ситуаций, когда приходится делать выбор. Пусть эти ситуации отражают разные стороны нашей жизни (покупки в магазине, на рынке, выбор друзей, увлечений и т.д.).

Учитель: 

 Оказывается, выбор приходится делать всегда, но выбор бывает разный: легкий или простой, который можно делать практически не задумываясь и очень важный, непростой, который нужно серьезно обдумывать.

Ребята послушайте, пожалуйста, притчу.

Текла по земле река. С горы спустилась, через лес прожурчала, через луг проскользнула, степь прорезала, до пустыни добралась. Тут и задумалась: как ей перебраться через горячую пустыню? Спрашивает она у солнца:

— Ты с высоты светишь, все видишь. Смогу ли я пустыню преодолеть?

— Не сможешь. Высохнешь. Я всю пустыню своим жаром сожгло — и тебя спалю. Пустыня для реки — смерть.

Спрашивает река у ветра:

— Ты быстр, летаешь, где хочешь. Всё видел, всё знаешь. Скажи, удалось ли хоть одной реке через пустыню перебраться?

— Видел я в пустыне русла пересохшие, — отвечает ветер. — Ни одна река не смогла пустыню пересечь. Пустыня для реки — смерть.

Задумалась река. И тут подползает к ней чёрная змея:

— Знаю, — шипит, — как твоё желание исполнить. — Умри — и переберёшься через пустыню. Позволь мне яду своего в тебя пустить. Станет твоя вода отравленной, ни солнце, ни ветер к ней не притронутся. Так и дотекут мёртвые воды до другого конца пустыни.

Но река решила:

— Если суждено мне умереть — умру лучше от лучей светлого солнца, чем от яда чёрной змеи.

И, сделав свой выбор, стала таять река под лучами солнца, превращаясь в белое облако. А как растаяла, ветер перенёс её на другой край пустыни, где пролилось облако дождём. Дождевые воды соединились в поток, и потекла река дальше. Оказывается, всё дело в выборе…

Как вы считаете, ребята, правильный ли выбор сделала река? (ответы учеников)

Говоря о выборе нельзя не вспомнить слова Омара Хайяма

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

б) Распределение учащихся по группам

Учитель: Сейчас вам предстоит тоже сделать выбор, он не будет сложным. Выглядеть он будет в виде психологического теста.

Выберите любую, понравившуюся вам, фигурку (треугольник, квадрат, круг). Теперь приглашаем вас занять место в своей группе: те, кто выбрал квадраты, приглашаются в группу «Трудяги», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».

 (Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)

Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках. Каждый из вас не случайно взял ту или иную картинку. Вы выбрали фигуру в соответствии с вашим внутренним миром. И снова, ребята мы обращаемся к понятию Я-КОНЦЕПЦИЯ, только теперь посмотрели на себя со стороны психологии.

А поможет нам расшифровать, что же обозначают ваши фигуры педогог – психолог .

Итак, круг– символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе;

квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации;

треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру;

Учитель: В нашей теме осталось ещё одно слово. Какие у вас предположения по поводу последнего слова?

Слайд 9                        

Это слово «будущее».         А что такое будущее? (Возможные ответы учащихся: «То, что следует за настоящим; то, что будет…»)Как говорил индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании Махатма Ганди «Будущее зависит от того, что мы делаем сегодня в настоящем».

Представим, что будущее –это корабль, но он пока без парусов. Пассажирами станут существительные, которые и определяют, на ваш взгляд, будущее любого человека, например, будущее – это карьера и т.д. Запишите эти существительные на листах, которые и будут парусами нашего корабля.  Будущее это: карьера, здоровье, работа, профессия, семья, нанотехнологии.

(На это задание отводится 2 минуты)

Вывод:

Учитель: (Представители каждой группы зачитывают свой набор существительных, определяющих будущее, и присоединяют вагон к голове поезда). Будущее каждого человека складывается также,  как и паруса нашего корабля, из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на одном из них, без которого невозможно представить будущее любого человека: профессия.

А теперь давайте немного поиграем. «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

РВАЧ—В (медицинский работник) – врач.

СОПЛО—П (дипломатический представитель) – посол.

МАРЛЯ—М( «разноцветный» рабочий) – маляр.

ВОДОСТОК—С (животноводческая профессия) – скотовод.

ТЕРКА—А (театральная и кинематографическая профессия) – актер.

КРЕДИТОР—Д (руководитель предприятия) – директор.

АВДОТКА –А (юридическая профессия) – адвокат.

ТРАВИНКА—А (продавец старины) – антиквар.

СТАРИНА-С (младший медицинский рабочий) – санитар.

Слайд 11

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Будущее каждого человека складывается из множества составляющих. Определить, какие из них более главные, какие менее, достаточно сложно. Сегодня мы остановимся лишь на трёх составляющих, без которых невозможно представить будущее любого человека: здоровье, семья, профессия(вывешивается на доске).

  1. Моё будущее – здоровье

Самое ценное, что есть у человека, – это жизнь, а самое ценное в жизни – это, конечно, здоровье. В словаре даётся такое определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

  1. Моё будущее – семья

Мы определили, что будущее – это и семья.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Слайд 12

Портрет семьи 

Попробуем представить, вашу будущую семью. Перед каждой группой будет стоять своя задача: представить портрет главы семьи (мужа), жены, ребёнка, традиции вашей семьи.

-А теперь в ваших группах следует сделать выбор: определите, кто будет представлять ваше задание.

(Группы представляют, как выглядит будущая семья).

  1. Моё будущее – профессия

Конечно, будущее невозможно представить без какой-либо профессиональной деятельности.

Выбор профессии - эта тема очень важна, так как скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Из огромного множества профессий вам нужно выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии и о серьезности своего выбора.

«Выбор профессии — дело серьезное».

  1. Особенности ошибок в выборе профессии

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

а) Анализ ситуаций, выполнение заданий

У вас на столах лежат карточки с разными ситуациями. Давайте их разберем и порассуждаем о правильности выбора.

Карточка 1

Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В то время, она по характеру довольно замкнутая, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли девушка стать хорошим учителем?

Карточка 2

Юноша 17 лет. Выбрал профессию следователя и собирается поступать в среднюю школу милиции по совету друга, который хочет работать в милиции. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимается в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя для этого юноши?

Карточка 3

Девушке очень нравится рисовать, особенно придумывать разные стили одежды. Подруги восхищаются ее работами. Говорят, что у нее хороший вкус.

Рядом с населенным пунктом, где проживает девушка, находится колледж, в который она собралась поступать по специальности учитель ИЗО. Других специальностей, связанных с учетом ее интересов, в пределах региона нет. Правильно ли поступает выпускница?

Карточка 4

Витя давно увлекается техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел хорошие и отличные оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания девятого класса его лучший друг уговорил Витю поступать в ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил вместе с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?

б) Типичные ошибки при выборе профессии

1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.

2.Предубеждения в отношении престижности профессии.

1. Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.

2.Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

1, Отождествление учебного предмета с профессией.

2. Перенос своего отношения к человеку на профессию.

3. Выбор профессии «за компанию».

4. Неумение определить пути получения профессии.

Слайд 13-14

Отправляемся дальше. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Слайд 15

 «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?

(Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии?

ПРИМЕР

Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Слайд 36-37

Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Предлагаю вам разбиться по 4 человека. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, наклейте их так, чтобы получился человечек, состоящий из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Время выполнения - 30 с.

(Дети наклеивают фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Слайд 38-39

Заключение

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк: 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное); 2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка - синоним ключевого слова (существительное) Составьте синквейн

Пример:  Врач ласковый, знающий выслушает, вылечит, посоветует У хорошего врача лекарство не в аптеке, а в его собственной голове. Призвание!

За 1 -2 минуты составьте синквейн к одной из профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар

Слайд 40

Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня на занятии:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Заставило задуматься…

Вывод:

Порой в жизни нам кажется, что окружающие нас люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. И помните – только Вы выбираете свое будущее!

На память о нашей теплой встрече позвольте подарить вам эти открытки-памятки  (каждому учащемуся раздаются рекомендации по выбору профессии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в 11 классе «Я выбираю жизнь»

Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всём мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Целью  классного часа является воспитание бережного отношения к самому се...

Методическая разработка классного часа на тему: «Я выбираю профессию» 8 КЛАСС

Классный час проводился после профориентационной экскурсии.Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение ...

Разработка классного часа "Мы выбираем ЗОЖ"

Данная работа разработана для проведения классного часа на тему  "Мы выбираем ЗОЖ"...

Методическая разработка классного часа "Я выбираю спорт"

Спорт- это здоровье, победа, удачи.Всегда заниматься ! А как же иначе!Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.Ни шагу на месте: все только вперед. Цель: вовлекать детей в систематическое заняти...

Методическая разработка классного часа " Музыка, которую мы выбираем"

В современном мире существует много угроз, но самая страшная, это нарушение мирного равновесия, это война. В ней не бывает абсолютных победителей. Поэтому просто необходимо стремиться сохранять мир на...

Методическая разработка классного часа по теме: « Я выбираю здоровый образ жизни!»

Методическая разработка классного часа по теме:                   « Я выбираю здоровый образ жизни!&raqu...

Методическая разработка классного часа «Я выбираю жизнь!»

Пояснительная записка          Наркомании – самая страшная вредная привычка. Ей, как правило, предшествуют курение, употребление алкоголя. Все эти вр...