Классный час по теме «Давайте жить дружно»
классный час (5 класс)

Сигова Алия Рамилевна

Для успешной жизнедеятельности классного коллектива очень важно, чтобы в коллективе существовали  всеми принятые «правила общежития», правила   групповой работы.  Хорошо если эти правила будут разработаны совместно.

На первом этапе занятия, «для разогрева» можно провести несколько  упражнений на «сближение» и снятия напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_davayte_zhit_druzhno.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск

«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Классный час

Тема: «Давайте жить дружно»

Автор:

учитель информатики и математики

Сигова Алия Рамилевна

г. Саяногорск, 2022


Для успешной жизнедеятельности классного коллектива очень важно, чтобы в коллективе существовали  всеми принятые «правила общежития», правила   групповой работы.  Хорошо если эти правила будут разработаны совместно.

На первом этапе занятия, «для разогрева» можно провести несколько  упражнений на «сближение» и снятия напряжения.

 «Рука к руке». Играет нечетное количество игроков. Нужно поменяться парой по команде водящего:

  • найти пару по цвету глаз
  • по дню рождения
  • по высоте и др.

И встать – «ухо к уху»

                - бок о бок

                - нога к ноге и др.  

 «Созвучие». Двое членов группы, встав спиной, друг к другу, по сигналу руководителя удаляются в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-либо сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

«Волшебное слово». Вся группа встает тесным кольцом крепко взявшись за руки. Один из участников встает в центр. Он должен найти какие-то слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и выпустил его из круга (за определенное время).

«Лучшее качество». Один из участников группы садится в его центр и все говорят по 1-2 лучших его качества (поступков за сегодня).

На втором этапе ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов все участники будут связаны между собой. Педагог отвечает что вот так «связаны» между собой все люди – связаны деятельностью событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться.

Педагог предлагает потянуть нить каждому на себя (или просит игроков переместится с места на место). Нить натягивается и рвется, если участники не договорятся между собой, кто куда будет двигаться. Педагог подводит участников к мысли, что для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные  правила. И предлагает принять правила работы в группе – так как многие вопросы и задания в программе на занятиях придется обсуждать в группе. Педагог предлагает ребятам самим выработать эти правила - правила обсуждения проблемы и работы в группе. Правила  можно оформить и записать в  виде знаков – сигналов( предупреждающих, запрещающих, разрешающих)  и развесить их  на информационном стенде в классе.

Другой вариант  выработки общих правил может быть таким..

В стартовой части занятия (или накануне) педагог формирует проблемную ситуацию и предлагает представить себе, что все дети становятся участниками игры, подобной «Последний герой», высаживаются на необитаемый остров, каждый, имея при себе одну вещь (дети называют, что они возьмут с собой и почему). Но в нашей игре в отличие от последнего героя стоит другая задача- «Выжить всем». И если сначала все могли устроиться, кто как-то очень быстро станет ясно, что нужно объединяться для общей жизни и деятельности. Даже на примере телеигры (можно показать её куски в записи и проанализировать) быстро договориться, распределить обязанности очень не легко. Нужны правила, принятые всеми – только тогда можно договориться, иначе будем жить как в слепую. Педагог предлагает обсудить, нет ли проблем «Последнего героя» в классе, всегда ли удается быстро договориться. Идет обсуждение – анализ. Почему это происходит и что сделать чтобы изменить ситуацию. Неизбежно возникает мысль о том, что и в классе нужны общие правила.

Педагог предлагает обсудить (по группам), какие моменты жизни класса требуют таких правил.

 Дальнейшая работа может быть организованна в логике 2 приемов:

1)  мозговой штурм

2) «развивающаяся кооперация» (С. Поляков)

В первом варианте: получив задание, 3 группы в 5-6 человек разрабатывают предложения и выносят их от имени группы на общее обсуждение. Все предложения принимаются (педагог отслеживает лишь «повторяемость» их в группе), тщательно записываются на доске или ватмане. Затем общим обсуждением выбираются и принимаются наиболее значимые и важные для всех 5-6 правил по каждому пункту.

Вариантом работы может быть «вертушка идей». Тогда свои идеи и предложения каждая группа записывает на большом ватмане (их 3-4 по количеству групп). Затем по сигналу ведущего ватман передается соседней группе и идеи «дописываются» в соответствующем ватмане (каждый ватман содержит вопрос по 1 разделу конституции).

Во втором варианте «развивающаяся кооперация» первоначальные предложения составляются индивидуально, затем они обсуждаются в парах (выбираются оптимальные 5-6), потом парные обсуждаются и по итогам роли в группе правила работы в группе раптируются в четверках (и вновь 5-6 лучших), затем работают группы по 8 человек (и снова отбор лучших). Затем все «оставшиеся» предложения вносятся в общий список, обсуждаются и принимаются (голосованием, «мягким раптированием», оценкой и др.).

Утвержденные правила могут быть уточнены (как после индивидуального анализа, так и в результате общего обсуждения и корректировки).

Для педагога очень важно, чтобы среди  предложенных детьми правил были и правила  «групповой дискуссии»- ведь это основа  тренинговой работы и залог успеха многих дел в классе). Педагог может сам предложить их детям, если они не буду выдвинуты.

Памятка «10 правил работы в группе»

  1. уважение к говорящему (слушай внимательно не перебивай, когда один говорит – остальные слушают)
  2. активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех)
  3. критикуя, не обижай, а предлагай лучшее
  4. говори сначала о хорошем, а потом критикуй
  5. говори точно и только по делу, не повторяясь.
  6. говори от себя – «Я думаю, я считаю…»
  7. умей видеть и отметить хорошее в каждом
  8. откровенность и искренность приветствуется и не критикуется
  9. доброжелательность в высказываниях обязательна
  10. цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше.

На следующих занятиях можно устроить обсуждение этих правил.

Первое время педагогу придется тратить специальные усилия на то, чтобы правила были действительно понятны и приняты в группе.

В конце занятия короткая игра – рефлексия: дети встают в круг. Ведущий поворачивается к стоящему справа игроку и рассказывает ему «тихонько» что он узнал нового для себя, что открыл в себе. Затем он переходит ко второму, к третьему, а первый начинает говорить со вторым и так по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Давайте жить дружно!"

В материалах представлены конспект и презентация к классному часу для 6 класса "Давайте дить дружно!", посвященному взаимоотношениям родителе и подростков. На классный час приглашаются родители. Цели:...

классный час "Давайте жить дружно"

Классный час посвященый проблеме воспитания толерантности учащихся.«Давайте жить дружно!»-воспитание толерантности....

Классный час в 7 классе. Тема: "Давайте жить дружно"

Цель классного часа: углубить представление подростков о дружбе.Задачи: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, ...

Сценарий классного часа "Ребята, давайте жить дружно!"

Сценарий классного часа по теме "Ребята, давайте жить дружно!" в 5 классе....

Классный час в 4 классе на тему " Ребята, давайте жить дружно!"

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива. Задачи:1)   воспитание чувства уважения друг к другу;2)   улучшение взаимоотнош...

Методическая разработка занятия на тему "Давайте жить дружно"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....