Программа элективного курса по внеурочной деятельности «Культура здоровья»
рабочая программа (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р
- Авторской программы О.Ф.Жукова «Культура здоровья» 2011г.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Дети 13-15 лет наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам профилактики заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса, 1 час в неделю, всего 34 ч.
Планируемые результаты.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на занятии.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.
2. Слушать и быть внимательным к другим.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Результаты
Оздоровительные результаты программы:
- Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы учета планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к ценностям здоровьесбережения;
- нравственной мотивации.
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах,
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин, в том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе на неделе здоровья;
- оформление выставки рисунков, сочинений, фотографий «Мы – за здоровое питание»
Содержание программы.
1. Введение. Культура здоровья. (6 ч.)
Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания. Средства личной гигиены. Основные правила противопожарной безопасности. Профилактика ожогов и обморожений.
2. Физическая активность (7 ч.)
История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.
3. Питание (10 ч.)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Жиры, белки и углеводы - что важнее? Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием. Пищевые добавки в нашей жизни. Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Мое любимое блюдо».
4. Режим дня (6ч.)
Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день». Неправильный режим дня и его последствия. Режим дня в разное время года
5. Гигиена (5 ч.)
Викторина по правилам личной гигиены. Вредные привычки. Исследование «Самая полезная зубная паста»
Тематическое планирование
№ п/п |
|
|
| Введение. Культура здоровья. |
|
| Физическая активность |
|
| Питание |
|
| Режим дня |
|
|
|
|
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
1. Введение. Культура здоровья. | 6 | Личностные | Предметные | Метапредметные | ||
1 | Здоровье человека Первичный инструктаж о правилах работы на занятиях | 1 | формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания; объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства; объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок; объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; развитие экологического мышления учащихся. | знать: предмет изучения культуры здоровья; правила укрепления здоровья, о средствах гигиены; правила безопасности | умение использовать дополнительные источники информации при решении учебных задач; работать с текстами (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества. | |
2 | Охрана и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей | 1 | ||||
3 | Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания | 1 | ||||
4 | Средства личной гигиены | 1 | ||||
5 | Основные правила противопожарной безопасности | 1 | ||||
6 | Профилактика ожогов и обморожений | 1 | ||||
2. Физическая активность | 7 | |||||
7 | История игр. | 1 | формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. | знать факты об истории развития спортивных игр; уметь делать основные виды физических упражнений, объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека. | использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе. | |
8 | Спортивный квест | 1 | ||||
9 | Творческий проект «Игротека». | 1 | ||||
10 | Исследовательский проект «Движение и здоровье». Обсуждение проекта | 1 | ||||
11 | Поиск информации | 1 | ||||
12 | Защита проекта | 1 | ||||
13 | Эстафета здоровья | 1 | ||||
3. Питание | 10 | |||||
14 | Питание – необходимое условие для жизни человека. | 1 | формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания. | знать факторы, влияющие на пищеварительную систему; пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений. | использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях; следовать правилам безопасности при проведении практических работ; умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы. | |
15 | Золотые правила питания. | 1 | ||||
16 | Жиры, белки и углеводы - что важнее? | 1 | ||||
17 | Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием | 1 | ||||
18 | Пищевые добавки в нашей жизни | 1 | ||||
19 | Исследование «Почему нужен завтрак». Составление плана | 1 | ||||
20 | Поиск информации | 1 | ||||
21 | Защита исследовательской работы | 1 | ||||
22 | Творческий проект «Моё любимое блюдо». Выполнение проекта | 1 | ||||
23 | Защита проекта | 1 | ||||
4. Режим дня | 6 | |||||
24 | Творческое задание «Планируем день». | 1 | формирование у учащихся осознания необходимости в соблюдении режима дня, соблюдении правил чередования труда и отдыха | знать способы правильного планирования режима дня, фазы сна, последствия неправильного режима дня | уметь работать в группе, парах; пользоваться справочной литературой; выделять главную информацию. | |
25 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | ||||
26 | Игровой проект «Советуем литературному герою». | 1 | ||||
27 | Творческое задание «Мой выходной день». | 1 | ||||
28 | Неправильный режим дня и его последствия | 1 | ||||
29 | Режим дня в разное время года | 1 | ||||
5. Гигиена | 5 | |||||
30 | Викторина по правилам личной гигиены | 1 | объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека | знать причины заболеваний, правила гигиены, сохраняющие здоровье человека; основные принципы лекарственной помощи; факторы здоровья и факторы риска болезни. | кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях | |
31 | Вредные привычки | 1 | ||||
32 | Исследование «Самая полезная зубная паста» Поиск информации | 1 | ||||
33 | Защита исследования | 1 | ||||
34 | Подведение итогов. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.
2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.
Методическая литература
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
- Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
- Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
- Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
- Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 9 класса "Культура здоровья"
Программа элективного курса "Культура здоровья" является интегрированной. В ней переплетаются знания из таких научных областей как: биология, валеология, физическая культура. Программа имеет большую п...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
Факультативный курс по русскому языку в 9 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...
Программы элективных курсов и внеурочной деятельности
Занимаюсь внеурочной деятельностью на протяжении нескольких учебных лет. Разработала и реализую программу для 5 классов "Тайны выцветших строк" и "Дом в котором я живу" для учащихс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Программа элективного курса 5-6 класс «Культура здорового питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обуч...