Программа по профилактике ПАВ
учебно-методический материал

Программа по профилактике ПАВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_pav.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Юго - Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

Усманский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр»

 имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова

 с. Борское муниципального района Борский Самарской области

 Программа по профилактике употребления ПАВ

«Твоя жизнь - твой выбор»

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7 – 15 лет

Срок реализации программы:  3 года

                                                                                                 Авторы программы:

                                                                                                 Требунских С.В.- учитель

                                                                                      биологии и химии;

                                                                                                     Побежимова О.П.-  учитель

                                                                                                        начальных классов

с.Усманка

2015г.

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга. Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ. “Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения . Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья подростков, создание в школьной среде условий препятствующих распространению ПАВ.

Задачи  программы:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);
  • оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ;
  • организовать профилактическую работу по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
  • воспитать у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
  • соориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
  • создать методики проведения профилактических родительских собраний.

Сроки работы :
январь 2016 года - май 2018 года

1 этап – январь – май 2016 года – Организационный
2 этап - август 2016 года – май 2018 года - Практические действия
3 этап - сентябрь 2018- январь 2018 года - Завершающий.

Содержание работы.

Первичная профилактическая работа состоит из трёх блоков.

1.Информационно-просветительский блок 

Проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Проводится выявление, исследование детей из группы-риска и их семей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

2.Практический блок (реализация программы)

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей.

3.Завершающий (подведение итогов)

Подведение итогов и осмысление   результатов деятельности, анализ  полученных и ожидаемых результатов, подтверждение или  опровержение гипотезы  экспериментальной  программы.

Формы работы и режим занятий

В основу реализации программы «Твоя жизнь – твой выбор» заложены разнообразные формы и методы, такие как:

Класс

Формы работы

1 -4

Игровые ситуации, инсценирование,  контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов); тренинги ; ролевые игры.

5 - 7

Тренинги , ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения.

8 – 9

Тренинги , ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения.

Участниками программы «Твоя жизнь – твой выбор» являются обучающиеся школы 1-9 классов, педагогические работники, родители, администрация, медицинские работники, библиотекарь. Занятия проводятся во внеурочное время.

Ожидаемые  результаты:

  • формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ;
  • научить учащихся справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами;
  • способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов;
  • формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
  • формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;
  •  определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью;
  • коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.

На входе и выходе работы с участниками профилактической программы проводятся анкетирования, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.

План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте ( 1- 4 классы)

Цель: предупредить приобщение детей к психоактивным веществам (ПАВ).

        Эта необходимость связана с современным состоянием проблемы наркозависимости. Установлено, что, чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ опирается на приоритет профилактической работы до наступления «критического возраста», т.е. основным объектом профилактической работы становятся дети младшего школьного возраста. В организации работы среди учащихся 1-4 классов преобладают игровые формы, также важен акцент на чувства, переживания. Формирование негативного отношения к ПАВ осуществляется прежде всего через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни.

№ п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Вид занятий

Ответственный

1

Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

теоретический

Классные руководители   1-4 классов

2

С кем стоит и с кем не стоит дружить

Игры «Вредные советы», «Улыбка в подарок», «Прогулка по парку», «Путанка»

1

практический

Классные руководители   1-4 классов

3

Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся»

теоретический

Классные руководители   1-4 классов

4

Спортивные состязания «Веселись, играй, но дело знай!»

1

практический

Классные руководители   1-4 классов, учитель физической культуры

5

Тренинг  «Всё в твоих руках»

1

теоретический

Классные руководители   1-4 классов, психолог

6

Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)

1

теоретический

Классные руководители   1-4 классов, библиотекарь

7

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»

1

практический

Классные руководители   1-4 классов, учитель по ИЗО

8

Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!»

1

практический

Классные руководители   1-4 классов, учитель физической культуры

9

 Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят - кто же в этом виноват»

1

теоретический

Классные руководители   1-4 классов

10

Праздник «В гостях у Здоровья»

1

практический

Классные руководители   1-4 классов

11

Волшебный экзамен

1

практический

Классные руководители   1-4 классов

План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ для учащихся 5-9 классов.

        Мероприятия для учащихся 5-9 продолжают, дополняют и развивают профилактическую работу, начатую в начальной школе.

        Абсолютное большинство учащихся 5 – 9 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. К сожалению, та же закономерность верна для учеников средней школы из группы высокого риска, пытающих нюхать ингалянты (растворители, клей, бензин), курить не только табак, но и марихуану и злоупотреблять транквилизаторами. Поэтому в настоящее время в связи с доступностью табака, алкоголя, наркотиков запрос общественности и родителей на превентивное образование учащихся 5-7 классов становится все более актуальным, главными задачами которого являются:

  • объективная информация о наркотиках, ПАВ;
  • формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы предлагающей попробовать их;
  • научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих;
  • способствовать взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.

План мероприятий для обучающихся 5-7 классов

№ п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Вид занятий

Ответственный

1

Беседа «Что такое ПАВ»

1

теоретический

Классные руководители   5-7 классов

2

Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся»

теоретический

Классные руководители   5-7 классов

3

Презентация «Ступени ведущие вниз»

1

теоретический

Врач медицинского офиса, классные руководители   5-7 классов

4-5

Занятия – практикумы «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»

2

практический

Классные руководители   5-7 классов,психолог

6

Беседа «Быть здоровым – жить в радости»

1

теоретический

Классные руководители   5-7 классов

7

Занятие – практикум «Портрет курильщика»

1

практический

Классные руководители   5-7 классов

8

Театральное представление «Как медведь трубку курил»

1

практический

Классные руководители   5-7 классов, руководитель театральной студии

9

Тренинг «Наркотики или ЗОЖ»

1

теоретический

Классные руководители  5-7классов

10

Акция «Мы за ЗОЖ»

1

практический

Классные руководители  5-7 классов

11

Классный час по профилактике употребления ПАВ  ( к Всемирному дню «Без табака»

1

теоретический

Классные руководители  5-7 классов

12

Конкурс презентаций «Здоровая нация – здоровая планета»

1

практический

Классные руководители  5-7 классов, учитель информатики и ИКТ

План мероприятий для обучающихся 8-9 классов

№ п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Вид занятий

Ответственный

1

Классный час «Здоровье и выбор образа жизни»

1

теоретический

Классные руководители   8-9 классов, библиотекарь

2

Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся»

1

теоретический

Классные руководители   8-9 классов

3

Ролевая игра «Курильная опера»

1

практический

Классные руководители  8-9 классов

4

Тренинг «Я умею выбирать»

1

теоретический

Классные руководители  8-9 классов

5

Всемирный день борьбы со СПИДом «Умей сказать нет!»

1

теоретический

Классные руководители  8-9 классов, врач медицинского офиса

6

Просмотр видеофильма «Проект SOS подростки»

1

теоретический

Классные руководители  8-9 классов

7

Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт против наркотиков»

1

практический

Учитель физической культуры

8-9

Занятие- практикум «Как отстоять свою точку зрения»

2

теоретический

Классные руководители  8-9 классов

10

Практические советы бросающим курить «Да здравствует чистый воздух!»

1

теоретический

Классные руководители  8-9 классов

11

Круглый стол « Как бороться с вредными привычками»

1

теоретический

Классные руководители  8-9 классов, психолог

12

Конкурс реклам «НЕТ ПАВ»

1

практический

Классные руководители  8-9 классов, учитель ИЗО

Работа с родителями.

Особым потенциалом в профилактике ПАВ среди обучающихся в школе обладают родители. Помощь родителей неоценима. Реализация в школах программы по профилактике ПАВ предполагает работу с родителями в таких направлениях, как:

  • ознакомление родителей с содержанием программы;
  • подготовка для родителей письменных сообщений с просьбой о поддержке программы;
  • выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребёнку отказаться от вредных привычек»;
  • ознакомление родителей с общими результатами мониторинга учащихся по «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся»;
  • подготовка для родителей выступлений агитбригад учащихся, выпуск листовок здоровья, создание коллажей «Брось сигарету!», «Послание от смерти»;
  • оформление уголка «Уголок для родителей»;
  • проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей.

Материально – техническое обеспечение:

ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сканер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, спортивный инвентарь.

 

Используемая литература

1.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков . М., «Академия», 1999

2.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание (Учебное пособие) М. – Воронеж, 2001.

3.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

4.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

5.Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.

6.Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.

7.Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.

8.Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

8. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЫ НАМ НУЖЕН программа по профилактике безнадзорности правонарушений учащихся и защита их прав

Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . (1999 г.)   ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ...

Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

"Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими", - писал Маре...

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

программа по профилактике пожарной и антитеррористической безопасности

в данная программа разработана для проведения  мероприятий с детьми по правилам поведения в ЧС в период летних каникул...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Программа "ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»"

В программе изложены основные принципы работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Программа содержит пояснительную записку, план профилактической работы, особеннос...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...