Программа по профилактике ПАВ
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Юго - Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Усманский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова
с. Борское муниципального района Борский Самарской области
Программа по профилактике употребления ПАВ
«Твоя жизнь - твой выбор»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7 – 15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Авторы программы:
Требунских С.В.- учитель
биологии и химии;
Побежимова О.П.- учитель
начальных классов
с.Усманка
2015г.
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек. Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга. Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ. “Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения . Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья подростков, создание в школьной среде условий препятствующих распространению ПАВ.
Задачи программы:
- привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);
- оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ;
- организовать профилактическую работу по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- воспитать у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность;
- соориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
- создать методики проведения профилактических родительских собраний.
Сроки работы :
январь 2016 года - май 2018 года
1 этап – январь – май 2016 года – Организационный
2 этап - август 2016 года – май 2018 года - Практические действия
3 этап - сентябрь 2018- январь 2018 года - Завершающий.
Содержание работы.
Первичная профилактическая работа состоит из трёх блоков.
1.Информационно-просветительский блок
Проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Проводится выявление, исследование детей из группы-риска и их семей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
2.Практический блок (реализация программы)
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей.
3.Завершающий (подведение итогов)
Подведение итогов и осмысление результатов деятельности, анализ полученных и ожидаемых результатов, подтверждение или опровержение гипотезы экспериментальной программы.
Формы работы и режим занятий
В основу реализации программы «Твоя жизнь – твой выбор» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
Класс | Формы работы |
1 -4 | Игровые ситуации, инсценирование, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов); тренинги ; ролевые игры. |
5 - 7 | Тренинги , ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения. |
8 – 9 | Тренинги , ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения. |
Участниками программы «Твоя жизнь – твой выбор» являются обучающиеся школы 1-9 классов, педагогические работники, родители, администрация, медицинские работники, библиотекарь. Занятия проводятся во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
- формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ;
- научить учащихся справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами;
- способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов;
- формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
- формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;
- определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью;
- коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.
На входе и выходе работы с участниками профилактической программы проводятся анкетирования, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.
План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте ( 1- 4 классы)
Цель: предупредить приобщение детей к психоактивным веществам (ПАВ).
Эта необходимость связана с современным состоянием проблемы наркозависимости. Установлено, что, чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ опирается на приоритет профилактической работы до наступления «критического возраста», т.е. основным объектом профилактической работы становятся дети младшего школьного возраста. В организации работы среди учащихся 1-4 классов преобладают игровые формы, также важен акцент на чувства, переживания. Формирование негативного отношения к ПАВ осуществляется прежде всего через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни.
№ п/п | Мероприятие | Кол-во часов | Вид занятий | Ответственный |
1 | Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | теоретический | Классные руководители 1-4 классов |
2 | С кем стоит и с кем не стоит дружить Игры «Вредные советы», «Улыбка в подарок», «Прогулка по парку», «Путанка» | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов |
3 | Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся» | теоретический | Классные руководители 1-4 классов | |
4 | Спортивные состязания «Веселись, играй, но дело знай!» | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов, учитель физической культуры |
5 | Тренинг «Всё в твоих руках» | 1 | теоретический | Классные руководители 1-4 классов, психолог |
6 | Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик) | 1 | теоретический | Классные руководители 1-4 классов, библиотекарь |
7 | Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов, учитель по ИЗО |
8 | Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!» | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов, учитель физической культуры |
9 | Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят - кто же в этом виноват» | 1 | теоретический | Классные руководители 1-4 классов |
10 | Праздник «В гостях у Здоровья» | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов |
11 | Волшебный экзамен | 1 | практический | Классные руководители 1-4 классов |
План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ для учащихся 5-9 классов.
Мероприятия для учащихся 5-9 продолжают, дополняют и развивают профилактическую работу, начатую в начальной школе.
Абсолютное большинство учащихся 5 – 9 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. К сожалению, та же закономерность верна для учеников средней школы из группы высокого риска, пытающих нюхать ингалянты (растворители, клей, бензин), курить не только табак, но и марихуану и злоупотреблять транквилизаторами. Поэтому в настоящее время в связи с доступностью табака, алкоголя, наркотиков запрос общественности и родителей на превентивное образование учащихся 5-7 классов становится все более актуальным, главными задачами которого являются:
- объективная информация о наркотиках, ПАВ;
- формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы предлагающей попробовать их;
- научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих;
- способствовать взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.
План мероприятий для обучающихся 5-7 классов
№ п/п | Мероприятие | Кол-во часов | Вид занятий | Ответственный |
1 | Беседа «Что такое ПАВ» | 1 | теоретический | Классные руководители 5-7 классов |
2 | Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся» | теоретический | Классные руководители 5-7 классов | |
3 | Презентация «Ступени ведущие вниз» | 1 | теоретический | Врач медицинского офиса, классные руководители 5-7 классов |
4-5 | Занятия – практикумы «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни» | 2 | практический | Классные руководители 5-7 классов,психолог |
6 | Беседа «Быть здоровым – жить в радости» | 1 | теоретический | Классные руководители 5-7 классов |
7 | Занятие – практикум «Портрет курильщика» | 1 | практический | Классные руководители 5-7 классов |
8 | Театральное представление «Как медведь трубку курил» | 1 | практический | Классные руководители 5-7 классов, руководитель театральной студии |
9 | Тренинг «Наркотики или ЗОЖ» | 1 | теоретический | Классные руководители 5-7классов |
10 | Акция «Мы за ЗОЖ» | 1 | практический | Классные руководители 5-7 классов |
11 | Классный час по профилактике употребления ПАВ ( к Всемирному дню «Без табака» | 1 | теоретический | Классные руководители 5-7 классов |
12 | Конкурс презентаций «Здоровая нация – здоровая планета» | 1 | практический | Классные руководители 5-7 классов, учитель информатики и ИКТ |
План мероприятий для обучающихся 8-9 классов
№ п/п | Мероприятие | Кол-во часов | Вид занятий | Ответственный |
1 | Классный час «Здоровье и выбор образа жизни» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов, библиотекарь |
2 | Мониторинг «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов |
3 | Ролевая игра «Курильная опера» | 1 | практический | Классные руководители 8-9 классов |
4 | Тренинг «Я умею выбирать» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов |
5 | Всемирный день борьбы со СПИДом «Умей сказать нет!» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов, врач медицинского офиса |
6 | Просмотр видеофильма «Проект SOS подростки» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов |
7 | Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт против наркотиков» | 1 | практический | Учитель физической культуры |
8-9 | Занятие- практикум «Как отстоять свою точку зрения» | 2 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов |
10 | Практические советы бросающим курить «Да здравствует чистый воздух!» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов |
11 | Круглый стол « Как бороться с вредными привычками» | 1 | теоретический | Классные руководители 8-9 классов, психолог |
12 | Конкурс реклам «НЕТ ПАВ» | 1 | практический | Классные руководители 8-9 классов, учитель ИЗО |
Работа с родителями.
Особым потенциалом в профилактике ПАВ среди обучающихся в школе обладают родители. Помощь родителей неоценима. Реализация в школах программы по профилактике ПАВ предполагает работу с родителями в таких направлениях, как:
- ознакомление родителей с содержанием программы;
- подготовка для родителей письменных сообщений с просьбой о поддержке программы;
- выступления на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребёнку отказаться от вредных привычек»;
- ознакомление родителей с общими результатами мониторинга учащихся по «Исследование распространённости употребления ПАВ среди обучающихся»;
- подготовка для родителей выступлений агитбригад учащихся, выпуск листовок здоровья, создание коллажей «Брось сигарету!», «Послание от смерти»;
- оформление уголка «Уголок для родителей»;
- проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей.
Материально – техническое обеспечение:
ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сканер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, спортивный инвентарь.
Используемая литература
1.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков . М., «Академия», 1999
2.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание (Учебное пособие) М. – Воронеж, 2001.
3.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
4.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
5.Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
6.Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.
7.Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.
8.Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
8. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЫ НАМ НУЖЕН программа по профилактике безнадзорности правонарушений учащихся и защита их прав
Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . (1999 г.) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ...
Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
"Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими", - писал Маре...
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
программа по профилактике пожарной и антитеррористической безопасности
в данная программа разработана для проведения мероприятий с детьми по правилам поведения в ЧС в период летних каникул...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Программа "ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»"
В программе изложены основные принципы работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Программа содержит пояснительную записку, план профилактической работы, особеннос...
Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...