Статья " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
статья (10, 11 класс)

Мария Николаевна Давлетова

немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым делом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davletova_m.n.sotsialno-psih._klimat.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

Аннотация- немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым делом.

Ключевые слова- социально-психологический климат, учебная группа, конфликты.

В современном мире проблема психического здоровья молодежи в обществе стоит наиболее остро и вызывает действительную тревогу. Помимо различных ухудшений здоровья, появляются жизненные стрессы, различные отклонения в развитии, негармоничные отношения среди людей. Динамика состояния здоровья- результат неблагополучных факторов: эмоционально- психологических нагрузок, сложной экологической обстановки и недостатков в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому важно и необходимо рассмотреть пути регулирования социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в сфере образования в микрогруппах.

Социально-психологический климат-это область отношений в межличностной сфере, характеризуется как постоянно развивающееся состояние человека. Взаимодействия между людьми и их особенности имеют прямое воздействие на характер социально- психологического климата. Атмосфера в группе- многогранное явление, которое складывается из особенностей общения, из чувств, эмоций, ощущений, суждений и поступков окружающих. Социально-психологический климат –активное образование и его прямая направленность- сочетание в себе целей коллектива, исходя из совместной деятельности, прав, обязанностей, основных ценностей и разнообразных неофициальных отношений.

Можно выделить следующие отличительные особенности социально-психологического климата: информированность, доверие, критика, требовательность, отстаивание собственного мнения, неравнодушие и эмоциональная вовлеченность, принятие обязательств.
Климат рассматривается как взаимодействие в коллективе, поэтому всегда опирается на общение в группе, внутреннее единство и взаимопонимание.

В характеристику социально-психологического климата входит:
эмоционально-психологический настрой группы; взаимоотношения внутри группы, единство интересов, убеждений, установок, потребностей участников, индивидуальные возможности и различия членов коллектива.
Успешность любого состава людей зависит от последовательной работы всех членов коллектива и грамотной организации руководителя по воспитательной работе, куратора, психолога, социального педагога. В группе студентов формируются нравственные позиции, коммуникационные навыки. Поэтому для того, чтобы учебная группа стала сплоченным сообществом и командой, необходимо вовлечь всех в социальное взаимодействие, активную жизнь, стремление к росту и развитию.

Шаги по формированию благоприятного климата в учебных группах должны идти планомерно и организованно, предполагать знание и согласование психологических особенностей, типов темперамента и компонентов психической деятельности. Условия по формированию учебной группы предполагают развитие следующих позиций: нравственные и моральные качества в коллективе (стремление помочь другим, честность, порядочность, ответственность); мотивации к образовательной деятельности; самостоятельное управление своим психическим состоянием; знания стратегий управления и регулирования конфликтных ситуаций. Главный источник успешного образования единомышленников- единство и сходство ценностей участников группы. Там проходит процесс формирования качества личности, ценностных ориентаций, грамотное и правильное отношение к занятиям.

Для эффективного исследования социально-психологического климата в учебном коллективе применяются такие пути получения информации, как наблюдения, интервью, беседы, диагностики и социометрии помогают выявить признаки, характеристику, назначение и установки группы для дальнейшего интерактивного взаимодействия. В новых группах изучение социально-психологического климата проводится вначале и после образования группы через несколько месяцев. Динамика оценивается по результатам следующего многократного обследования.

Изучение группы включает в себя:

- оценку групповых социально-психологических процессов, общения и внутриколлективного поведения;

-оценку образований в группе.

Один из эффективных способов изучения социально-психологического климата в учебной группе – социометрический метод. Разработкой социометрией занимался ученик Зигмунда Фрейда, Джекоб Морено, который исследовал межличностные отношения, поведенческие особенности. Изучение обстановки в группе с помощью социометрической методики помогает объективно оценить различные качества отдельного человека, выявить конфликты в межличностной сфере, получить информацию о природе взаимоотношений, определить особенности таких отношений, распознавать состояние различных способов коммуникации, определить сплоченность, выявить лидера.

В любом коллективе людей регулярно возникают конфликты. Они могут происходить и в образовании (школе, колледже, ВУЗе). Студенческие конфликты всегда разнообразны. Причинами конфликтов обычно являются личные неприязни, разрешение ролевых и статусных взаимоотношений, взгляды и отношения на разнообразные ценности в жизни. Часто конфликты связаны с образовательным пространством, ориентирами в собственной жизни человека, характером взаимодействия, восприятием различных установок, мотивацией к разным видам деятельности.

Рассмотрим некоторые проблемные ситуации, с которыми можно столкнуться в студенческой среде.

У учащихся образовательного учреждения, представителей кавказкой/среднеазиатской диаспоры, появляются конфликты с учащимися групп других национальностей по причине несовпадения религиозных взглядов (мусульманство и христианство). В обществе в связи с резким расслоением общества на богатых и бедных, возникают столкновения, связанные с социально-экономическим неравенством людей. Они проявляются в демонстрации более высокого уровня жизни: количестве карманных денег, наличии дорогой одежды, автомобиля престижной марки, возможности проведения досуга.

Потому и в новообразовавшемся и в устоявшемся коллективе крайне важно находить приемлемые пути выхода из конфликтной ситуации. Есть различные планы поведения при разрешении конфликтов: настойчивость- когда один человек заставляет принять свою позицию и убеждения; уход- студент уходит от конфликтной ситуации;
приспособление- отказ от своих суждений и интересов;
компромисс- уступка ради достижения чего- либо.
сотрудничество. Поэтому, чтобы ликвидировать споры, столкновения и разногласия в учебной группе необходимо опираться на стратегии выхода их конфликтов. А именно: сформировать правильное восприятие данной ситуации, избавиться от нежелательных эмоций и чувств, грамотно выстроить диалог между оппонентами и проанализировать поведение всех воинствующих сторон.

Проблема конфликтов в любой среде всегда актуальна. Чтобы сминимизировать и разрешить такие ситуации в группе необходимо использовать действенные свойства социально-психологического климата, создающие уверенные отношения во взаимодействии.     

Подводя итоги, можно отметить, что важными условиями климата в учебной группе выступают эмоционально-психологический настрой, удовлетворенность отношениями с другими людьми коллектива. Социально- психологический климат- это мощный путь к эффективной совместной деятельности, направленный на взаимодействие, общение, сотрудничество и реализацию своих потенциальных возможностей в жизни.


Литература

1. Балашов, В.В. Вуз и профориентация молодежи: монография / под ред. Ю.Л. Старостина. М.- 2010. -207с.

2. Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование/ 2011.  66с.

3.Петрова Т. Ю. Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса. // 2012. - 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

"Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"

quot;Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"...

Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...