«Создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в школе-интернате, профилактика социально-опасного поведения, социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом»
статья

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в школе-интернате, профилактика социально-опасного поведения, социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом»

(из опыта работы)

В ОКОУ «Льговская школа-интернат» проводится активная работа по профилактике социально-опасного поведения, социализации  и реабилитации  детей, находящихся в конфликте с законом. Работа в данном направлении ведётся в тесном контакте с правоохранительными органами, общественными организациями, родительской общественностью, проводящими воспитательную, профилактическую работу с детьми.

Можно выделить несколько направлений  и подходов в воспитании  детей и молодежи данной категории, а именно:

 Еженедельный мониторинг посещаемости позволяет отследить картину пропусков занятий в течение учебного года и сделать анализ. Более высокий уровень посещаемости в  младших классах. В каждом случае пропуска занятий выясняются причины непосещения школы воспитанниками  и принимаются следующие меры: посещение на дому, беседы с родителями,  приглашение родителей в школу при необходимости, направление информации в ПДН, КДН и ЗП, вызов на заседание Совета профилактики правонарушений. Всё это позволяет снизить количество воспитанников, пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Результатом проведенной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися, находящимися в социально опасном положении, за последние три года стало увеличение количества  детей с позитивной динамикой по проблеме (75%). Регулярно проводятся профилактические акции: «День добрых дел», «Защити свое будущее», «Мы выбираем жизнь», «Внимание – пешеход!», «STOP – наркотик!», «Не будь зависим – скажи «Нет!»,  «Спешите делать добро!», «Поделись теплом ладоней».

Одним из важных факторов профилактики является занятость обучающихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечению подростков в кружки и секции.  С целью обеспечения максимальной занятости обучающихся в  школе функционируют  объединения следующей направленности:

- художественной (театральная студия «Данко»,  вокальная студия «Гармония», фольклорная студия, ансамбль «Сударушка», «Театр Петрушки», «Радуга творчества»,  «Бисероплетение», студия декоративно-прикладного творчества, мультстудия «Фантазёр», ковроткачество, студия ритмопластики «Мозаика»);

 - туристско-краеведческой (школьный туристический клуб, «Краевед»);

- технической (робототехника, дизайн плаката);

- социально-гуманитарной (школьный медиацентр);

- физкультурно-спортивной (легкая атлетика, мини-футбол, бочче, настольный теннис).

Воспитанники школы участвуют  в областных, районных, городских спортивных мероприятиях: днях здоровья, шашечных турнирах, семейных праздниках, соревнованиях по теннису, бочче.

 С целью повышения эффективности профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам, используются различные  формы и методы индивидуальной профилактической работы с обучающимися:

- изучение особенностей личности подростков;

- посещение на дому, с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное время от занятий, подготовкой к урокам;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

- индивидуальное и коллективные профилактические беседы с подростками и родителями;

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

В ОКОУ «Льговская школа-интернат»  совместно с территориальными органами внутренних дел ведется активная просветительская и профилактическая работа, проводятся беседы по правовой тематике, организованы лектории с участием сотрудников ПДН на темы правовой направленности.

            В своей работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся школы-интерната используются различные  технологии, позволяющие решать широкий спектр задач диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних.

           В школе-интернате регулярно проводятся семинары, круглые столы, конференции по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. В рамках ежегодной декады межведомственного взаимодействия специалистов в решении проблем детей ТЖС, проводимой на базе ОКОУ «Льговская школа-интернат» организован цикл мероприятий, позволяющих обеспечить раннюю профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием специалистов отделов опеки и попечительства, КДН и ЗП, ПДН,  межрайонной прокуратуры. Были проведены мероприятия: беседы «Ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения»,  «Подросток и закон», «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»,  «С какого возраста наступает  административная и уголовная ответственность для несовершеннолетних», «От шалости к правонарушениям», «Коррупция… Не переступай черту!»; занятие-практикум «Права. Обязанности. Ответственность»; круглый стол «Ты имеешь право»;  лекции: «Мои права. Я – гражданин», «Права и обязанности ребенка в семье»,  «Конвенция о правах ребенка»,  «Алкоголь. Сигарета. Наркотик. Ответственность несовершеннолетних» и др.

Школа участвует в мероприятиях ежегодной комплексной оперативно-профилактической программы «Подросток». Специалисты межведомственных структур оказывают содействие в проведении профилактических акций, заседаний круглого стола, проведения тематических дней.

Обучающиеся, состоящие на профилактическом учете активно вовлекаются во всевозможные профилактические мероприятия. Ребята участвуют в Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»,  награждены дипломами за участие в Областном конкурсе-выставке «Богатство страны «Светофории»» среди обучающихся образовательных организаций Курской области, грамотой двадцать третьего открытого Интернет-Фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2024».

В рамках программы духовно-нравственного воспитания детей проводятся следующие мероприятия: занятия в тренинговом режиме, познавательные диалоги, акции, мастер – классы, посещение музеев, выставок, конкурсы стихотворений, викторины, благотворительные ярмарки, фотовыставки.

        Результатом названных мероприятий является положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения обучающихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения), повышение социально - психологической устойчивости обучающихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

           В планы проведения профилактических мероприятий включены такие формы работы, как тренинги, классные часы, правовые лектории, профилактические беседы, конкурсы плакатов, раздача памяток и брошюр, демонстрация фильмов по данной тематике, заседания родительского клуба.

Отдельным направлением выступает консультирование родителей по правовым аспектам детско-родительских отношений, основам педагогики и детской психологии, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С этой целью регулярно проводятся заседания родительского клуба.

         Организован показ видеороликов по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

С обучающимися школы-интерната проводятся  индивидуальные беседы об уголовной, административной ответственности. Информация по вопросу уголовной, административной ответственности несовершеннолетних размещена на стенде «Закон и подросток».

         В ОКОУ «Льговская школа-интернат»   ведется работа  по профилактике интернет зависимостей среди  обучающихся, проводятся  мероприятия  по  безопасному поведению в сети Интернет:  беседы, классные часы с просмотрами видеофрагментов, видеороликов.    

             С целью организации работы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, среди воспитанников были проведены мероприятия: лекции, беседы, встречи, индивидуальные консультации, уроки безопасности  «Мой безопасный интернет».

С воспитанниками школы-интерната психологической службой активно  проводится  работа  на  тему интернет  безопасности. Это  анкетирование, беседы и  опросы. Были разработаны и выпущены памятки для обучающихся по безопасному поведению в сети Интернет, а  также  листовки для родителей с рекомендациями по защите ребенка от нежелательной информации в сети Интернет.

        В рамках антинаркотического месячника  «Курский край – без наркотиков!», с целью профилактики табакокурения, употребления алкоголя, наркомании проводились  мероприятия, направленные на пропаганду позитивных интересов и здорового образа жизни, противодействию пагубным привычкам  среди  детей и подростков:   классные часы  «ЗОЖ – это модно, «Без наркотиков жизнь прекрасна», «Нет – наркотикам»  и др.,  лекции «Мы против наркотиков!», беседы, тренинги, книжная выставка «Жизнь прекрасна, не рискуй напрасно!»,  круглые столы «Имя беды – наркомания!», «Вредные привычки: наркотики. Можно ли избавиться от наркомании?»,  был организован просмотр   видеороликов социальной рекламы, выпуск стенгазеты «Вредные привычки – нам не  друзья».

        В рамках повышения уровня безопасности   от угроз  терроризма   и   экстремизма, предупреждения и  пресечения распространения террористической  и  экстремистской идеологии, в школе-интернате  проводятся мероприятия,  по данной тематике:  информационные, классные часы, лекции, тренинги, беседы, круглые столы,  конкурс рисунков «Терроризм – угроза обществу», встреча с представителем правоохранительных  органов «Антитеррор. Безопасность для детей», практикум «Правила поведения при возникновении террористической угрозы».

        К Международному Дню инвалидов были реализованы  мероприятия: классные часы «Уроки добра и толерантности», беседа «Медицина на страже инвалидов», акция «Поделись теплом ладони» (посещение Института пожилого человека с концертной программой), мастер-класс «Из добрых рук с любовью», игровая программа  с участием детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы разные, но мы равные», Дни благотворительности «От сердца к сердцу», книжная выставка «…Возлюби ближнего своего!», презентация «Мир прекрасен!!!».  

В школе регулярно проводятся различного рода мероприятия, направленные на  пропаганду здорового образа жизни:  классные часы, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов,   спортивные игры и эстафеты,  Дни здоровья, книжные выставки. Воспитанники школы-интерната активно участвуют в различных конкурсах, выставках, спортивных олимпиадах и  спартакиадах районного и областного уровня. Получают  призовые места и грамоты.  

В целях  профилактики  ВИЧ и СПИДа среди обучающихся проводились мероприятия, направленные на выявление  уровня информированности подростков по проблеме ВИЧ-СПИДа,  предоставление информации о возможностях предотвращения  инфицирования,  формирование мотивации к ведению здорового  образа жизни. Проведены: классные  часы  «На страже здоровья», урок здоровья  «Защити себя от СПИДа»,  беседа «Как не стать обреченным?»,  дискуссия «СПИД. Что я должен об этом знать?»,  книжная выставка  «XXI век бич,  как уберечься от ВИЧ?»,  презентация-памятка «Прочти и запомни!», выпущена информационная листовка  для родителей «Мифы и правда о ВИЧ».

С обучающимися активно проводится профориентационная работа. Проведены совместные мероприятия с представителями службы занятости населения,  отделов опеки и попечительства, сотрудниками  профессиональных учебных заведений. Организованы встречи с людьми интересных профессий, экскурсии на предприятия г. Льгова.

В школе-интернате  функционирует   актив ученического соуправления. Ученическое соуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог и понять друг друга.

Формированию благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков школы-интерната способствует  школьная служба медиации.

В результате реализации мероприятий, проводимых с обучающимися школы, родителями,  достигнут  результат:

-  снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете;

 -  социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом;

 -  отсутствие случаев травли среди обучающихся;

- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних школы-интерната;

- высокая активность и мотивация обучающихся при подготовке общешкольных профилактических мероприятий;

- повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения;

- повышение уровня правовой грамотности родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...