«Создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в школе-интернате, профилактика социально-опасного поведения, социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом»
статья
Предварительный просмотр:
«Создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в школе-интернате, профилактика социально-опасного поведения, социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом»
(из опыта работы)
В ОКОУ «Льговская школа-интернат» проводится активная работа по профилактике социально-опасного поведения, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом. Работа в данном направлении ведётся в тесном контакте с правоохранительными органами, общественными организациями, родительской общественностью, проводящими воспитательную, профилактическую работу с детьми.
Можно выделить несколько направлений и подходов в воспитании детей и молодежи данной категории, а именно:
Еженедельный мониторинг посещаемости позволяет отследить картину пропусков занятий в течение учебного года и сделать анализ. Более высокий уровень посещаемости в младших классах. В каждом случае пропуска занятий выясняются причины непосещения школы воспитанниками и принимаются следующие меры: посещение на дому, беседы с родителями, приглашение родителей в школу при необходимости, направление информации в ПДН, КДН и ЗП, вызов на заседание Совета профилактики правонарушений. Всё это позволяет снизить количество воспитанников, пропускающих занятия по неуважительным причинам.
Результатом проведенной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися, находящимися в социально опасном положении, за последние три года стало увеличение количества детей с позитивной динамикой по проблеме (75%). Регулярно проводятся профилактические акции: «День добрых дел», «Защити свое будущее», «Мы выбираем жизнь», «Внимание – пешеход!», «STOP – наркотик!», «Не будь зависим – скажи «Нет!», «Спешите делать добро!», «Поделись теплом ладоней».
Одним из важных факторов профилактики является занятость обучающихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечению подростков в кружки и секции. С целью обеспечения максимальной занятости обучающихся в школе функционируют объединения следующей направленности:
- художественной (театральная студия «Данко», вокальная студия «Гармония», фольклорная студия, ансамбль «Сударушка», «Театр Петрушки», «Радуга творчества», «Бисероплетение», студия декоративно-прикладного творчества, мультстудия «Фантазёр», ковроткачество, студия ритмопластики «Мозаика»);
- туристско-краеведческой (школьный туристический клуб, «Краевед»);
- технической (робототехника, дизайн плаката);
- социально-гуманитарной (школьный медиацентр);
- физкультурно-спортивной (легкая атлетика, мини-футбол, бочче, настольный теннис).
Воспитанники школы участвуют в областных, районных, городских спортивных мероприятиях: днях здоровья, шашечных турнирах, семейных праздниках, соревнованиях по теннису, бочче.
С целью повышения эффективности профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам, используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с обучающимися:
- изучение особенностей личности подростков;
- посещение на дому, с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное время от занятий, подготовкой к урокам;
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
- индивидуальное и коллективные профилактические беседы с подростками и родителями;
- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.
В ОКОУ «Льговская школа-интернат» совместно с территориальными органами внутренних дел ведется активная просветительская и профилактическая работа, проводятся беседы по правовой тематике, организованы лектории с участием сотрудников ПДН на темы правовой направленности.
В своей работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся школы-интерната используются различные технологии, позволяющие решать широкий спектр задач диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних.
В школе-интернате регулярно проводятся семинары, круглые столы, конференции по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. В рамках ежегодной декады межведомственного взаимодействия специалистов в решении проблем детей ТЖС, проводимой на базе ОКОУ «Льговская школа-интернат» организован цикл мероприятий, позволяющих обеспечить раннюю профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием специалистов отделов опеки и попечительства, КДН и ЗП, ПДН, межрайонной прокуратуры. Были проведены мероприятия: беседы «Ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения», «Подросток и закон», «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних», «С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность для несовершеннолетних», «От шалости к правонарушениям», «Коррупция… Не переступай черту!»; занятие-практикум «Права. Обязанности. Ответственность»; круглый стол «Ты имеешь право»; лекции: «Мои права. Я – гражданин», «Права и обязанности ребенка в семье», «Конвенция о правах ребенка», «Алкоголь. Сигарета. Наркотик. Ответственность несовершеннолетних» и др.
Школа участвует в мероприятиях ежегодной комплексной оперативно-профилактической программы «Подросток». Специалисты межведомственных структур оказывают содействие в проведении профилактических акций, заседаний круглого стола, проведения тематических дней.
Обучающиеся, состоящие на профилактическом учете активно вовлекаются во всевозможные профилактические мероприятия. Ребята участвуют в Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», награждены дипломами за участие в Областном конкурсе-выставке «Богатство страны «Светофории»» среди обучающихся образовательных организаций Курской области, грамотой двадцать третьего открытого Интернет-Фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2024».
В рамках программы духовно-нравственного воспитания детей проводятся следующие мероприятия: занятия в тренинговом режиме, познавательные диалоги, акции, мастер – классы, посещение музеев, выставок, конкурсы стихотворений, викторины, благотворительные ярмарки, фотовыставки.
Результатом названных мероприятий является положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения обучающихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения), повышение социально - психологической устойчивости обучающихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
В планы проведения профилактических мероприятий включены такие формы работы, как тренинги, классные часы, правовые лектории, профилактические беседы, конкурсы плакатов, раздача памяток и брошюр, демонстрация фильмов по данной тематике, заседания родительского клуба.
Отдельным направлением выступает консультирование родителей по правовым аспектам детско-родительских отношений, основам педагогики и детской психологии, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С этой целью регулярно проводятся заседания родительского клуба.
Организован показ видеороликов по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С обучающимися школы-интерната проводятся индивидуальные беседы об уголовной, административной ответственности. Информация по вопросу уголовной, административной ответственности несовершеннолетних размещена на стенде «Закон и подросток».
В ОКОУ «Льговская школа-интернат» ведется работа по профилактике интернет зависимостей среди обучающихся, проводятся мероприятия по безопасному поведению в сети Интернет: беседы, классные часы с просмотрами видеофрагментов, видеороликов.
С целью организации работы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, среди воспитанников были проведены мероприятия: лекции, беседы, встречи, индивидуальные консультации, уроки безопасности «Мой безопасный интернет».
С воспитанниками школы-интерната психологической службой активно проводится работа на тему интернет безопасности. Это анкетирование, беседы и опросы. Были разработаны и выпущены памятки для обучающихся по безопасному поведению в сети Интернет, а также листовки для родителей с рекомендациями по защите ребенка от нежелательной информации в сети Интернет.
В рамках антинаркотического месячника «Курский край – без наркотиков!», с целью профилактики табакокурения, употребления алкоголя, наркомании проводились мероприятия, направленные на пропаганду позитивных интересов и здорового образа жизни, противодействию пагубным привычкам среди детей и подростков: классные часы «ЗОЖ – это модно, «Без наркотиков жизнь прекрасна», «Нет – наркотикам» и др., лекции «Мы против наркотиков!», беседы, тренинги, книжная выставка «Жизнь прекрасна, не рискуй напрасно!», круглые столы «Имя беды – наркомания!», «Вредные привычки: наркотики. Можно ли избавиться от наркомании?», был организован просмотр видеороликов социальной рекламы, выпуск стенгазеты «Вредные привычки – нам не друзья».
В рамках повышения уровня безопасности от угроз терроризма и экстремизма, предупреждения и пресечения распространения террористической и экстремистской идеологии, в школе-интернате проводятся мероприятия, по данной тематике: информационные, классные часы, лекции, тренинги, беседы, круглые столы, конкурс рисунков «Терроризм – угроза обществу», встреча с представителем правоохранительных органов «Антитеррор. Безопасность для детей», практикум «Правила поведения при возникновении террористической угрозы».
К Международному Дню инвалидов были реализованы мероприятия: классные часы «Уроки добра и толерантности», беседа «Медицина на страже инвалидов», акция «Поделись теплом ладони» (посещение Института пожилого человека с концертной программой), мастер-класс «Из добрых рук с любовью», игровая программа с участием детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы разные, но мы равные», Дни благотворительности «От сердца к сердцу», книжная выставка «…Возлюби ближнего своего!», презентация «Мир прекрасен!!!».
В школе регулярно проводятся различного рода мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: классные часы, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, спортивные игры и эстафеты, Дни здоровья, книжные выставки. Воспитанники школы-интерната активно участвуют в различных конкурсах, выставках, спортивных олимпиадах и спартакиадах районного и областного уровня. Получают призовые места и грамоты.
В целях профилактики ВИЧ и СПИДа среди обучающихся проводились мероприятия, направленные на выявление уровня информированности подростков по проблеме ВИЧ-СПИДа, предоставление информации о возможностях предотвращения инфицирования, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Проведены: классные часы «На страже здоровья», урок здоровья «Защити себя от СПИДа», беседа «Как не стать обреченным?», дискуссия «СПИД. Что я должен об этом знать?», книжная выставка «XXI век бич, как уберечься от ВИЧ?», презентация-памятка «Прочти и запомни!», выпущена информационная листовка для родителей «Мифы и правда о ВИЧ».
С обучающимися активно проводится профориентационная работа. Проведены совместные мероприятия с представителями службы занятости населения, отделов опеки и попечительства, сотрудниками профессиональных учебных заведений. Организованы встречи с людьми интересных профессий, экскурсии на предприятия г. Льгова.
В школе-интернате функционирует актив ученического соуправления. Ученическое соуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог и понять друг друга.
Формированию благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков школы-интерната способствует школьная служба медиации.
В результате реализации мероприятий, проводимых с обучающимися школы, родителями, достигнут результат:
- снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете;
- социализация и реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом;
- отсутствие случаев травли среди обучающихся;
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних школы-интерната;
- высокая активность и мотивация обучающихся при подготовке общешкольных профилактических мероприятий;
- повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения;
- повышение уровня правовой грамотности родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...
Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".
Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....
Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...
Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»
Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей
Статья предназначена для классных руководителей....
Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей
Выступление на методическом объединении учителей...