Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".
материал (5 класс) на тему

Красичкова Ирина Евгеньевна

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Наро – Фоминская

средняя общеобразовательная школа № 4 СУИОП

Выступление на заседании ШМО  классных руководителей на тему:

«Формирование благоприятного социально – психологического

 климата в классном коллективе учащихся ».

Подготовила классный руководитель 5 Г класса

–  Красичкова Ирина Евгеньевна

2017г

 «Формирование благоприятного социально – психологического

 климата в классном коллективе учащихся ».

      Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.

      Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива . Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

       Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.

       Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

  •  знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
  • знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

        Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.

       В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

       Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

       Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

      Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

      Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

      По наблюдениям за  учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно(в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

      Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.

      Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе

педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

    1). В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений

между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строяться на

принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить

свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка,

критика высказывается с добрыми пожеланиями.

    2). В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения

ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их

защиту, помогают новичкам.

    3. В классе высоко ценят такие черты личности, как -  ответственность,

честность, трудолюбие и бескорыстие.

    4). Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если

нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей

в учебной и досуговой деятельности.

    5). Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают

сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

    6). В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное

расположение, понимание, сотрудничество.

     Характеристики  неблагоприятного  социально-психологического

климата:

     1). В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются

конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют  себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения

главной и нетерпим к мнению остальных.

2). В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во

взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и

"пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко

высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто

проявляют враждебность.

3). Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие,

бескорыстие, не в почете.

4). Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться

от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5). Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов

коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6). В классе возникают конфликтующие между собой группировки,

отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7). В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают

растерянность, ссоры.

    Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

       Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие

 -личностные качества педагога : открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность;  

 а так же

- профессиональные качества  педагога : теоретическая и методическая вооружённость.

     Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме,  следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического климата:

    1) находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их

основе организовывать общие дела;

    2) формировать традиции класса, участвовать в общешкольных

традиционных делах;

    3) если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе:

сходить в поход, отдохнуть и т.п.

    4) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий,

стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.

Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

    5) привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива,

поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам

разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а,

выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному

решению;

    6) создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей

в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между

учителями и учащимися;

   7) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

    8) развивать творческие способности членов группы, умение и потребность

в познании других людей, толерантное к ним отношение.

 

  Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяется классным руководителем, его умением правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.

        Советы педагогам:

      - необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

      - нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

      - относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

      - старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает.

    Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

      - критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения.

      -  к  провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

         Игры и упражнения на сплочение ученического коллектива.

1. «Дотронься до цвета»: по команде ведущего необходимо дотронуться до

определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на

ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако

на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде

ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов

(например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. «Гусеница» - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа

впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что

команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна,

например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку;

все, что придет в голову.

 4. Игра «Планета нашего класса».

Задачи:

  • Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.
  • Дать возможность детям почувствовать своё формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.
  • Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

       Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Рекомендую классным руководителям специальную литературу.

     Литература:

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.

- М:Просвещение, 1989

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/

http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.

Социально-психологический климат коллектива и личность. - М: Мысль, 1998.

4. Ливанова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности  игрового

взаимодействия. - СПб: Питер, 2008.

5. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса:

Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика

учащихся. Занятия, тренинги. - М: "5 за знания", 2006.

6.Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

ДОКЛАД на ШМО классных руководителей на тему: «Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю»_26.10.2020

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения...

Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"

Семинар для классных руководителей на тему "Формирование устойчивости современного школьника к негативному психогенному воздействию социума"...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...