Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»
консультация по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

 «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Обучение в школе - интернате - это длительный процесс, в течение которого происходит развитие личности. И поэтому, важным условием благополучного развития личности обучающихся является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата.

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три "климатические зоны":

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей и воспитателей. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того чтобы изучать социально-психологический климат в классе необходимо знать характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество и т.п.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения состояния психологического климата в классах нашей школы – интерната в конце первой четверти было проведено анкетирование обучающихся. Использовалась анкета «Определение состояния психологического климата в классе» (Федоренко Л.Г.)

В анкетировании приняли участие 87 обучающихся с первого по восьмой класс – это 85% от общего числа обучающихся.

         По результатам анкетирования  90 % школьников (79 человек) высоко оценили психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учится. Однако при этом показателе, есть обучающиеся, требующие индивидуального внимания классных руководителей  и воспитателей.  В 3 классе Деревеньков Николай, в 5а Лебедева Катя, которые хотели бы перейти в другой класс; Москалева Снежана и Смирнов Артем из 3 класса всегда с плохим настроением идут в школу. Некоторые ученики отмечают, что учителя чаще обращаются к ним вежливо, иногда грубо. Большее количество таких учеников из 5б класса.

7% анкетируемых (6 человек) скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо. В 4 классе 1 человек (анкета не подписана) всегда с плохим настроением идет в школу. Особое внимание обратить на Донского Артема из 7б, Ковинкина Алексея и Рябова Данилу из 8а, Морозова Андрея и Новикову Карину из 8б класса, которые с равнодушным настроением идут в школу, им не нравятся люди, с которыми они учатся (Донской А., Рябов Д, Новикова К., Морозов А.), бывает желание перейти в другой класс (Донской А.), всегда с плохим настроением идет в школу (Рябов Д., Ковинкин А.,), недоволен учебой в школе (Рябов Д, Ковинкин А.).

        3% обучающихся (2 человека – Гиззатулина Арина из 3 класса и Смирнова Валентина из 7б класса) оценивают психологический климат в классе как очень плохой.  Это школьники, которым никто не нравится  в классе. Они с плохим настроением идут в школу, желают перейти в другой класс (Смирнова В.), к учебе безразличны, либо недовольны учебой.

Результаты анкетирования показывают на необходимость совместной работы классных руководителей, воспитателей, педагога - психолога по созданию в классах благоприятного социально - психологического климата. Для этого в работе с классом рекомендую применять наиболее эффективные способы:

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатичные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, поэтому создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы.

А начинать нужно с доброй улыбки, когда вы входите в класс. Вспомните имена детей, которых вы учите. Найдите в течение школьного дня несколько слов для каждого ученика. Поздравьте с днем рождения, заметьте новую кофту или прическу. Поинтересуйтесь, как у него дела, почему он сердит или весел. Нам всем в этой жизни не хватает личностного внимания. Детям, обучающимся в нашей школе, требуется его в разы больше. Не скупитесь на добрые слова, улыбайтесь! Берегите психическое здоровье детей и свое!

Педагог-психолог

Соловьева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

выступление на педагогическом совете "Формирование самостоятельности у детей"

Термин "самостоятельность". Этапы формирования самостоятельности.Результаты исследования произвольной регуляции деятельности у учащихся начальной школы.Как тип отношений взрослых влияет на развитие ре...

Выступление на педагогическом совете «ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Кто не изучал человека в самом себе, нигде не достигнет глубокого знания людей. (Н.Г.Чернышевский )...

Выступление на педагогическом совете «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэ...