Классный час "Под флагом единым".
классный час

Ольга  Анатольевна  Стебунова

Цель: воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, чувства гордости, уважения к государственным символам России, к своей Родине. Рассказать о празднике - 4 ноября – это день единства всех российских народов. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Расширение кругозора учащихся

Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и традициям своей Родины.
 

Задачи: пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;

воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.

 

Оборудование: компьютер с программой PowerPoint 2010, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, плакаты с символикой России, презентация, библиотечная выставка по теме.

 

          Эпиграф на плакате: «Все вместе мы – едины и сильны!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

           МКОУ «Ростошинская СОШ»

     Классный час «Под флагом единым»

(приуроченный ко Дню народного единства)

                                       

                     

                     Классный руководитель:

Стебунова Ольга Анатольевна

Цель: воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, чувства гордости, уважения к государственным символам России, к своей Родине. Рассказать о празднике - 4 ноября – это день единства всех российских народов. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Расширение кругозора учащихся

Формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и традициям своей Родины.

Задачи: пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;

воспитание учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.

Оборудование: компьютер с программой PowerPoint 2010, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, плакаты с символикой России, презентация, библиотечная выставка по теме.

          Эпиграф на плакате: «Все вместе мы – едины и сильны!»

Звучит гимн РФ. Дети встают. (слайд 1)
1.Вступительное слово педагога.

(слайд 2)

Ребята! В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Вот почему отношение к гербу, к флагу и гимну это и отношение к самому государству. И поэтому все мы должны хорошо знать историю государственных символов России, любить свою Родину. Сегодня наш классный час посвящен «Дню народного единства».

Ученик 1. Родина. Это слово мы знаем с детства. Как много заключено в нем для каждого. Посмотрите, какая она огромная! И у каждого она одна, как мама. Родина – это место, где мы родились, где мы живем. 

Ученик 2. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

(Васильев С.)

Ученик 3.Горделиво над страною реет флаг родной Земли,

Триколор моей России, знак свободы и любви.

Поднимают гордо флаги в океанах корабли,

Чтобы знали все, откуда эти гости приплыли.

И в Кремле, и в каждой школе три могучих полосы,

Возрождая ценность наций, единения мотив.

Благородство, честность, смелость охраняют наш покой,                                                            

Пусть же будет вечным крепость этой ценности родной.

Ученик 4.

РОССИЙСКИЙ ФЛАГ

Разноцветный флаг России –

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кровь, пролитая в бою,

Смелость, доблесть и отвага,

Вера в Родину мою!

(Бебина М.

 (слайд 4)

4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

(слайд 5)

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

(слайд 6)

 Родина и единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

(слайды 7)

Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III  пошел войной на Русь. Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

(слайд 8)

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

(слайд 9)

Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России

(слайд 10)

Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.         

(слайд 11)

Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства.

(слайд 12)

Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой. Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое  ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

(слайд 13)

Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

(слайд 14)

Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию.

(слайд 15)

1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

 (слайд 16)

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

(слайд17)

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

(слайд 18)

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

(слайд 19)

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) - Мартос с сыновьями. Вы помните, ребята, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

(слайд 20)

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

(слайд 21)

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она относится к иконам Одигитрия - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов. 

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. 

(слайд22)

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

  (слайд 23)

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

(слайд24)

                                       Что такое 4 Ноября? 

 4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

(слайд25)

В заключение классного часа дети поют песню Олега Газманова

                             «Вперед Россия».

(слайд 26)

Так было в России с далеких времен
Чем выше давление, тем крепче бетон
И если опасность державе грозит
Становится Родина, как монолит
В горниле победы сегодня как встарь
Опять закаляется Родины сталь
Припев:
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя

Пусть время нас бурным потоком несет
За нами Россия, за нами народ
Традиции святы и тысячи лет
Продолжится летопись наших побед
А если врагов налетит воронье
Их снова Отечество встретит мое
Припев:
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя

В этом слове источник силы
Повторяем -Вперед Россия

Припев:
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила
В этом слове победы пламя
Поднимаем России знамя.

                                                Источники

  1. Бутромеев, В.П. Символ власти. Флаги, гербы, правители, награды, деньги всех стран и времен / В.П. Бутромеев, В.В. Бутромеев, Н.В. Бутромеева. - М.: Белый город, 2007. - 575 с.: ил.
  2. Государственная символика России: история и современность / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003. - 223 с.
  3. Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 62 с. - (Актуальное законодательство)
  4. Символы, святыни и награды Российской державы / В.Н. Балязин и др. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 335 с.
  5. Сингаевский, В.Н. Военно-государственные символы России / В.Н. Сингаевский. - М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2008. - 255 с.: ил.

Люблю тебя, моя Россия: стихи - https://www.liveinternet.ru/users/3331706/post288277455 

«Горделиво над страною...» стихи  - https://www.liveinternet.ru/users/3331706/post288277455 

Российский флаг: стихи - https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihotvoreniya_o_gosudarstvennom_flage_rossii.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»

Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»...

Классный час на тему: «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗЕДЕНТА КАЗАХСТАНА НАЗАРБАЕВА Н.А. ОТ 17 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА  "КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ"....

Классный час "Флаг, Герб города Ипатово"

Презентация классного часа " Флаг, Герб города Ипатово"...

Классный час "Мы едины"

для классного часа на сплочение коллектива...

«Формирование классного коллектива, как единой целостной системы.»

Классный руководитель- должность, которая, как правило, назначаемая администрацией школы, на основании приказа директора. Чаще всего педагог, в чьи обязанности еще вменяются классное руководство, не в...

Классный час "Флаги России"

Флаг является отличительным знаком государства. Государственный флаг означает единство страны....

Классный час "День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв."

19 апреля-единый урок, День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв....