О ПРИМЕНЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья
Данная статья предназначена для классных руководителей. В ней можно найти ответ на вопрос: " Что нужно сделать для того, чтобы метод, применяемый классным руководителем "сработал", достиг цели?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_primenenii_emotsionalnyh_stimulov.odt | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
О ПРИМЕНЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ
В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Шевченко Ирина Анатольевна
учитель английского языка МОУ СОШ № 4 г. Комсомольск-на-Амуре
Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от современной школы воспитания социально активной личности, уважающей закон и правопорядок, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями.
Как же образом должна быть организована воспитательная работа в классе, чтобы эта задача была успешно выполнена?
Безусловно, организованный воспитательный процесс, включает в себя разнообразные методы воспитания. Их принято условно разделять на две большие группы: методы, воздействующие преимущественно на сознание, и методы, с помощью которых организуется опыт положительного поведения школьников.
Логику воспитательного процесса, согласно известному российскому психологу М.Г. Яновской, можно представить таким образом: корень дерева воспитания — ведущие психолого-педагогические закономерности, питающие воспитательный процесс; цели, содержание и методы воспитания — это ствол дерева, т. е. основы воспитательного процесса; эмоциональные стимулы — это листва, идущая от ствола и переливающая в него жизненные соки. Как ствол без листвы - засыхающее дерево, так и метод без эмоциональных стимулов, примененный классным руководителем, может быть сухим и назидательным.
Возникает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы метод, применяемый классным руководителем, «сработал»?
Мне кажется, что опираться нужно в своей работе на эмоциональный отклик учащихся. Это означает, что классному руководителю нужно стремиться вызывать у детей желаемую эмоциональную реакцию на какие-либо факты, события, конкурсы, соревнования и другие коллективные дела. Например, это может быть отклик, связанный с чувством удовлетворенности за добросовестно выполненное задание, или отклик, связанный с чувством гордости за победу в конкурсе и т.д. Словом, вызвать эмоциональный отклик — это значит вызвать желаемое позитивное чувство и соответствующую ему эмоцию.
Как классный руководитель, своей задачей считаю организовать воспитательный процесс так, чтобы эмоциональный отклик, прежде всего положительный, перешел в относительно устойчивое состояние — эмоциональное настроение отдельного ученика, группы. В дальнейшем, опираясь на эмоциональный настрой, основной задачей будет развитие интереса у учащихся к коллективной деятельности и общению.
Как показывает практика, интерес часто связан с положительными переживаниями, следовательно, эмоционально окрашен. Интерес всегда выражается в чем-то конкретном, реализуется через какую-то привлекательную деятельность — коллективные дела, поисковую работу, конкурсы, соревнования, творчество и т. д. Другими словами: интерес — это внутреннее эмоциональное состояние, возникающее у коллектива или личности в процессе деятельности.
Для того чтобы процесс нравственного воспитания учащихся класса становился более эффективным, старюсь:
- опираться на положительные возрастные особенности и интересы, создающие «эффект актуальности»;
- организовывать групповые или коллективные дела и переживания, объединяющие участников;
- учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно);
- заботиться о создании атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
- поощрять, стимулировать активность учащихся.
В самом значении слова стимул заключено нечто внешнее, побуждающее к деятельности. Стимулы (фронтальные, групповые, индивидуальные) помогают мне вызвать положительный мотив деятельности учащихся, готовность и желание выполнить задание, помогают раскрыть их творческие, организаторские, познавательные способности. Что касается эмоциональных стимулов, то к ним можно отнести такие стимулы, которые в наибольшей мере воздействуют на эмоциональную среду учащихся, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание, формирование общественно ценного и личностно значимого мотива поведения. К эмоциональным стимулам относится игра, соревнование, средства литературы и искусства (И.П. Иванов).[5,18] Диспуты, дискуссии, любые обсуждения нравственных проблем — процесс не только интеллектуальный, но и эмоциональный (Ю.К. Бабанский).[5,18] Сильным эмоциональным стимулом является общественное мнение (Т.Е. Конникова).[5,18]
Как показывает опыт работы, не всегда легко организовать обсуждение нравственных проблем, иногда трудно преднамеренно создать проблемно-поисковые ситуации, но именно они позволяют мне организовать активный обмен мнениями по той или иной ситуации, организовать коллективный поиск истины. Поэтому я считаю применение проблемно-поискового стимула эффективным. Уже в самом названии стимула заключена его суть: поиск правильного решения нравственной, этической, эстетической проблемы. Думается, что трудно оспорить истину: чтобы школьник смог вести себя нравственно, надо, чтобы он, как минимум, имел отчетливое представление о том, что входит в понятие «нравственное поведение».
Следовательно, для того, чтобы у него сложилось представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», необходимо давать школьнику «пищу» для обсуждения и размышления. Так в 5-м классе темами (ситуациями) для обсуждения могут быть следующие:
- «Ответственность и безответственность»;
- «Социальные сети влияют на детей хорошо или плохо?»;
- «Можно ли наказывать детей?»;
- «Детям нужно разрешить слушать любую музыку»;
- «Видеоигры вредны для детей?»;
- «Безопасно ли детям пользоваться мобильным телефоном?»;
- «Я среди людей, люди вокруг меня»;
- «Я — дома, я — в школе, я — среди друзей»;
- «Мои нравственные ценности».
Для того, чтобы обсуждение нравственных проблемных ситуаций вызывало ответные чувства учащихся и, тем самым, помогало формировать их нравственное сознание, использую следующие приёмы:
- создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту учащихся;
- анализ нравственных конфликтных ситуаций;
- анализ рассуждений сверстников;
- анализ противоречивых высказываний;
- анализ проблемных вопросов;
- разбор этического, нравственного содержания высказываний выдающихся людей.
Сегодня невозможно игнорировать сильные, стимулирующие факторы воспитательного процесса — кино и театр, нельзя недооценивать информативно-эмоциональные функции средств массовой информации, нельзя не использовать информационные компьютерные технологии. Ссылки на отдельные эпизоды, анализ кинофрагментов, видеосюжетов позволяют мне, как классному руководителю успешно использовать в ходе дискуссии эмоционально-образный материал для анализа поступков киногероев, их ошибок, их нравственных ценностей и т. д.
Да, не всегда удается сразу получить желаемый результат, но без последовательной, настойчивой работы классный руководитель не сумеет выполнить поставленную перед ним задачу.
Литература:
- Духовно-нравственное воспитание школьников (Игнатьева Г.Е.
ж. «Воспитание школьников» № 9 -2010)
- Социально-психологический портрет современных подростков (Савина Н.Н. ж. «Воспитание школьников». № 8 — 2010)
- Классные часы: этика, мораль, нравственность (ж. «Классный руководитель». № 2 — 2009)
- Коч А.А. «Я в мире — мир во мне» (ж. «Классный руководитель» №№ 1-4, 6, 7 — 2004, №№ 2,3 — 2005)
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : Книга для учителя, М.: Просвещение, 1986.- с.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста, в том числе и кла...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Применение ИКТ в работе классного руководителя
Статья о применении ИКТ в работе классного руководителя...
Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.
Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...
«Инновационные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя»
Познакомить участников с одной из разновидностей форм арт-технологии - коллаж, применяемой для решения воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личнос...
Применение ЦОС «Сферум» в работе классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся
В данной статье вы найдёте ответы на вопросы: каким образом ЦОС «Сферум» может помочь классному руководителю достичь желаемой цели и какие функции цифровой образовательной среды могут этом...