Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
статья по теме
В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста, в том числе и классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblasti_primeneniya_i_vozmozhnosti_ikt_v_rabote_klassnogo_rukovodit.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
Суворова Л.В. – учитель математики
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ № 20 п. Железнодорожный
В рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
У классного руководителя масса функций и должностных обязанностей, всегда хочется облегчить себе жизнь, выполнить намеченное быстро, четко, качественно и продуктивно. И здесь на помощь к нам приходят ИКТ. Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание и методы воспитания, разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования или воспользоваться уже готовыми информационными ресурсами.
Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя
1. Электронная документация классного руководителя.
В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново:
- План воспитательной работы;
- Социальный паспорт класса;
- Анкеты;
- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
- База данных учащихся и их родителей.
(ПРИМЕР: Система «Портфолио класса»)
2. Диагностирование, анкетирование
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.
(ПРИМЕР: «Мониторинг воспитательной работы»)
3. Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняется электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Можно использовать и готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д.
(ПРИМЕР: «Зимняя игра»)
4. Ресурсы сети Интернет
В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Необходим привлекать учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы.
5. Творческая работа с учениками
Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость:
Создание школьного сайта.
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение.
В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Создание портфолио каждого учащегося класса, портфолио класса.
(ПРИМЕР: «Портфолио 5 класса», «6 класс», «Наш 7 класс», Сказка «Колобок», «Космонавт», «Словарики терминов по предметам»)
6. Методическая работа
- сопровождение выступления на педсовете, МО;
- для проведения семинара или творческого совещания;
- для обобщения собственного опыта.
(ПРИМЕР: «Дистанционные курсы-ссылки»)
7. Мониторинг
Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Более качественно и эффективно использовать Телекоммуникационную образовательную сеть «Образование Web 2.0».
Электронный журнал как элемент единого информационного
пространства образовательного учреждения
«Электронный журнал» – новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет образовательному учреждению автоматизировать составление школьной отчетности, оперативно получать различные статистические срезы с целью повышения качества управленческой деятельности, вовлекает образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных.
Использование в деятельности всех учителей-предметников или классного руководителя электронного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов, более тесная оперативная связь с родителями.
Преимущества проекта:
- "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,
- объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;
- возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;
- облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
- высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.
- информирование родителей о поведении и успехах учащегося через текстовые сообщения и SMS, и возможностях автоматического получения отчета об успеваемости и посещаемости для родителя за определенный период времени в виде сообщения SMS на их мобильные телефоны или просмотра электронного дневника
«SMS- дневник» и «Электронный дневник» – дополнительные сервисы единого информационного пространства школы, которое создано на основе этого комплекса программных средств.
SMS- дневник – это сервис, который позволяет родителям и учащимся по запросу, посылаемому на номер телефона школы, получать информации о текущей успеваемости учащегося, об всех полученных учащимися отметках и всех пропущенных уроках за определенный период времени в качестве сообщения SMS на их мобильные телефоны.
Преимущества «SMS- дневника»:
- оперативность, мобильность, простота
- предоставляет доступ большому количеству пользователей;
- является дешевым способом получения информации;
- использует текст как основу коммуникаций;
- сохраняет записи в телефоне так долго, как это необходимо;
-сообщение может быть доставлено в любом месте, независимо от местонахождения пользователя.
Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный числовой код учащегося в системе. Далее, отправляя этот код на школьный телефон, он в ответ получает все отметки и пропуски уроков учащегося за текущую неделю в виде SMS сообщения.
«Электронный дневник» – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.
Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный пароль. Логином является фамилия учащегося, написанная на русском языке. Далее, введя логин и пароль, родители и учащиеся получают доступ в электронному дневнику своего ребенка.
Таким образом, родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле.
(ПРИМЕР: «Электронный дневник», «Ведомость учета успеваемости», «Табель успеваемости»)
В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста, в том числе и классного руководителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Система работы классного руководителя "Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях".
Система классного руковдителя воспитательного воздействия на учащегося....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Применение ИКТ в работе классного руководителя
Статья о применении ИКТ в работе классного руководителя...
Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.
Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии....
Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...