Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе»
рабочая программа (5 класс)

Программа  воспитания «Мы разные, но мы вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_my_raznye_no_my_vmeste.doc576 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания толерантного отношения

«Мы разные, но мы вместе»

Учитель географии Протонина Инесса Викторовна

2017г

Программа  воспитания «Мы разные, но мы вместе»

“Воспитание — великое дело: им решается участь человека”.

В.Г. Белинский

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Н. Добролюбов

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка

В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура). Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
  • Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

Весьма актуальной для современного сознания, особенно российского, представляется мысль французского философа Тейяра де Шардена: «Контакт есть понимание различий». Любое общество, а общество переходного периода в особенности, находится под постоянной угрозой возникновения и обострения макро- и микроконфликтов, возникающих чаще всего на этнической, религиозной, социальной почве. Умение предотвращать и разрешать эти конфликты ненасильственными способами связано с воспитанием в человеке терпимости (толерантности).

Толерантность – терпение к чужим мнениям и верованиям; способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения; положительное отношение к таким отличиям; умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это определённая установка сознания, которая объективируется деятельности и общении граждан.

Организация объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) рассматривает терпимость в качестве правовой потребности современного общества и декларирует принципы терпимости, знать которые и жить по которым полезно всем – и взрослым, и детям.

Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, учителя должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско- эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа воспитания «Мы разные, но мы вместе» учащихся 5-6-х классов  должна помочь классным руководителям педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Задачи:

– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;

– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;

– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;

– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;

– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

– помочь школьникам быть понятыми и признанными.

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение. 
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. 
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 
  •  tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
  •  tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 
  • tasamul (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.  

Радиальная диаграмма

Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности: 

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

wdtnjr.bmp

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость

любознательность
снисходительность
доверие

гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя.

По социометрическим исследованиям в коллективе моего класса (5Б)  выявлен большой процент детей, которые имеют качества лидеров, много эктравертов, которым просто необходимо проявлять себя. Поэтому всю свою работу с данным классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Все мероприятия, проводимые в классе, должны быть направлены на активное творческое участие всех без исключения. Для того чтобы дать возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и способности не только в классе, необходимо принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При этом детям предоставляется максимальная самостоятельность при подготовке (при ненавязчивом контроле), что воспитывает в них ответственность за принятые решения. А самое главное, все дела проходят обязательно при непосредственной поддержке и участии родителей.

В подростковом возрасте учащиеся начинают отдаляться от родителей, а классный руководитель может стать объединяющей силой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях и не потерять с взрослеющими детьми контакт.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Именно поэтому программа сотрудничества классного руководителя с родителями построена не только на классических формах работы.

Данная программа рассчитана на два учебных года (5 и 6 класс). Она включает в себя два направления, тесно связанных между собой: «Мы вместе!» (Формирование детского коллектива через совместную деятельность) и «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности» (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся).

В программу входят традиционные мероприятия, которые составляют годовой круг праздников и других коллективных дел класса. С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.

Цель можно реализовать через два приоритетных направления:

Мы вместе!
(Формирование детского коллектива через совместную деятельность.)

Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности.
(Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.)

Задачи:

  1. Формировать эмоционально-ценностного отношение к миру, познанию, окружающим, себе.
  2. Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг друга.
  3. Учить с вниманием относиться друг к другу.
  4. Развивать навыки коллективного общения.
  5. Формировать потребность к самовыражению через подготовку, участие в коллективных делах;
  6. Утверждать позитивное отношение к активной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся и их семей.
  2. Реализовать принцип доступности.
  3. Формировать представление родителей о необходимости участия вместе с детьми во внеклассных мероприятиях в средней школе.
  4. Создать атмосферу взаимной заинтересованности родителей и их детей в успешности друг друга.
  5. Ознакомить родителей с психологическими особенностями детского подросткового возраста 5-6 класса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
  • классные часы, беседы;
  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
  • вечера и дни семейного отдыха;
  • создание фотоальбома класса;
  • создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;
  • индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
  • тематические родительские собрания; и другие.

Программа может быть реализована при помощи следующих форм:

1. Участие в общешкольных мероприятиях.

2. Чтение и обсуждение книг.

3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.

4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.

5. Посещение музеев, театров, выставок.

6. Беседы, классные часы.

7. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).

8. Различные акции.

9. Родительские собрания.

Программа построена с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов ребенка;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы - 2 года.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов по 1 занятию в неделю.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.

Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.

Формы организации учебного процесса:

  • совместная (групповая) деятельность обучающихся;
  • игры и тренинги;
  • самостоятельная деятельность;
  • практикумы;
  • беседы;
  • деловые игры и др.

Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:

  • учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы;
  • библиотекарь оказывает практическую помощь классному руководителю;
  • социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.

В реализации программы по обучению  школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы разные, но мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:

  • входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
  • образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
  • оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
  • выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
  • инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
  • групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
  • групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.

Классный руководитель реализует следующие функции:

  • взаимодействие с семьями учащихся;
  • создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
  • создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА  2 года

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах организации взаимодействия людей и общностей;
  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Дети  приобретут следующие качества:

1. Умение считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.

8. Ценить свою и чужую жизнь.

9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
  • стремление к коллективной творческой деятельности.
  • приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • опыта волонтерской деятельности;
  • опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

Месяц

№ п/п

Тема занятия

сентябрь

 

Здравствуй, школа!

1

1

Беседа «Школьнику на память. Правила поведения в школе»,  «Я- пятиклассник»

2

2

Беседа «Взаимоотношения в коллективе. Что хорошо, что плохо?»

3

3

Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе)

4

4

Анкетирование «Как мы себя чувствуем в нашем классе?»

октябрь

 

В гостях у Светофора

1

5

Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный”

2

6

Экскурсия “Безопасный путь домой”

3

7

Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс”

4

8

 Беседа с элементами игры «Что такое толерантность?»

5

9

 Игра «Учимся слушать друг друга»

ноябрь

 

Всё умею делать сам

1

10

Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России)

2

11

«Что такое драка, причины ее возникновения» Беседа, моделирование ситуаций

3

12

Знакомьтесь, это я. Рассказ учащихся о своих привычках, увлечениях, демонстрация фотографий и достижений

декабрь

 

Я и мои друзья

1

13

Работа с портфолио “Мои друзья”

2

14

«Мне плохо, я злой…»  Моделирование различных ситуаций, пути разрешения различных ситуаций недовольства

3

15

Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” Вместе готовимся к празднику

январь

 

Учиться – всегда пригодится

1

16

«Мы разные, но мы вместе» Игра брейн- ринг

2

17

Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения”

3

18

Конкурс чтецов “По страницам учебника”

февраль

 

Родной свой край люби и знай

1

19

Поход в Музей боевой славы

2

20

Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины”

3

21

Наш вернисаж “Мой край родной” Посещение Дома- музея им. Б. Пачева

март

 

Вслед за солнышком

1

22

Мастер-класс “Вслед за солнышком” Экскурсия в весенний лес

2

23

Экологическая игра “Мы – защитники природы”

3

24

«Сюрприз для наших мам!» (Концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек).

4

25

«А ну-ка, девочки!»  Конкурс

апрель

 

Береги здоровье смолоду

1

26

7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты

2

27

Досуговая программа “Космические старты”

3

28

Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!”

4

29

Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли)

май

 

Когда все вместе

1

30

«Болезни из портфеля» Как сохранить здоровье ребенка?»

2

31

Встреча родителей, отдых на свежем воздухе (к международному Дню семьи)

3

32

Посещение Музея боевой славы и вечного огня. Конкурс стихов и сочинений «Они защищали нашу Родину»

4

33

Праздник «Окончание 5 класса» Последний звонок

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6 класс

Месяц

№ п/п

Тема занятия

сентябрь

 

Здравствуй, школа!

1

1

«Первые проблемы подросткового возраста».

2

2

Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья”

3

3

Встреча с сотрудниками ГИБДД

4

4

«Стили семейного воспитания». Беседа с родителями и учениками

октябрь

 

1

5

Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки”

2

6

Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим”

3

7

«Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком. Положительные и эмоции и их значение». Беседа

4

8

Конкурс рисунков на асфальте «Мы- против террора!»

5

9

Спортивно-развлекательная игра  “ В гостях у Светофора”

ноябрь

 

Всё умею делать сам

1

10

Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России)

2

11

Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки”

3

12

Мастер-класс “В гостях у русских мастеров”

декабрь

 

Я и мои друзья

1

13

Работа с портфолио “Законы школьной жизни”

2

14

Акция “Покормите птиц зимой”

3

15

Мастер-класс “Скоро праздник Новый год”

январь

 

Учиться – всегда пригодится

1

16

Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?”

2

17

Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения”

3

18

Рыцарский турнир вежливости

февраль

 

Родной свой край люби и знай

1

19

Библиотечный час “Страна, в которой я живу”

2

20

Спортивный праздник “Защитники Отечества”

3

21

Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России”

4

22

Викторина “Символы моей Родины”

март

 

Вслед за солнышком

1

23

Играем в народные игры

2

24

Прогулка-наблюдение «Первые вестники весны»

3

25

«Семейное лето – радужного цвета» Конкурс фотографий

.

4

26

«Веселые старты» Спорт против вредных привычек

апрель

 

Береги здоровье смолоду

1

27

Защита проекта “На зарядку становись”

2

28

Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу”

3

29

Конкурс плакатов ко Дню космонавтики

4

30

«Если не я, то кто же?» Чтение притчи, моделирование ситуаций

май

 

Когда все вместе

1

31

Классный час “Мы этой памяти верны”

2

32

Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи)

3

33

Работа с портфолио “Под крышей дома моего”

4

34

Презентация достижений «Моя школьная жизнь. Чего я достиг в этом году»

Приложение

Тренинги

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время: 5-7 минут.

Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья: по-русски (объятие и 3-ное лобызание), по-чувашски (Лаех) и т.д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность"

Цель: дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности; показать многоаспектность понятия “толерантность”.

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время: 15-20 минут

Процедура проведения:

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность”.

Далее ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным?”, “Какого педагога можно назвать толерантным? Интолерантным?”, “Как помогает толерантность в работе педагога?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают какую роль играет наличие толерантных (интолерантных) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Необходимое время:10 мин.

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Улыбка

Угроза

Контакт глаз

Наказание

Поощрение

Негативные интонации

Комплимент

Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств

Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты

Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель: ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями), используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей:

– события (когда.., если...);

– реакция (я чувствую...);

– предпочитаемого вами исхода ( мне хотелось бы, чтобы..., я предпочёл...., я был бы рад).

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”. Примеры. 

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника 
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. 
“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и таланты»

«Мои достижения»

7. Упражнение “Мой толерантный круг”.

Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.


Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Задание  “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

Упражнение "Мировое приветствие".

Приветствовать одногруппников  без слов принятыми в различных странах способами:

  •      Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
  •      Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
  •      Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
  •      Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
  •      Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
  •      Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
  •      Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
  •      Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
  •      Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

http://festival.1september.ru/articles/564613/img3.jpg

Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

  •      Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
  •      Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
  •      Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?

Упражнение "Добрый день, шалом, салют"

Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников.

Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями.

  • Италия: Bon giorno.
  • Швеция: Gruezi.
  • США: Hi.
  • Англия: Hello.
  • Германия: Guten Tag.
  • Испания: Buenos Dias.
  • Гавайи: Aloha.
  • Франция: Bonjours, Salut.
  • Малайзия: Selamat datang.
  • Россия: Здравствуй.
  • Чехия: Dobry den.
  • Польша: Dzien.
  • Израиль: Shalom.
  • Египет: Asalamu Aleikum.
  • Чероки (США): Schijou
  • Финляндия: Hyva paivaa.
  • Дания: Goddag.
  • Турция: Merhaba.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

«Мы разные, но мы вместе»

Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"

Данная  программа направлена  на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....

Мы все разные, но мы вместе

развлекательное мероприятие...

"Мы разные, но мы вместе"

Классный час на тему "Мы разные. но мы вместе"!!! целью этого классного часа является создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося, коллектива класса. Основными задачи данн...

Мы разные, но мы вместе - Россия!

Защита проекта, посвящённого Дню толерантности "Мы разные, но мы вместе - Россия!"...