Актуальность создания экологически безопасной образовательной среды.
статья по экологии на тему
Переход образовательных учреждений на образовательные стандарты нового поколения задаёт новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_diploma.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность создания экологически безопасной образовательной среды.
Переход образовательных учреждений на образовательные стандарты нового поколения задаёт новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения.
Учащиеся проводят значительную часть своего времени в особом микросоциуме — образовательной среде, влияние которой на развитие, здоровье и воспитание ребёнка может быть различным. Вот почему жизненно важной становится проблема обеспечения экологической безопасности среды образовательного учреждения.
Современная школа должна создавать эффективно функционирующую модель безопасной образовательной среды, для которой характерно наличие специально создаваемых условий, с помощью которых оптимизируются процессы воспитания и развития личности ребёнка, а также создаются возможности, необходимые для успешной социализации детей.
Комфортность и безопасность окружающей среды школы обеспечивается единством действий всех участников образовательного процесса. Разработка экологически безопасной образовательной среды и подбор оптимальных элементов может способствовать не только развитию
знаний у её участников и формирований умений в её организации, но и оздоровлению и реабилитации граждан. Важно, чтобы безопасная жизнедеятельность стала потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путём формирования нового мировоззрения, норм и традиций безопасного поведения людей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом.
Рисков и угроз в общеобразовательной школе много, они разнообразны и разноплановы. Среди различных видов безопасности для школы приоритетными являются социолого-психологическая, технологическая и экологическая. Все они взаимозависимы, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Создание экологически безопасной образовательной среды должно способствовать гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира способами экологического восприятия учащихся, формирования экологической культуры.
Компонентом комплексной образовательной среды могут выступить коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с учащимися.
В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды образовательных учреждений является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности образовательного учреждения и меры по развитию экологической культуры обучающихся.
Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, чувств и алгоритмов поведения.
Также, на мой взгляд, крайне актуальной становится задача формирования личности экологически безопасного типа, характеризующейся активной жизненной позицией, высоким познавательным интересом, склонностью к оцениваемому риску, психологической устойчивостью, толерантностью к неизвестности, способностью к творческой реализации, навыкам безопасного поведения и здорового образа жизни.
Исходя из этой задачи, актуальным становится создание экологически безопасной образовательной среды, важными характеристиками которой будут:
- отсутствие насилия в отношениях;
- наличие управляемых рисков и навыков их преодоления;
- наличие условий для формирования безопасного мировоззрения, творческой самореализации всех участников образовательного процесса, активизация познавательных интересов.
Проблемы экологизации образования, направленного на развитие экологической культуры и сохранение экологической безопасности образовательной среды, должны решаться путём совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности, а также и в процессе коррекционно-развивающих занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
Практическая значимость разработанной модели обусловлена тем, что на ее основе может быть организован процесс обуче...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Программа создания безопасной образовательной среды в школе.
Усвоение материала обучающимися, а также развитие личности происходит в условиях психологического комфорта и безопасности. В связи с этим встает вопрос о способах создания и поддержания психоло...
Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья напечатана в сборнике «КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» МатериалыIII Всероссийской научно-пр...