Общаемся с родителями
статья (5 класс)

Бирюкова Кристина Вячеславовна

Как правило, участие родителей в жизни класса в начальной школе на­много интенсивнее, чем в средней. Как же сделать так, чтобы столь актив­ные пару лет назад родители не стали пассивными наблюдателями и продолжали интересоваться школьной жизнью детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaemsya_s_roditelyami.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЕМСЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

(Из опыта работы классного руководителя 5Б класса МОУ «НСОШ №3»

Пронского района Бирюковой К. В.)

Как правило, участие родителей в жизни класса в начальной школе намного интенсивнее, чем в средней. Как же сделать так, чтобы столь активные пару лет назад родители не стали пассивными наблюдателями и продолжали интересоваться школьной жизнью детей?

Участие родителей в жизни класса.

Каждый классный руководитель, которому приходилось вести пятый класс, знает, что основными целями адаптационного периода для детей являются определение готовности школьников к обучению в новых условиях и оказание помощи детям с низким уровнем такой готовности. Таким образом, мы вплотную занимаемся учениками, частенько забыв про родителей.

Явка на общешкольные родительские собрания всегда высока именно за счет "началки". Почему же родители учащихся средней школы перестают принимать активное участие в жизни класса?

На мой взгляд , причин здесь несколько. Это и увеличившаяся самостоятельность их ребенка (часто детям неудобно, что их мама все ходит в школу, как будто они еще маленькие, и они сами зачастую этому препятствуют). Совсем недавно одна мама заявила: "Моей дочери уже 12-й год, взрослая совсем. Что же, я до сих пор должна ходить и за нее краснеть?"

Сюда же относятся проблемы адаптационного периода, с которыми сталкиваются не только дети, но и их родители (способность найти общий язык с каждым учителем-предметником иногда не под силу некоторым родителям).

Еще одна причина - возникновение новых, неожиданных для многих родителей трудностей с учебой и поведением, о которых они сначала внимательно слушают, а затем, махнув рукой в силу своей занятости, пускают все на самотек (например, проблемы подросткового возраста, когда иной раз родители не могут найти общий язык со своим ребенком).

И, конечно, определенную сложность создает новый классный руководитель, который занимается не только их детьми, но и имеет большое количество часов по предмету, что, естественно, ведет к ослаблению контроля, чему некоторые родители очень рады.

Да и сами учителя часто делают ошибки, о которых написано в любой книге по классному руководству - начинают разговор с родителями с жалоб и проблем, "вываливают" на них весь негатив и ждут при этом понимания. Но при подобном "нападении на их чад" можно получить в ответ: "Мой ребенок самый лучший, вы у себя в школе порядок наведите". Естественно, что в такой ситуации контакт с родителями будет потерян и понадобится приложить много усилий, чтобы наладить сотрудничество с этой семьей.

Я в своей работе классного руководителя придерживаюсь такого правила - вызывать родителей в школу только тогда, когда без их вмешательства невозможно решить проблему. А таких ситуаций бывает не так много. Конечно, звонить родителям и ставить их в известность о "шалостях" их чада нужно, иногда просто необходимо, но вызов в школу должен быть "высшей мерой наказания", иначе скоро это станет для них обыденностью и потеряет тот воспитательный эффект, на который мы всегда так надеемся. Я заранее узнала, что в следующем году мне достанется пятый класс. Поэтому у меня была возможность посещения совместных родительско-детских праздников, выступления на родительском собрании , на котором я была представлена в качестве будущего классного руководителя учителем начальных классов, а родители познакомились с требованиями и пожеланиями; изучение личных дел учеников.

Свою работу в качестве классного руководителя в 5 классе  я спланировала в мае 2022 года, и она состояла из определенных шагов.

 Шаг первый. Не откладываю знакомство с родителями до первого собрания, которое традиционно проходит лишь в конце первой четверти. Получая новый класс, я начала работать по созданной мной программе "Первое знакомство с семьей ученика". В августе я организовала посещения семей учеников своего класса, т. е. планомерно обхожу всех. Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ее, семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль общения между родителями и детьми. Кроме того, такие визиты положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителей. Важно отметить, что изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

При личном контакте появляется шанс заинтересовать родителей и быстрее найти с ними общий язык.

Шаг второй. Чтобы увлечь детей, мотивировать их и родителей к совместной деятельности, новый учебный год нужно начинать ярко! Поэтому первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него лучше пригласить всех родителей. Замечено, что на линейку первого сентября приходят практически все родители пятиклассников - прошу их подняться в класс. Подобное общее дело помогает ближе познакомиться с ребятами и поддержать их перед лицом ответственности выступления при родителях! После такого классного часа провожу первое родительское собрание в новом для родителей статусе - "родители пятиклассников».

Шаг третий. Никогда не скуплюсь на внимательное отношение к родителям! На каждое родительское собрание обязательно направляю индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание 1 сентября я делала такое приглашение-поздравление:

Уважаемые родители!

Поздравляю Вас с началом нового учебного года!

Ваш ребенок стал пятиклассником! Какие трудности встретятся на его пути, как с ними справиться? На эти и другие вопросы поможет ответить наша первая встреча. Организационное собрание состоится 1 сентября после торжественной линейки. Я надеюсь, что Ваше присутствие на собрании станет приятной красивой традицией нашего класса. С надеждой на встречу и сотрудничество

Ваш классный руководитель.

Шаг четвертый. Памятки и полезная информация -то, что мы чаще всего называем "педагогическим просвещением родителей", обязательно присутствуют на каждом родительском собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем - вот что подкупает родителей. Например, на первом родительском собрании были подготовлены такие памятки:

Уважаемые родители!

Поздравляю Вас и Вашего ребенка с началом учебного года! Желаю всем успехов в учебе!

Полезная информация родителям пятиклассников

Понаблюдайте за своим ребенком.

Как пятиклассник он должен:

уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;

стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

уметь общаться с другими взрослыми (продавцом, врачом и т. д.);

предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка

Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.

Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.

Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.

Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка, появившиеся в связи с преподаванием новых предметов.

Избежать многих проблем поможет следующая памятка

Памятка для родителей

1. Прошу соблюдать Устав школы и правила внутреннего распорядка.

2. Ежедневно у учащегося проверяйте обязательно наличие школьной формы и сменной обуви.

3. Напоминаю о правильном и своевременном оформлении документов, касающихся пропусков занятий. Если ваш ребенок не может присутствовать на занятиях в школе по уважительной причине, передайте заявление заранее или позже - объяснительную (образцы прилагаются). В противном случае ребенку будет поставлен прогул. Записки, сделанные не по форме, рассматриваться не будут.

Образцы:

Директору МОУ "СОШ № 3_"

Иванова И.И.

Заявление.

Прошу разрешить моему сыну Иванову Юре, ученику 5-го класса, отсутствовать на занятиях 23 сентября в связи с посещением стоматолога.

(подпись)

Директору МОУ "СОШ № 3__"

Иванова И.И.

Объяснительная записка.

Мой сын. Иванов Юрий, ученик 5-го класса, отсутствовал на занятиях 23 сентября в связи с посещением стоматолога.

(подпись)

Пример памятки для тематического родительского собрания, посвященного режиму дня школьника:

Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня.

Памятка для родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой;

о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;

об изменении в питании ребенка, связанном с его большей самостоятельностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Необходимость смены  учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима.

Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи.

Воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка как главных условий для сохранения его здоровья.

Шаг пятый. Активно вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. При подготовке праздника на День учителя родители помогли детям подготовить костюмы, сочинить стихи. Поручаю родителям организовать видео- и фотосъемку выступления учащихся. Приглашаю всех родителей на концерт - нет ничего лучше, чем порадоваться за своего ребенка. А уж как приятно будет ребенку! Мы с родителями постарались сделать необычным первое нетрадиционное мероприятие в 5 классе. – «Осенний бал». Родители не только помогли накрыть стол, но и побывать в роли членов жюри при проведении конкурсов и викторин. Собрались в поездку? Родителей помогли в ее организации. Ходили на природу? А кто же будет помогать разжигать костер • играть с детьми в футбол? Только родители!

Нужно поздравить мальчиков или девочек с праздником? Кто же это сделает лучше самых родных и близких? Семья Леоненко готовит небольшие стихи к каждому подарку и участвует в поздравлении. Поощряю каждую инициативу родителей! Предложить сводить ребят в кафе или на хоккейный матч? Здорово! Вы вместе все организуете? Замечательно!

Шаг шестой. Стараюсь, как можно больше общаться с родителями. Как часто я это делаю? Когда нужно сообщить о каком-то проступке? Не только. Рассказываю также о достижениях ребенка, о его маленьких победах - и родители отвечают мне взаимной заинтересованностью.

Шаг седьмой. Обязательно благодарю родителей! Это могут быть элементарные слова благодарности по итогам четверти или прошедшего мероприятия

Шаг восьмой, самый трудный. Только доброжелательный стиль общения, искренность, заинтересованность, желание помочь их детям и им самим дадут тот результат, о котором мечтает каждый классный руководитель. Полюбить всех без исключения учеников и родителей, конечно, не возможно. Но уважать их и делать свое дело профессионально - моя обязанность. И тогда вы услышите те слова, ради которых и стоит работать: «Наш классный руководитель - самый лучший!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее собрание родителей

Порядок формирования...

Общие рекомендации родителям десятиклассников

Причины учебных затруднений десятиклассников в контексте возрастной психологии....

Советы старшеклассникам. Как правильно общаться с родителями.

Иногда общение с родителями действительно представляет проблему. Да что там говорить - проблемы непонимания со старшими есть почти у каждого человека, причем независимо от пола и возраста. Почему же т...

Общие рекомендации родителям младших школьников.

Практика показывает, что чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг.  И чем раньше начинается работа по формированию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, тем  лучше и  успешне...

Как правильно общаться с родителями. Советы для подростков

Как правильно общаться с родителями. Советы для подростков...

Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.

Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам.Общие рекомендации родителям при обучении детей иностранным языкам...

Стать "Как общаться с родителями, имеющими этико-психологические проблемы?"

Чтобы избежать противостояния с любым родителем учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них найти реальную опору при построении совместной помощи ребенк...