Урок мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне"
классный час (5 класс)

Христинина Олеся Александровна

Урок мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_geroizm_detey_v_gody_vov.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Урок мужества в 5 классе

«Будем помнить – будем жить!»

Тема:

«Героизм детей в Великой Отечественной войне»

Классный руководитель: Олеся Александровна Христинина

Курск, 2020г

Урок мужества в 5 классе

Тема: «Героизм детей в Великой Отечественной войне»

Цель: сформировать представление о героизме и мужестве детей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с героическими и трагическими подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;
    коррекционно-развивающие:
  • развивать и активизировать память, обогащать словарный запас детей;
  • формировать грамматический строй речи, учить обобщать, делать выводы.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к памяти своих родственников, принявших участие в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать уважительное отношение к подвигам детей как к  защитникам Отечества, осознание необходимости увековечения памяти погибших в годы войны детей;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями. 

Этапы подготовки:

Учащиеся:

  • изготовление боевого листка «Пионеры-герои»;
  • посещение выставки «Опаленные войной» в школьной библиотеке;
  • чтение художественных произведений о юных героях Великой Отечественной войны;

Учитель:

  • подбор информации к классному часу;
  • составление презентации для классного часа;

Родители:

  • проведение исследовательской работы совместно с детьми «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
  • заучивание детьми стихотворения М.Джалиля «О героизме» наизусть по четверостишиям.

Оборудование для проведения классного часа: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, словарные слова (джигит, герой, героизм, партизан, тыл), макет «Вечного огня», «языки пламени», звук метронома на минуту молчания.

Ход

  1.  Вводная беседа. (Слайд 1)

Актуализировать  знания о празднике Победы.

- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?

- Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.

  1. Сообщение темы и цели. (Слайд 2)

Предлагаю начать наш классный час со стихотворения Мусы Джалиля о героизме. (Слайд 3)

Дети по четверостишию читают стихотворение Мусы Джалиля

Словарная работа:

Джиги́т  -  «молодой парень», «юноша» (слово на доску)

О ГЕРОИЗМЕ


Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества -тот раб.

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит,

Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

Декабрь 1943 г.

Беседа по стихотворению.

Это стихотворение написал татарский поэт, участник Вов, герой Советского Союза, казненный в 1944 за организацию подпольной борьбы в тылу врага.

  • О чем это стихотворение?
  • Чем знаменит герой? Какого человека можно назвать героем?
  • Почему мы помним героев?

Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести

  • О чем мы будем говорить на классном часе?

И тема нашего классного часа «Героизм детей на войне». Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

А что такое героизм? (ответы детей)

 Героизм - мужествостойкость,  способность к совершению подвига.

(Слайд 5)

В годы войны героизм стал массовым. Тысячи людей обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, в битве под Москвой, Сталинградом и других сражениях. Главный урок Великой Отечественной войны, который нам следовало бы усвоить – это урок массового героизма.

 (Слайд 6)

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

- А кто же оставался дома?

Ответ детей: старики и дети.

И немцы столкнулись с массовым детским и подростковым героизмом. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. На войне особенно страдали дети от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек.

И что они делали ?

Давайте посмотрим на эти фотографии.

(Слайд 7,8)

На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

 Учитель:

Скажите, а ваших семей коснулась Великая Отечественная война?

Рассказы детей и учителя на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Учитель:

Моему отцу в день начала войны 22 июня исполнилось 13 лет. Через год, когда исполнилось 14 и он закончил семилетку, его забрали на Чусовской металлургический завод (в Пермском крае), где они, мальчишки 14 лет несколько часов учились, а остальное время работали на станках, изготавливали тяжелые снаряды для пушек.

Какой вывод можем сделать из наших рассказов?

Нет ни одной семьи в нашей стране, которой не коснулась бы Великая Отечественная война.

- Посмотрите на следующую фотографию.(Слайд 9)

- Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

- А кто такие партизаны?

Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

(Слайд 10).

И сейчас мы послушаем рассказ  о героическом  подвиге мальчика Лени Голикова. (Читает учащийся у доски), портрет на доску.

Лене Голикову на начало войны только исполнилось 15 лет. Он сразу же пошел в партизаны. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 склада с зерном,  10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленинаорденом Отечественной войны I степенимедалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени, а после окончания Великой Отечественной войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза (так называлась наша страна раньше).

Учитель:

Они недаром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

Практическая работа. (Слайд 11)

- Я предлагаю вам «зажечь» свой Вечный Огонь. (Ученики вырезают с помощью шаблона «язычки» пламени. Прикрепляют на заранее приготовленный, вырезанный макет «Вечного огня» на доску)

Минута молчания. (Слайд 12)

- Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

Итог:

Наш сегодняшний разговор  закончен.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Кого называют героем?

- Что такое героизм?

- Как партизаны боролись с фашистами?

- Какой подвиг совершил Леня Голиков?

- Коснулась ли война ваших семей?

- Что мы можем сделать, чтобы ни случилось такой войны больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети и Великая Отечественная война

информационный час .......

Дети и Великая Отечественная война. классный час для 6 класса.

Ребята, 9 мая 2010 г наша страна отмечает 65 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот Де...

Дети – герои Великой Отечественной Войны

Вед.:    Июнь. Клонился к вечеру закат.И теплой ночи разливалось море.И раздавался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горя.Июнь! Тогда еще не знали мы,Со школьных вечеров домой ...

Классный час "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час , посвящённый детям - героям Великой Отечественной войны....

Урок мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне"

Урок мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне" проведен в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) в рамках коллективного творческого дела "Будем помнить - буд...

Урок Мужества "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Данный сценарий уместно использовать для проведения Уроков мужества по теме "Дети-герои Великой Отечественной войны"....

Презентация к Уроку мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне"

Презентация к Уроку мужества "Героизм детей в Великой Отечественной войне"...