Урок Мужества "Дети-герои Великой Отечественной войны"
классный час (5 класс)

Данный сценарий уместно использовать для проведения Уроков мужества по теме "Дети-герои Великой Отечественной войны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_deti-geroi_vov.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества: «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с тяготами Великой Отечественной войны, выпавших на долю детей той поры;
  2. Показать какую роль сыграли дети военной поры в приближении Победы в тылу и на фронте;
  3. Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  4. Развивать интерес к историческому прошлому своего города.

Задачи духовно – нравственного развития обучающихся:

1.Рассказать об участии детей в Великой Отечественной войне, их роли в достижении победы, о славных подвигах юных героев Кубани.

2. Изучать историческое прошлое нашей Малой Родины.

3.Воспитывать уважение к подвигам юных героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.

4.Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

5. Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.  6.Формировать чувство патриотизма.

7.Развивать интерес к изучению истории.

Контингент (возраст) обучающихся: 11-12 лет (обучающиеся 5 класса).

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация.

План подготовки и проведения мероприятия:

1. Подготовительный этап:

- Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.

- Составление плана работы. Определение хода и содержания мероприятия. Анализ и подбор литературы. Определение методов и приемов.

- Составление и оформление сценария.

- Подготовка атрибутов, реквизита. Изготовление наглядного материала.

- Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).

- Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил, распределение ролей.

- Определение места, времени, даты проведения.

- Согласование с администрацией. Решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап:

- Подготовка оформления. Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

- Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

- Объявление. Приглашение зрителей, гостей.

3. Основной этап:

- Оформление класса. Установка оборудования, технических средств.

- Проведение мероприятия.

- Анализ проведенного мероприятия (самоанализ). Возможное обсуждение с коллегами, гостями.

                                                                  Сценарий:

I Слово учителя.

В этом году 12 февраля Краснодарцы отмечают 79-лет со Дня освобождения города от немецко - фашистских захватчиков, а 9 октября – 79- лет со Дня освобождения Кубани. Наш край был освобожден в 1943 году. - Поэтому девизом месячника оборонно – массовой и военно-патриотической работы стали следующие слова «Память о подвиге с честью храним».  Уже традиционным в жизни нашей страны стал и День юного героя-антифашиста, который отмечается 8 февраля. Это день памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство, счастье людей. Их много погибло в борьбе. Многие остались живы и встретили Победную весну 1945 года. Имена у них разные, но их судьбы похожи –все, что они делали, они делали ради освобождения своей страны от фашистских захватчиков.

- Что такое фашизм? Назовите ассоциации, которые возникают у вас на слова «фашизм», «фашисты»?

Дети: Германия, немцы, Гитлер.

Учитель: Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь на нашем уроке мужества?

Много юных ГЕРОЕВ погибло в борьбе В ходе боев дети-герои Великой Отечественной войны не щадили собственные жизни и шли с таким же мужеством и отвагой, как взрослые мужчины. Их участь не ограничивается подвигами на поле боя – они работали в тылу, помогали снабжению войск и многое другое. Есть мнение, что победа над немцами – это заслуга взрослых мужчин и женщин, но это не совсем так. Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха и их имена также не должны быть забыты. Юные пионеры-герои Великой Отечественной войны действовали также храбро, ведь понимали, что на кону не только их собственные жизни, но и судьба всего государства. Сколько их было, отдавших свою жизнь за счастье людей! Свято чтите их память, старайтесь быть похожими на них. Им, мальчикам и девочкам, которые боролись за свободу Родины, посвящаем мы этот урок мужества!

Бруев Евгений: Старшеклассники… В первый день войны им было по 17, 18 лет. Из каждых ста ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

 Мокриюк Настя: Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч железнодорожных путей.

Кириченко Саша: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Тишина Вика: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.

Осипов Сережа: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война – это отнятое детство.

 

Шевченко Катя: Война – дело жестокое. Мы называем её Великой, потому что велико мужество народа и велик его гнев. Мы называем её Отечественной, потому, что все защищали своё Отечество – самое дорогое, что есть у людей. Мы называем её народной, потому что весь наш народ поднялся на борьбу с захватчиками.

Учитель: Когда пробил час тревоги, когда над страной нависли зловещие тучи фашизма, все поднялись с оружием в руках, чтобы защитить свою страну. Дети мирного трудового народа встали со взрослыми плечом к плечу и тоже взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всеми правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становились сыновьями и дочерьми полка. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, медсёстры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожжённые жилища - за все злодеяния, совершённые фашистами на нашей земле. Многие из этих ребят удостоены высоких правительственных наград, а некоторым из них, наравне с взрослыми, присвоено звание – Героя Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы и др.. Многие из них отдали свои жизни, защищая Родину. Неувядаемой славой покрыли себя дети-герои Великой Отечественной войны. Мы расскажем вам о некоторых из них.

Овагемян Дима:

Есть память — Бессмертья Архивы,

Хранящие Правду Войны.

В ней живы, по-прежнему живы,

Герои, Отчизны Сыны,

Девчонки, мальчишки — солдаты,

Познавшие пламень боёв,

Вписавшие в хроники даты,

Отдавшие детство и кровь.

И в праздник, и в траурной тризне

Огонь Вечной Славы горит,

А память, как Летопись Жизни,

Всех помнит и свято хранит.

.

 

Яблонская Вика:

 Юные безусые герои, Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

 Мы стоим, не поднимая век.

 Боль и гнев тому сейчас причиной,

Благодарность вечная вам всем,

 Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

 Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно.

Чувалджян Андрей:

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь
То сними свою шляпу, товарищ!

Рамазанов Денис:

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна.

 И, поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена!

Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена.

 Во имя Родины, ребята,

 Запомним эти имена!

 

Бруев Женя:

Вспомним их поимённо,

Горем вспомним своим –

Это нужно не мёртвым,

 Это надо живым.

 

Просмотр видеоролика «Маленькие герои большой войны».

К доске по очереди выходят дети. В руках у каждого – портрет юного героя ВОВ. \

Шевченко Катя:  Витя Новицкий. Когда началась война, Витя ходил в госпитали, помогал раненым. А весной 1942 года сбежал на фронт. Но в одном из боев Витю ранило в ногу. Прямо после госпиталя его отправили домой. Осенью 1942 в Новороссийске шли ожесточенные бои. В башне по улице Октябрьской, где проживала семья Вити Новицкого, разместился небольшой отряд краснофлотовцев. - Я буду помогать стрелять, - сказал юный герой, подскочив к пулемету. Вместе с пулеметчиками Вита засел в старинной башне высокого дома, в котором жил. Погибли все, кроме Вити. Два часа держал он оборону башни, обстреливая немцев из пулемёта. Но гитлеровцам все же удалось пробраться к башне. Израненного, истекающего кровью парнишку схватили, облили спиртом, подожгли и сбросили вниз.

Кириченко Саша. Володя Головатый. Среди героев-кубанцев были и дети. Перед самой войной в город Краснодар переехала жить семья Володи Головатого. Володя очень любил природу и хотел стать натуралистом. Когда город заняли фашисты, Володя организовал подпольную группу, которую сам возглавил. Ребята добывали ценные сведения, организовывали диверсии на заводе, на котором ремонтировали фашистские танки, многие из которых так и не доходили до фронта. Пионеру-герою Володе Головатому было всего 15 лет, когда он совершил подвиг, достойный вечной памяти. Ребята собрали простенький радиоприемник, тайно слушали сводки о событиях на фронте и рассказывали о них жителям Краснодара. Гитлеровцы выследили Володю и схватили его, когда он распространял листовки. За 11 дней до освобождения города частями Красной Армии – Володя был казнен. В 1965 году одна из улиц Краснодара была переименована в улицу имени Володи Головатого.

Иваненко Вячеслав. Володя Дубинин. О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах… Володя был членом партизанского отряда. Немцы закрыли все выходы из каменоломни. Мальчику удавалось выбираться на поверхность. После освобождения Керчи Володя Дубинин погиб при разминировании. Юный 8 разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени. В память о юном пионере- герое в сквере Пионеров по улице В. Дубинина в Керчи открыт памятник. На памятнике надпись: "Герою-пионеру В. Дубинину от пионеров и комсомольцев г. Керчи".

Овагемян Дима. Муся Пинкензон. В Усть-Лабинске фашисты вывели на расстрел около трехсот граждан. Среди них были и дети. В ответ раздалась автоматная очередь. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Пионер Муся Пинкензон нес с собой скрипку, на которой любил играть. Отец Муси крикнул немецкому офицеру: - Не убивайте мальчика. Из него выйдет большой музыкант! Эсэсовец ответил: -Хорошо! Пусть играет, а я послушаю! Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия «Интернационала», которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…

Осипов Сережа. Надя Гнездилова. Среди ребят, которые помогали фронту, была скромная девочка из горной станицы Даховской, недалеко от Майкопа. Надя Гнездилова училась в шестом классе. Когда фашисты заняли станицу, всех жителей арестовали и загнали в подвал под больницей. Под арестом оказались мама, тетя Нади и она сама. Но девочке чудом удалось бежать, она направилась в лес к отцу в партизанский отряд. Тропы и дорожки леса, Наде были хорошо знакомы. Через некоторое время она была в отряде. Девочка была рада встречи с отцом. Надя взахлеб рассказала, что произошло в станице. Выслушав ее, партизаны поручили ей разузнать, где находятся огневые точки немцев. Надя вернулась в станицу. Мелькнув, то в одной, то в другой стороне станицы, она запомнила все сведения. Где пулеметы, минометы, танк, сколько гитлеровцев. В лесу девочку встретил отец. Слушали юную разведчицу партизаны, ловили каждое ее слово, а потом информацию перенесли на карту. На рассвете – наступление. Фашисты, захваченные врасплох, отступили с большими потерями. Партизаны вошли в станицу, с ними была и Надя. Она сразу побежала к подвалу, где была мама. И с криками: «Мама!», упала наземь, попав под обстрел. Память о юной разведчице жива в станице Даховской и посей день.

Учитель: Ваня Масалыкин. В 1929 году в станице Новопокровской родился Ваня Масалыкин. Рано потерял родителей. Ваня жил у дальней родственницы своей матери - бабушки Марфы. Когда началась война, он учился в шестом классе средней школы № 1. Осенью 1942 года немцы заняли Новопокровскую. И с первых же дней оккупации стали грабить жителей, издеваться над ними, избивать. Забежали два солдата и к бабушке Марфе. Поволокли со двора поросёнка. Старушка бросилась отнимать. Один из гитлеровцев ударил её автоматом. К вечеру того же дня она умерла... Остался Ваня совсем один. Решил: буду мстить фрицам за бабушку. И за всё горе, что принесли немцы в станицу. Рассказал о своих мыслях друзьям: Мише Смородинному, Серёже Распопову и Льву Власову. Стали ребята прокалывать шины у вражеских автомашин. Крали у немцев оружие. Однажды, отчаянно рискуя, смогли достать с десяток гранат. ...Ребята решили устроить засаду на немецкого коменданта и его переводчицу. С утра спрятались у школы: знали, что каждый день здесь проезжает их автомобиль. Дождались, забросали гранатами. И разбежались кто куда. Но взрывов не последовало. Видно, не знали ещё мальчишки, как пользоваться гранатами. А напугали немцев сильно. Полицаи выследили Ваню. Узнали про его тайное убежище. Завязалась перестрелка. Они обезоружили мальчика. Схватили и привели в комендатуру. Допрашивал Ваню сам комендант Карл Юнг. Он требовал рассказать о связи с партизанами, показать, где они находятся. Ваня не сказал ничего. Два дна длились допросы. На третий день его вывели во двор комендатуры к пожарной каланче. Заставили копать себе могилу. Пытались завязать ему глаза, но Ваня не дал. Карл Юнг сам прицелился из пистолета прямо в лицо Ване. И не смог выстрелить: смело смотрел на фашиста мальчишка. Не отвёл глаз. Немец убил его сзади, выстрелив в затылок.

Тишина Вика. Леня Объедко. Леня Объедко не дожил до освобождения родного хутора всего неделю. Как-то холодным дождливым мартовским днем его и его друзей Ваню Новикова, Мишу Полонского и Леню Фидченко захватчики погнали на 9 работу — разбирать черепицу и укладывать ее на дорогу, чтобы технике было легче пройти. Возвращались через поле, увидели кабель, по которому фашисты держали связь со штабом в Анастасиевской. Перебили его — бегом домой. А потом гитлеровцы собрали жителей и пообещали расстрелять всех, если не выдадут виновных. Нашлись малодушные... На одном из допросов Леня взял всю вину на себя. 14 марта 1943 года пуля в висок оборвала юную жизнь. Но гибель Лени не была напрасной. Пусть немного, совсем чуть-чуть, но ребята приблизили нашу общую победу.

Чувалджян Андрей. Леня Таранник Жил в станице Ключевской Горяче – Ключевского района, учился в 5 классе. Когда пришли фашисты, многие жители ушли в лес, в горы. Организовали партизанские отряды. Пионер Леня Таранник, чем мог и как мог помогал партизанам: следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по 10 уничтожению партизан. Леню выследили и после страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года. - Подвигу юного пионера Лени Таранника посвятил поэму «Ты наш боец» кубанский поэт Иван Беляков. «А нынче ночью - В Ключевой Был взорван Склад боеприпасов. А за полночь, В одной из хат Разрывом брошенных гранат разбита рация фашистов. Кто это. Так сработал чисто? Пусть будет всё пока Секретом И может тайной на года. Но Лёня знал ЧТО В ЭТОМ деле Есть ДОЛЯ И его труда».

Объявляется минута молчания.

Исполнение песни А. Пахмутовой  «Песня о пионерах героях».

 Бруев Женя: 

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

 На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

 Она молчит, о чём ни спросишь,

Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

 А много, много горьких лет,

 Иваненко Вячеслав:

Сгорело в адском пламени.

 Тринадцать миллионов детских жизней войны.

 Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,

Хлеба растят и строят города,

 Кто землю по-хозяйски обживают

Для жизни, счастья, мира и труда.

 Без них Европа сразу постарела,

На много поколений недород,

 И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней —

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

«Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих…

 О, матери стран малых и великих!

Услышьте их и помните о них!

 Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

 Тихо постучавшихся в окно.

 

Учитель:

Нельзя забывать эти грозные годы! Мы зажигаем сегодня свечу Памяти юным героям.

Рамазанов Денис:

 Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

 Кириченко Саша:

Пусть память верную о ней

 Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Учитель : Нам, поколению XXI века, дорого будущее нашей планеты. Наша задача – беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Итог урока:

Учитель: Война…Разрушенные судьбы, оборвавшиеся жизни… Пока мы помним прошлое у нас есть будущее! Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в памяти народа. Жизнь продолжается…Пройдет совсем немного лет и это вам будет суждено писать новые страницы в истории нашей Родины. Во имя памяти павших - эти страницы должны быть только мирными!

О  чем мы говорили на уроке мужества?

- Когда это происходило?

Ответы учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Урок музейной педагогики "Великая Отечественная Война"

Формирование целостной системы знаний о ходе,  итогах   сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР...

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс

Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....