«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
статья на тему
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и форм воспитательной работы. Ядром воспитательной работы является детский коллектив, астержнем - воспитание в коллективе и через коллектив. В сплоченном детском коллективе у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества и социальной ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya_detskogo_kollektiva.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Анисимова Наталья Олеговна, учитель математики
Эльснер Мария Владимировна, учитель математики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 351
с углубленным изучением иностранных языков
Московского района
Санкт-Петербурга
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и форм воспитательной работы. Ядром воспитательной работы является детский коллектив, а стержнем - воспитание в коллективе и через коллектив. В сплоченном детском коллективе у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества и социальной ответственности.
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus — собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой»
В любом школьном коллективе всегда встречаются лидеры и аутсайдеры, активные и пассивные, творческие и нетворческие личности. Каждый имеет право на самовыражение. Тем самым, детский коллектив является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству. Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить его в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания. Иначе говоря, есть такие ситуации, когда член коллектива обязан выступать против неверных, по его мнению, действий группы, убеждать своих товарищей, бороться против их ошибок, но на благо общего дела. Такая нонконформистская позиция обеспечит социально-нравственный рост всей группы.
С 2011 года на базе одного из классов нашей школы был создан отряд ЮИД «Зеленый человечек», который является частью проекта Московского района по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа нашего отряда строится по принципу «равный – равному», при котором сами молодые люди передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу.
Наш отряд принимал участие в многочисленных акциях, концертах, конкурсах, к которым была необходима тщательная подготовка. Именно подготовка и делает коллектив более сплоченным. Не так просто одному подготовить выступление, сочинить агитку, переделать песню, подобрать костюмы, а главное, реализовать задуманное.
При подготовке выступления необходимо правильно распределить обязанности:
Творческим ребятам стоит предложить самим придумать выступление на определенную тему, сочинить сценарий, обговорить декорации, костюмы, найти музыку, то есть продумать все до мелочей. При этом ни в коем случае не критиковать, не говорить: «у вас все неправильно, я сделаю все сама!» После такой фразы желание творить исчезнет сразу, и может, даже навсегда.
Аутсайдеров необходимо назначить на главную роль. Да, сначала им будет сложно, но если вы станете их хвалить за любые действия, даже самые незначительные, то поверьте, вы увидите, как появится уверенность и желание что-то делать.
А вот лидерам, наоборот, предоставить второстепенные роли, тем самым поменяв приоритеты, умерить их пыл.
Пассивных детей так же необходимо подключить к проведению мероприятия, но делать это надо постепенно. Например, сначала просто поручить включить музыку, затем проследить за выученными словами, а потом попросить и самих выйти на сцену и спеть, станцевать, сказать какие-то слова.
Что касается гиперактивных ребят, то им можно предложить выучить танец, тем самым выплеснуть всю свою активность в движении.
В процессе общения человека с другими людьми у него складывается отношение к самому себе, в первую очередь – самооценка. Способствует этому возможность примерять на себя различные роли. Первоначально каждый участник имеет роль, соответствующую его темпераменту, его позиции в еще неокрепшем коллективе. Дальнейшее изменение ролевого статуса зависит от психологической готовности учащегося и коллектива к проводимым изменениям, а также от целей и задач подготавливаемого мероприятия. При этом важно следить, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми не было больших различий. Удачно созданная команда из совместимых, уважающих друг друга ребят в процессе совместной работы и неформального общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как правило, с высоким творческим потенциалом.
В завершении каждого мероприятия всю команду необходимо подключать к созданию декорации для выступления, стенгазеты или статьи, обеспечивая взаимодействие всего коллектива. При этом для каждого ребенка найдется своя ниша, свое дело, в котором он может самореализоваться, показать свои возможности, которые до этого могли оставаться незамеченными. Именно в этот момент в коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, интересы, способности, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. Зачастую, учащиеся, неуспевающие по учебе, отличающиеся плохим поведением или являющиеся «серыми мышками», часто просто просиживающие время за последней партой, раскрываются, попав в сплоченный коллектив.
Немаловажную роль в формировании коллектива играет педагог.При этом он не противопоставляет себя учащимся, а наоборот занимает равную с ними позицию, становясь частью коллектива. Таким образом демонстрируя учащимся отход от «Я – позиции».С этого времени сочетание слов «МЫ ВМЕСТЕ» становится базовым звеном преодоления всех трудностей.
Учитель – личность творческая, обладающая яркими лидерскими качествами, но иногда стоит отдать всю инициативу в руки ученика, попробовать притвориться дилетантом и дать возможность проявить себя и оказать помощь даже взрослому члену коллектива, тем более учителю. Это позволит зажечь огонь в глазах, поспособствует проявлению желания что-то делать, а главное дает возможность почувствовать себя НУЖНЫМИ.
Основой любого дела должна быть БЛАГОДАРНОСТЬ. Не бойтесь даже за самый незначительный поступок говорить СПАСИБО. Но не надо забывать, что ребятам всегда важно, чтобы их работу отметили и оценили. Наш отряд ЮИД за свое существование получил огромное количество наград:
- многочисленные благодарности за участие в акциях и мероприятиях районного и городского уровня: «водитель, знай свое место», «День памяти жертв ДТП», «акция ко Дню инвалида», «акция к Новому году», пресс-конференция «Профессия – инспектор ГИБДД», «Автопробег, посвященный Дню Победы», « ЮИДу 40 лет, а «Городу мастеров»-10», игра – квест «Полетели в ЮИДию!», автопробег ко Дню автомобилиста, слет отрядов ЮИД Центрального района ;
- дипломы первой степени за участие в районном и городском конкурсе «Патриотической песни» (2012, 2013 года);
- звание «Лучший отряд ЮИД» Московского района (2011, 2012 года).
Это только укрепило их желание продолжать заниматься любимым делом.
И помните, что поддержка любой инициативы – это залог успеха, особенно, когда речь идет о создании крепкого и дружного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся
Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...
Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...