«Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»
материал

Рыбакова Лариса Владимировна

«Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Выступление на педагогическом совете 01.11.2022 года

«Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»

                             

   

Рыбакова Лариса Владимировна – педагог-организатор

                                                                                   

     

   

Смоленск 2022

Как записано в Пункт 2 статьи 2 «Федерального закона об образовании в Российской Федерации», Воспитание  - деятельность, направленная на развитие  личности,  создание условий  для  самоопределения  и  социализации  обучающихся  на  основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,   формирование   у   обучающихся   чувства   патриотизма, гражданственности,  уважения  к  памяти  защитников  Отечества  и  подвигам Героев  Отечества,  закону  и  правопорядку,  человеку  труда  и  старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Для организации воспитательного процесса в образовательном учреждении необходимы:

  • Рабочая программа воспитания;
  • Человеческие ресурсы в области воспитания;
  • Календарный план воспитательной работы;
  • Единое понимание целей воспитания;
  • Мотивированность педагогического коллектива4
  • Ресурсы социальной среды;
  • Набор педагогических инструментов

Антон Семенович Макаренко так высказался о воспитании «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». И так, мы имеем три «кита» результативного воспитания: интересная деятельность, доброжелательные отношения, ценностно-ориентированное общение.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость классного руководителя не снижается…
Функции классного руководителя

  • Организационно-координирующие;
  • Аналитико-прогностические;
  • Коммуникативные;
  • Контрольные.
    Остановим на функциях классного руководителя:

Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи с семьей;
  • установление контактов с родителями (законными представителями);
  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов»;
  • ведение документации.

Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в классе;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Роль классного руководителя в современной школе. Из классного руководителя - в руководителя класса.

Он коммуникатир, организатор и координатор.

Коммуникатор: взаимодействие с учителями-предметниками

  • Взаимодействие по вопросу успеваемости обучающихся.
  • Взаимодействие по вопросам соблюдения обучающимися правил внутреннего распорядка.
  • Взаимодействие по организации внеурочной деятельности.
  • Взаимодействие по вопросу организации работы с родителями.

Коммуникатор: взаимодействие с родителями обучающихся

  • Классный руководитель обеспечивает двустороннюю коммуникацию: разъясняет родителям позицию руководства при реализации государственной политики в сфере образования; сообщает руководству о вопросах и пожеланиях родителей.
  • Организует взаимодействие родителей учащегося с учителями-предметниками, которые информируют классного руководителя о необходимости встречи с родителями (законными представителями) отдельных обучающихся или организует встречу самостоятельно при обязательном согласовании вопроса с классным руководителем.
  • Учитель-предметник не имеет права выносить на рассмотрение администрации вопрос о низкой успеваемости ученика, а также сообщать родителям о сложившейся ситуации без согласования с классным руководителем!!!

Коммуникатор: взаимодействие с руководством Центра

  • Классный руководитель посещает уроки учителей-предметников с целью корректировки дальнейших действий учителя по отношению к классу и способов взаимодействия педагога с коллективом.
  • Принимает участие в работе экспертных групп, Аттестационной комиссии.
  • Классному руководителю делегированы функции принятия управленческих решений на уровне класса, участия в принятии решений на уровне Центра.
  • В случае невозможности самостоятельного решения вопроса классный руководитель информирует заместителя директора по учебно-воспитательной работе о сложившейся проблеме.

Организатор: развитие классного коллектива

  • Классный руководитель анализирует данные Электронного дневника и формирует план работы с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательной программы, и высоко мотивированными обучающимися
  • Классный руководитель в сотрудничестве с социально-психологической службой содействует социализации членов ученического коллектива
  • Классный руководитель ведет мониторинг динамики развития обучающихся, участие в мероприятиях
  • Классный руководитель разрабатывает и реализует программу воспитывающей деятельности класса

Координатор: развитие классного коллектива

  • Классный руководитель с учетом интересов обучающихся планирует образовательную деятельность и составляет индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
  • Координирует участие обучающихся в мероприятиях разного уровня, поощряя их инициативу и/или мотивируя к участию в мероприятиях.
  • Координирует профессиональное самоопределение обучающихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Мотивирует обучающихся к участию в объединениях дополнительного образования, координирует занятость обучающихся во второй половине дня, в каникулярный период.

Остановимся на Критериях профессиональной квалификации классного руководителя: компетентность, профессиональная инициативность, профессиональная нравственность, профессиональное мастерство.

Вывод из вышеизложенного: высококвалифицированный специалист – классный руководитель тот, у кого постоянный профессиональный рост и профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность классного руководителя

В новых условиях современного образования и воспитания на первый план выходит профессиональная мобильность классного руководителя.

Особая актуальность этого направления определяется тем, что оно является условием переориентации всего образования на подготовку мобильных членов общества, а не только профессиональных кадров.

Личностные качества классного руководителя

Мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность.

Мобильность: Способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике.

Быть мобильным – значит

  •  уметь (при необходимости) быстро изменять свои мысли, эмоции, действия, с целью опережения, предвидения, развития педагогической науки и практики;
  • уметь перестраиваться (при необходимости) в педагогической деятельности, чтобы соответствовать быстро развивающимся потребностям общества.

Конкурентоспособность. Личностное качество, потребность и возможность быть выбранным из множества возможных претендентов в качестве наилучшего.

Проявляется в развитости:

  •  педагогической интуиции,
  •  стрессоустойчивости,
  •  способности идти на риск,
  •  рефлексивности,
  • в желании быть первым.

Коммуникабельность. ЭТО умение общаться со всеми субъектами педагогического процесса

Коммуникабельность - это целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредованному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг.

Продукты педагогической профессиональной деятельности: программы, концепции, образовательные услуги и др.

Какой же можно сделать вывод из всего сказанного?

Эффективный классный руководитель. Тем более, что уже разработаны и внедряются критерии эффективности деятельности классного руководителя.

  • достигает поставленных целей;
  • полезен и интересен обучающимся и их семьям;
  • создает условия для достижения обучающимися результатов;
  • формирует нравственные ценности и идеалы;
  • помогает в самоопределении каждому ребенку.

Обеспечивает достижение обучающимися результатов в обучении, воспитании и развитии.

Немного коснемся нашей программы воспитания, которая создана и реализуется уже с некоторыми изменениями с 20202 учебного года: в ней инвариантные и вариантные модули воспитательной работы. Подробнее о каждом из них расскажут сегодня содокладчики:

  • «Ключевые общешкольные дела»
  • «Классное руководство»
  • «Курсы внеурочной деятельности»
  • «Школьный урок»
  • «Организация предметно-эстетической среды»
  • «Работа с родителями»
  • «Волонтерство»
  • «Профориентация»

Профессиональная мобильность классного руководителя

Профессиональная мобильность классного руководителя – это его способность быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере воспитательных технологий, применение их на практике.

Многие исследователи отмечают, что профессиональная мобильность служит важнейшим качеством, определяющим приоритетную роль учителя XXI века.

Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки».

Конечно же в реализации программы воспитания участвует весь коллектив. Как же привлечь членов педагогического коллектива?

Способы мотивации

  • Сделать педагогов сопричастными воспитательной деятельности
  • Через создание общих традиций развивать в Центре атмосферу доверия и уважения
  • Организовывать методические мероприятия, позволяющие научиться чему-то новому
  • Транслировать позитивный опыт работы педагогов
  • Хвалить, ободрять, награждать за заслуги и достижения
  • Ставить задачи, решая которые педагог сможет продемонстрировать свои способности

Таким образом профессиональная мобильность по требованиям времени затрагивает не только классных руководителей, но и весь педагогический коллектив нашего Центра!

Требования, характеризующие профессионально мобильного педагога

  • АКТИВНОСТЬ - готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической деловитости;
  • АДАПТИВНОСТЬ - способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально – педагогической гибкости;
  • ОТКРЫТОСТЬ – склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;
  • КОММУНИКАТИВНОСТЬ – способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;
  • КРЕАТИВНОСТЬ – творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально – педагогического новаторства;
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию.

Над этим стоит сильно поразмышлять. Спасибо за внимание! И Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования в рамках изучения национально-регионального компонента, на примере курса "Краеведение"...

Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития.

Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития....

Эссе классного руководителя на конкурс профессионального мастерства классных руководителей.

Эссе классного руководителя 6 класса МБОУ Димитровская СОШ. Классный руководитель ...  Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дет...

Эссе классного руководителя на конкурс профессионального мастерства классных руководителей.

Эссе классного руководителя 6 класса МБОУ Димитровская СОШ. Классный руководитель ...  Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дет...

Презентация «Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»

laquo;Профессиональная мобильность классного руководителя в новых условиях современного образования и воспитания. Требования времени»...

Программа профессионального самообразования Тема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...