Литературно-историческая игра – викторина «Орел вчера, сегодня, завтра».
классный час (6 класс)
Цели:
- Способствовать воспитанию уважения к истории малой Родины – родного края Орловской области.
- В игровой форме повторить, закрепить и обобщить знания детей о истории г.Орла и Орловской области.
- Развивать познавательные интересы учащихся.
- В игровой форме развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать развитию эстетических вкусов и взглядов учащихся.
Задачи:
- Воспитание любви к прекрасному, воспетому в произведениях орловских, русских писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и других людей искусства.
- Развитие интереса учащихся к изучению культурного наследия, истории родного края, памятников и достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Расширить представления учеников о творческих способностях одноклассников их глубоких знаниях истории своего родного края.
- Обучение терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открытие для себя непохожести людей.
- Расширять представление учащихся об историческом прошлом родного города, о его культурной жизни, воспитывать интерес к эстетическому краеведению, развивать навыки самообразования и художественно-исполнительской деятельности, способствовать развитию дружеских отношений, сплоченности классного коллектива.
Форма проведения: игра-викторина.
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
(возраст участников: учащиеся 9 класса).
Оборудование:
- Эпиграфы к мероприятию:
Благословенная моя земля –
Родной Орел,
Орловщина моя!
Родной Орел, Орловщина,
Россия –
Да разве в мире
Есть еще такие!
Л.Внукова
- Стенгазета – отчет об экскурсиях по г.Орлу и на Злынский конный завод в Орловской области, посвященная архитектурным памятникам и историческим местам родного края.
- Музыкальный центр и записи произведений русских, орловских композиторов.
- Презентация – викторина о г.Орле и его истории «Орел вчера, сегодня, завтра».
- Выставка рисунков: «Мы рисуем свой любимый город».
- Конкурс мини-сочинений: «Каким я хочу видеть наш город Орел».
- Выставка рефератов, сообщений по истории достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Фотовыставка «…И все, что сердцу мило…»
- Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 15.
- Разработка классного часа с приложениями на дисках.
Предварительная подготовка:
- Автобусно-пешеходная экскурсия: «Весь город Орел».
- Экскурсия на Злынский конный завод.
- Написание творческих работ и рефератов по истории архитектурных, исторических памятников и достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Конкурс мини-сочинений на тему: «Каким я хочу видеть наш город Орел».
К подготовке мероприятия рекомендуется привлечь учителя русского языка (для оценивания конкурса мини-сочинений и определения его победителей) и родителей (для помощи в организации экскурсий).
- Инициативная группа оформляет стенгазету – отчет об экскурсиях с фотографиями и рисунками.
- Подготовка выставки рисунков, рефератов, творческих работ.
- Написание плакатов с цитатами и лозунгов в поддержку команд, табличек для жюри.
- Компьютерная презентация – викторина о г.Орле и его истории «Орел, вчера, сегодня, завтра».
- Подготовка фотовыставки.
- Приглашение гостей.
- Посещение Орловского Государственного архива (библиотеки).
- Подбор музыкальных произведений русских и орловских композиторов.
- Заготовка жетонов для определения победителей конкурсов.
- Письменные принадлежности, бумага для выполнения заданий.
- Подготовить компьютер, экран, проектор, музыкальный центр и записи.
Жюри: учитель русского языка и литературы, старшеклассники, работник архива.
Гости: родители, ученики других 9х классов.
Награждение:
Сертификаты знатоков истории родного края
Памятные дипломы участников
Игры – викторины, открытки с видами г.Орла, памятные сувениры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orel.doc | 306.5 КБ |
prilozhenie_1_1.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – средняя общеобразовательная школа №38
с углубленным изучением предметов
эстетического профиля г. Орла
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
(литературно-исторической игры – викторины)
«Орел вчера,
сегодня, завтра»
6 класс
Разработала и провела Рукина И.И, учитель географии высшей квалификационной категории.
2022 г.
Литературно-историческая игра – викторина
«Орел вчера, сегодня, завтра».
Цели:
- Способствовать воспитанию уважения к истории малой Родины – родного края Орловской области.
- В игровой форме повторить, закрепить и обобщить знания детей о истории г.Орла и Орловской области.
- Развивать познавательные интересы учащихся.
- В игровой форме развивать творческие способности учащихся.
- Способствовать развитию эстетических вкусов и взглядов учащихся.
Задачи:
- Воспитание любви к прекрасному, воспетому в произведениях орловских, русских писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и других людей искусства.
- Развитие интереса учащихся к изучению культурного наследия, истории родного края, памятников и достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Расширить представления учеников о творческих способностях одноклассников их глубоких знаниях истории своего родного края.
- Обучение терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открытие для себя непохожести людей.
- Расширять представление учащихся об историческом прошлом родного города, о его культурной жизни, воспитывать интерес к эстетическому краеведению, развивать навыки самообразования и художественно-исполнительской деятельности, способствовать развитию дружеских отношений, сплоченности классного коллектива.
Форма проведения: игра-викторина.
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
(возраст участников: учащиеся 9 класса).
Оборудование:
- Эпиграфы к мероприятию:
Благословенная моя земля –
Родной Орел,
Орловщина моя!
Родной Орел, Орловщина,
Россия –
Да разве в мире
Есть еще такие!
Л.Внукова
- Стенгазета – отчет об экскурсиях по г.Орлу и на Злынский конный завод в Орловской области, посвященная архитектурным памятникам и историческим местам родного края.
- Музыкальный центр и записи произведений русских, орловских композиторов.
- Презентация – викторина о г.Орле и его истории «Орел вчера, сегодня, завтра».
- Выставка рисунков: «Мы рисуем свой любимый город».
- Конкурс мини-сочинений: «Каким я хочу видеть наш город Орел».
- Выставка рефератов, сообщений по истории достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Фотовыставка «…И все, что сердцу мило…»
- Мешочек с бочонками, пронумерованными от 1 до 15.
- Разработка классного часа с приложениями на дисках.
Предварительная подготовка:
- Автобусно-пешеходная экскурсия: «Весь город Орел».
- Экскурсия на Злынский конный завод.
- Написание творческих работ и рефератов по истории архитектурных, исторических памятников и достопримечательностей г.Орла и Орловской области.
- Конкурс мини-сочинений на тему: «Каким я хочу видеть наш город Орел».
К подготовке мероприятия рекомендуется привлечь учителя русского языка (для оценивания конкурса мини-сочинений и определения его победителей) и родителей (для помощи в организации экскурсий).
- Инициативная группа оформляет стенгазету – отчет об экскурсиях с фотографиями и рисунками.
- Подготовка выставки рисунков, рефератов, творческих работ.
- Написание плакатов с цитатами и лозунгов в поддержку команд, табличек для жюри.
- Компьютерная презентация – викторина о г.Орле и его истории «Орел, вчера, сегодня, завтра».
- Подготовка фотовыставки.
- Приглашение гостей.
- Посещение Орловского Государственного архива (библиотеки).
- Подбор музыкальных произведений русских и орловских композиторов.
- Заготовка жетонов для определения победителей конкурсов.
- Письменные принадлежности, бумага для выполнения заданий.
- Подготовить компьютер, экран, проектор, музыкальный центр и записи.
Жюри: учитель русского языка и литературы, старшеклассники, работник архива.
Гости: родители, ученики других 9х классов.
Награждение:
Сертификаты знатоков истории родного края
Памятные дипломы участников
Игры – викторины, открытки с видами г.Орла, памятные сувениры.
Ход литературно-исторической игры – викторины
«Орел вчера, сегодня, завтра».
Работа с презентацией (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Тихо звучит музыка местного композитора Калиникова В.С. На экране появляется слайд [1] – слова Д. Блынского «Пойдем в мой край». Слайд [2] – с изображением герба г.Орла, виды г.Орла.
Пойдем в мой край,
В поля, луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Каждый город, подобно человеку, имеет свои неповторимые, присущие ему одному черты. Есть они и у нашего любимого города Орла. Живописны улицы города во все времена года и при любой погоде, живописные его окрестности, интересна его история , и еще наш город узнаваем многими потому, что именно он знаменит тем, что «Орел вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил на пользу Родины никакой другой город» – эти слова Н.С. Лескова выделяют наш город среди других городов нашей необъятной Родины.
Песни, сложенные на Орловской земле, картины и книги, написанные на Орловской земле, стали широко известными.
Орел тесно связан с именами выдающихся людей. Здесь родились литераторы И.С. Тургенев [8], Л.Н. Андреев [9], Б.К. Зайцев [10], историк Т.Н. Грановский [11], полярный исследователь В.А. Русанов [12]. В Орловском крае родились поэты Ф.И. Тютчев [13], А.Н. Апухтин [14], А.А. Фет [15], писатель Н.С. Лесков [16], скульптор Б.И. Орловский [17], ученый Н.А. Семашко [18], летчица М.П. Чечнева [19], художник А.И. Курнаков [20], композиторы Т.Н. Хренников [21], В.С. Калинников [22], актеры П.М. Садовский [23] и В.А. Баринов [24]. С Орловской землей связано имя генерала от инфантерии А.П. Ермолова [25].
И сегодня продолжается летопись славного российского города Орла, строки которой вписывают его жители.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сыграть в игру – викторину, показать свои знания истории родного города Орла, послушать чудесную музыку русских композиторов, почитать стихи, пообщаться и еще раз прикоснуться к прекрасному, воплощенному в картинах и архитектуре, в песнях и фотографиях.
На фоне песни «С чего начинается Родина» звучат слова ведущих:
Вед. I : Что такое Родина? С чего она начинается? У каждого человека это чувство, подобно реке. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеек, с которого все начинается.
Вед. II :Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным – если он потерял Родину.
Классный руководитель: «Что значит: Родина моя?» -
Ты спросишь – Я отвечу:
«Сначала тропочкой земли
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней.
Тем больше пред тобой
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет».
Вед. I : Любовь к Родине – великое чувство. Наши предки не жалели жизни за свою Родину.
Вед. II : Каждый из нас испытывает гордость, когда звучит гимн нашей страны или звучат русские народные песни, известные произведения русских композиторов.
Чтец: Встарь здесь крепость была
И степного орла
Князь великий над ней узрел,
А в решениях был он смел.
И взмахнул он жезлом:
- Будет зваться Орлом,
Город здесь будет стоять,
Матушку – Русь охранять!
Орел – старинный,
Но не древний ты!
Звучат церквей колокола
И золотом горят кресты!
Я на тебя смотрю –
Ты как ровесник мой!
Уж скоро пять веков,
А молодой!
Так много от тебя дорог – путей,
На перекрестке ты России всей!
Людей великих миру ты дарил
И дух великий над тобой парил!
А нечисть черная напала,
Страна родная на защиту встала.
Война на запад зашагала,
Тебе ж Москва салютовала!
И вот стоишь ты над Окой,
Орел любимый и родной,
Ты – это люди и дома,
Ты, мой Орел, ты – жизнь сама!
У каждого свои заботы,
Кругом идешь, кипит работа.
Под солнцем щедрым ты цветешь,
Ты молодеешь и растешь!
Класс разделился на 3 команды.
Каждая команда прикрепила бантики разного цвета и эмблемы, заготовленные заранее.
Классный руководитель: Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный день. У нас сегодня литературно-историческая игра – викторина «Орел вчера, сегодня, завтра» к которой мы с вами готовились , и к нам сегодня пришли гости. Разрешите мне их представить: (представление гостей), а так же у нас есть эксперты-консультанты (учащиеся 10го класса), которые помогают вести игру, судят, оценивают способности, таланты, творчество, ответы участников – наше уважаемое жюри (представление жюри).
Каждая команда участвует в конкурсах и может использовать 3 подсказки:
- 50/50;
- Помощь друга (родителей, учителей);
- Мнение зала.
Каждый правильный ответ команды оценивается в 5 баллов. И еще есть сюрпризы в мешочке.
Пример: бочонок под № 7 – «счастливый случай», дающий право получить дополнительно 5/10 очков.
Вед. I : Представление команд начинается! (название команды, девиз, интересы и увлечения членов команд). По очереди идет представление команд.
Вед. II : «Люби и знай Орловский край».
Первый конкурс – «Историческая страница». (Приложение2.)
Представитель от каждой команды по очереди вытаскивают бочонки и согласно их номеру на экране открывается изображение (всего 15 прямоугольников, т.е. по 5 квадратов нужно открыть).
Игровое поле с 15 прямоугольниками на экране.
Вед. I: Слово для подведения итогов первых 2х конкурсов предоставляется жюри.
Второй конкурс – «Литературная гостиная». (Приложение3.)
Вед. II: Переходим к следующему конкурсу. Это конкурс «литературная гостиная».
Командам будут предложены отрывки из литературных произведений и куплеты из стихотворений, вы должны назвать автора и по возможности продолжить. Кому из известных русских поэтов принадлежат эти строки?
Третий конкурс – «Музыкальная шкатулка». (Приложение4.)
Вед. I : А сейчас «музыкальная шкатулка».
В этом конкурсе будут звучать произведения русских композиторов и нужно будет назвать автора и название произведения.
Четвертый конкурс - «Галерея знаменитых людей». (Приложение 5.)
Вед. II : Назовите имена великих русских людей, выдающихся личностей, памятники которым установлены на улицах, площадях, бульварах и скверах г. Орла.
Пятый конкурс – «Кто больше?».
Вед. I : Конкурс «Кто больше?».
Нужно как можно больше за 3 минуты написать и озвучить названия улиц в честь выдающихся людей».
Вед. II : Музыкальная пауза. Для всех нас на скрипке играет Семенова Кристина.
Шестой конкурс - «Капитаны – капитаны». (Приложение6.)
Вед.I: Каждый капитан из предложенных гербов городов и ПГТ Орловской области дает названия населенных пунктов, которым они принадлежат.
«Галерея знаменитых людей»
Когда отвечают члены команд, на экране появляются портреты знаменитых людей.
(Это письменное задание. Каждая команда получает лист, на котором написаны некоторые факты биографии знаменитых людей Орловского края. По этим описаниям необходимо определить , о ком идет речь).
Задание.
Автор
Людмила Внукова
Чтец. Гимн родному городу
После великих и державных,
Орел родной один из славных,
В истории прошедших лет
Он – символ наших больших побед!
Орел родной овеян славой,
Ты скромный с виду и величавый.
И, если даже вдали я буду,
Тебя вовек не позабуду.
Зеленый город мой и красивый
Лежит у сердца моей России,
Столетий поступь, оставлен след,
Орел мой молод, хотя и сед.
Тебя лаская и украшая,
С Россией всей соединяя,
Спокойно воды несет Ока,
Стремиться к Волге издалека.
Звон колокольный твоих церквей
Пусть слышен будет Россией всей,
Они восставшие, души хранители, -
Кирпичик в кладке «Христа Спасителя».
Прошел ты славный, нелегкий путь,
Достойным сыном России будь,
Воспрянь во всей красе и силе,
Всегда будь гордостью России!
Звучит песня в исполнении классного руководителя Рукиной И.И. «Родная земля».
Заключение:
Классный руководитель: Вот и закончилась наша игра – викторина! Подведены итоги. Вручены награды, но самой лучшей наградой ,я думаю, для вас стали знания по истории родного края, родного города Орла и, конечно же, общение с друзьями.
Любите свой город, берегите свою малую Родину, Орловщину.
Спасибо гостям и болельщикам, помощникам и жюри.
До новых встреч.
Приложение 2.
«Люби и знай Орловский край»
(команды вытаскивают бочонки из мешка по очереди и отвечают на вопросы)
Вопросы:
1. Когда и по какому поводу был произведен в Москве первый артиллерийский салют? (5 августа 1943 года. В честь освобождения советскими войсками г.Орла и г. Белгорода от немецко-фашистских захватчиков).
2. Кто из воинов 380-й дивизии водрузил флаг на доме № 5 на площади Мира в г.Орле 4 августа 1943 года? (Н.Д. Санько и В.Я. Образцов).
3. Какой награды удостоен г.Орел за подвиги в годы Великой Отечественной войны? (Ордена Отечественной войны 1-й степени).
4. Серийный выпуск этого самолета начался в 1928 году. Использовался как учебный самолет и выполнял другие задания: сельскохозяйственные, медицинские, почтовые, геологические. Во время Великой Отечественной войны – легкий ночной бомбардировщик. Назовите конструктора, уроженца Орловской области и марку самолета (Н.Н. Поликарпов; По-2).
5. Когда Орловская область полностью была освобождена от фашистских захватчиков? (28 сентября 1943 года).
6. Назовите имя генерала-майора, командира дивизии, участвовавшего в освобождении нашего города, первого коменданта г. Орла. Его имя носит одна из улиц города. (И.В. Панчук).
7. Как назывался до революции 1917 г. и называется в настоящее время сквер Танкистов. (До 1917 г. – Ильинская площадь; сейчас – площадь Мира).
8. На стрелке между реками Окой и Орликом расположена скульптурная группа в честь освобождения Орла 5 августа 1943 г. На постаменте высечены слова:
«Он мощь свою в борьбе обрел
Жестокой и кровавой.
Народ – герой,
И вот Орел – начало новой славы».
Кто автор этих строк? (А.Т. Твардовский).
9. Назовите имя участника освобождения г. Орла, погибшего в бою, которому установлен бронзовый памятник (Л.Н. Гуртьев).
10. В каком году был основан г. Орел? (в 1566 г.).
11. Составной частью Курской битвы явилась операция по освобождению Орловской области. Как она называлась? («Кутузов»).
12. В истории России было три крестьянские войны. Какая из них была связана с Орловским краем? (Крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.).
13. Назовите имя русского генерала, героя войны 1812 г., который похоронен в г.Орле. (А.П. Ермолов).
14. Кто из известных революционеров был узником Орловского централа? (Ф.Э. Дзержинский).
15. Какой районный центр Орловской области знаменит тем, что его посетил А.С. Пушкин по пути на Кавказ? (г. Малоархангельск).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.С. Тургенев Л.Н. Андреев А.А. Фет Ф.И. Тютчев Н.С. Лесков И.А. Бунин
Т.Н. Грановский В.А. Русанов Н.А. Семашко Н.Н. Поликарпов А.П. Киселёв
А.П. Ермолов М.П. Чечнева А.А. Мисуркин
450 - летию г. Орла посвящается Вопросы викторины по истории Орловской области и города Орла 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Краеведческий музей
Театр юного зрителя
Драматический театр им. И.С.Тургенева.
Памятник И.С. Тургеневу
Памятник Н.С. Лескову
Памятник Л.Н Гуртьеву
Сквер Танкистов
Железнодорожный вокзал
Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери
Стелла на месте основания города в честь 400-летия
Памятник металлургам
Дворянское гнездо
Памятник Н.Н. Поликарпову
Памятник И.А. Бунину
Памятник В.С. Калинникову
Литературная страничка Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Е. Благинина Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; А. Фет Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. И. Тургенев Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин
Музыкальная шкатулка «Щелкунчик» «Грустная песенка» «Полет шмеля» Чайковский П.И. КалинниковВ.С. Римский-Корсаков Н.
Дмитровск Новосиль Малоархангельск Залегощь Мценск Кромы Ливны Болхов Орел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...
Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"
Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....
Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».
Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...
Игра "Звездный час" по теме "Барнаул: вчера, сегодня, завтра"
Познавательная игра, которая может проведена на воспитательном занятии или на уроках Барнауловедения....
«Олимпийские игры – вчера, сегодня, завтра» (внеклассное мероприятие)
внеклассное мероприятие посвященное Олимпиаде 2014...
ВИКТОРИНА КРЫМ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,ЗАВТРА!
ВИКТОРИНА КРЫМ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,ЗАВТРА! Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько ...