Роль классного руководителя в воспитательном потенциале школы
статья
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка тнеобходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_28.03.22.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе рабочей программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Воспитательная работа проходит в системе.
В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского, доктора педагогических наук:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек. 2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, 9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным. 10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы я считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Я провожу различные виды классных часов: беседа, дискуссии, проект, викторина, спектакли и др.
Для реализации воспитательного плана работы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, в течение года были проведены мероприятия, например: субботники на территории школы и в классе, участвовали в сборе макулатуры, проводились мероприятия ко Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню, уроки мужества, этические беседы на различные темы и др.
Для того, чтобы мероприятия были интересны учащимся даю возможность самим проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и реализовывать их в интересах класса. Так, дети с удовольствием самостоятельно готовили поздравления друг другу, конкурсы и викторины к 23 февраля и 8 марта, их нужно было лишь организовать и направить. При сборе макулатуры обучающиеся самостоятельно определили количество, принесенной бумаги (5кг), что меня порадовало. В итоге класс занял призовое место.
В данный момент готовимся к постановке отрывка из сказки на английском языке, чтобы принять участие в школьном конкурсе «Театральная весна».
В начале года работали над проектом «Здоровый образ жизни – залог здоровья» (проблемно-реферативная форма работы). В процессе работы над проектом учащиеся собирали доказательства того, что здоровье человека напрямую зависит от того образа жизни, который он ведет, для формирования у подрастающего поколения правильного представления о здоровье и красоте. Цель проекта: формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, изучить способы сохранения и укрепления здоровья. Задачи проекта: 1. Ознакомиться с научной литературой о здоровье, здоровом образе жизни.2. Популяризация преимущества здорового образа жизни. В начале и по окончании проекта провели анкетирование. Результат: Повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования.
Также в начале года был сформирован актив класса. Выбран староста класса, которая занимается организационными вопросами, оказывает помощь классному руководителю, привлекая других учащихся. Дети активно сотрудничают с Советом школы, участвуют в общешкольных мероприятиях. В своем классе на переменах самостоятельно организуют спокойные игры.
Серьезный участок деятельности классного руководителя – организация трудового и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, а также включать их общественно-полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств, стремления приносить пользу обществу, себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Я привлекаю учащихся к дежурству по классу, для этого составлен ежедневный график дежурств. Каждый знает в какой день дежурит и какие у него обязанности. Генеральная уборка класса - полезное совместное трудовое дело.
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы, консультации) формы работы с семьей.
Стилю общения с родителями придаю большое значение. Принципы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Строю отношения с родителями на основе взаимоуважения. И эта работа вряд ли была бы успешна без поддержки администрации и учителей-предметников, работающих в классе. Наши воспитательные действия должны быть едины и дополнять друг друга. Поэтому стараюсь быть в курсе проблем, возникающих между учителями и учащимися класса. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.
Оценивая результаты воспитательной работы, следует обращать внимание на качественные изменения, происходящие с воспитанниками, а также на изменения в системе отношений. Также, в силу специфики результативности воспитательной деятельности необходимо иметь в виду, что возможно «последействие», отсроченное во времени. На данный момент, в классе установилась более дружелюбная и спокойная атмосфера. Происходит меньше инцидентов по сравнению с началом года, но работу по формированию сплоченного коллектива необходимо продолжать.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
В своей статье хочу рассказать о том, что роль классного руководителя является важной и необходимой частью в жизни ученика и их родителей....
Роль классного руководителя в воспитательной системе школы
Статья о той роли, которую играет классный руководитель в воспитательной системе школы....
Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
Из опыта работы классного руководителя...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
" Роль классного руководителя в воспитательной работе с учащимися"
Цель и задачи деятельности классного руководителя:создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.формирование и развитие коллектива кл...
Роль классного руководителя в условиях современной школы
Роль классного руководителя в условиях современной школы...