"ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ"
материал по теме
ДОКЛАД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме:"Труд как фактор воспитания и развития личности" | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Положай А.В. ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ!»
Труд и человек, неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому и духовному развитию. От первых каменных орудий из дерева и кости, до космических кораблей – такой гигантский путь развития человека. Труд на благо общества – священная обязанность каждого из нас. Воспитывать любовь к труду – значит воспитывать всего человека. Поэтому воспитание подрастающего поколения к труду становится ведущим началом деятельности всех учебно-воспитательных заведений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой уже давно. К.Д.Ушинский писал: «Само - воспитание, если оно желает счастья человеку должно его воспитывать не для счастья, а приготавливать к труду жизни». Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывают трудовая деятельность на детей, открывает им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.
Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувствами, представлениями, уточняет их, делает более конкретными.
Трудовая деятельность рассматривается в качестве главного средства введения детей и подростков в основу нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей основой, в воспитании подрастающего поколения.
Система трудового обучения и воспитания учащихся должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией. Она концентрирует главное внимание на формировании у детей представлений о роли труда и жизни людей, о коренном различии труда.
Трудовая деятельность направлена на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет, бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу. Если внимательно посмотреть перечень задач трудового воспитания станет ясно, что они могут быть успешно решены, лишь всей системой средств воспитания включая учебный процесс, уроки труда, внеклассная работа и самостоятельный труд.
Труд - как правило, должен завершаться вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые предметы, в другом безделушки. Воспитателю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего. Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы и группы вещи, например: - Ядне Вадим – савок для мусора, Лапсуй Юлиан – ящичек для инструментов, Вануйто Дмитрий – табурет, Салиндер Денис и Вануйто Николай полку для обуви. Такой труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их. Только в совместном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:
1.Работа должна начинаться в определенное время;
2.Старательность и изобретательность будут поощрены;
3.Плохая работа не будет принята;
4.Тому, что не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.
Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Получив непосильное задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает от этого труда удовлетворения. Иногда ему удается достичь результата огромной ценой перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот. Вызывает отвращение к труду. Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости. Нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.
Содержание и оббьем знаний о труде определяется учебной программой воспитания. Источники получения этих знаний разнообразны. Наряду с учебными занятиями я использую: - беседы, рассказы, но важным источником является экскурсия на производство. На экскурсиях дети наблюдают за тем, как трудятся люди, знакомятся с организацией труда и трудовой обстановкой, видят результат труда взрослых. В первую очередь следует познакомить детей с видами труда, близкими их опыту предприятиями обслуживания население - (почта, магазин, хлебопекарня, библиотека и т.д.) знания, полученные о труде взрослых, дети могут воплотить в своих творческих работах: - рисунках, аппликациях, написать сочинение. Значимое место в трудовом воспитании занимают такие виды деятельности, как бытовой труд:- уход за одеждой, поддержание чистоты и порядка в спальных комнатах.
Только в процессе такой работы можно приучить детей соблюдать порядок и чистоту, а также воспитывать у них бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю.
Дети могут стать счастливыми, и для этого необходимо не забывать: - посильный труд необходим каждому ребенку, организовать детей и они с удовольствием возьмутся за добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"
АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности» Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...
Воспитание патриотизма как фактор духовно-нравственного развития личности студента на занятиях истории.
В статье рассматриваются конкретные исторические темы, изучение которых способствует воспитанию патриотизма....
Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»
Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой ...
Из опыта работы. Формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности.
Из опыта работы по формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе на уроках географии....